Оглавление

Автоматизированная обучающая система

Инструментальный комплекс, включающий математическое, методологическое и программное обеспечения и предназначенный для заполнения знаниями пользователем- непрограммистом в целях создания обучающей системы и, в конечном итоге, реализации автоматизированного обучения..

Все множество пользователей АОС можно разбить на три группы:

  1. Составитель курса (преподаватель). Он осуществляет подготовку системы к использованию, в его задачи входит:

  2. Консультант (преподаватель). Он контролирует работу обучаемых с системой; в его задачи входит:

  3. Обучаемый. Работа системы с обучаемым делится на сеансы. Во время каждого сеанса система:

Цель АОС – передать обучаемому знания, которые в нее заложены. Определить степень достижения этой цели система может с помощью модели обучаемого. Для этого в модель обучаемого следует включить целевую модель обучаемого, при достижении которой задача системы считается выполненной.


Адаптация

Коррекция хода обучения.

Адаптация имеет ряд аспектов:

  1. приспособление к текущим потребностям конкретного обучаемого;
  2. приспособление к текущему состоянию обучаемого;
  3. приспособление к выбранной для изучения проблемной области;
  4. приспособление к решаемой задачи

Адаптивная модель педагогического тестирования

Модель педагогического тестирования, основанная на использовании адаптивного теста.

Данная модель применяется для тестирования обучаемых с помощью компьютера, т.к. на бумажном бланке невозможно заранее разместить столько вопросов и в том порядке, сколько и в котором они должны быть предъявлены обучаемому.

Тестирование обычно начинается с заданий средней сложности, но можно начинать и с легких заданий, т.е. идти по принципу повышения сложности.

Тестирование заканчивается, когда обучаемый выходит на некоторый постоянный уровень сложности, например, отвечает подряд на некоторое критическое количество вопросов одного уровня сложности.

Достоинства:

  1. Позволяет более гибко и точно измерять знания обучаемых;
  2. Позволяет измерять знания меньшим количеством заданий, чем в классической модели;
  3. Выявляет темы, которые обучаемый знает плохо и позволяет задать по ним ряд дополнительных вопросов.

Недостатки:

  1. Заранее неизвестно, сколько вопросов необходимо задать обучаемому, чтобы определить его уровень знаний. Если вопросов, заложенных в систему тестирования, оказывается недостаточно, можно прервать тестирование и оценивать результат по тому количеству вопросов, на которое ответил обучаемый;
  2. Возможно применение только на ЭВМ.

Надежность результатов тестирования в данном случае самая высокая, т.к. осуществляется приспособление под уровень знаний конкретного обучаемого, что обеспечивает более высокую точность измерений.


Адаптивность

Способность обучающей системы к адаптации.


Адаптивная обучающая система

См. Интеллектуальная (адаптивная) обучающая система


Адаптивная поддержка в навигации

Построение оптимальной последовательности учебного материала путем сокрытия и показа гиперссылок в гипертексте. Если обучаемый не готов к изучению какой-либо части учебного материала, то ссылки на нее скрываются, либо обучаемому выдается список тем, которые он должен изучить перед изучением выбранной темы.


Адаптивная поддержка сотрудничества

По данным об обучаемых выбирается самый сильный обучаемый, который объясняет ответ на вопрос или ход решения задачи, либо задача решается группой из нескольких обучаемых, которые обмениваются между собой копиями своих решений.

Доказано, что коэффициент интеллекта группового разума выше, чем интеллект отдельного обучаемого. При этом происходит передача знаний от обучаемых, знающих какой-либо раздел курса лучше, к остальным. Метод позволяет ранжировать обучаемых по вкладу в совместную деятельность.


Адаптивное представление

Технология, целью которой является приспособление содержимого учебного материала к уровню знаний обучаемого.


Адаптивный тест

Тест, в котором сложность заданий меняется в зависимости от правильности ответов испытуемого.

Если обучаемый правильно отвечает на тестовые задания, сложность последующих заданий повышается, если неправильно – понижается. Также есть возможность задавать дополнительные вопросы по темам, которые обучаемый знает не очень хорошо для более точного выяснения уровня знаний в данных областях.


Адаптивные технологии

Технологии, используемые в адаптивных обучающих системах.

Различают:

  1. построение последовательности курса обучения
  2. интеллектуальный анализ решений
  3. интерактивная поддержка в решении задач
  4. поддержка в решении задач на примерах
  5. адаптивная поддержка в навигации
  6. адаптивное представление
  7. адаптивная поддержка сотрудничества

Актуальность

Значимость, практическая востребованность.


Артикулируемые знания

Знания, которые относительно легко поддается превращению в информацию, которая является удобным средством передачи знаний. Она может быть передана от учителя к ученику с помощью учебных текстов и графических изображений, заранее подготовленных и хранящихся на каком-либо носителе, например на бумаге, на магнитном или оптическом диске.


Асинхронность обучения

Реализация технологии обучения по удобному для каждого обучаемого расписанию.


Ассоциативно-рефлекторная теория обучения

Ассоциацию в данной теории определяют как связь между психическими явлениями, при наличии которой актуализация одного явления вызывает появление другого. Таким образом, обучение в ассоциативно-рефлекторной теории трактуется как установление связей между различными элементами знания. Связи принято делить на внешние и внутренние. Внешние связи дают чисто механическое заучивание. Например, правило для запоминания цветового спектра: "Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан". Внутренние же, логические связи позволяют из одних элементов знания получать (выводить) другие элементы.

Необходимыми условиями для применения ассоциативно-рефлекторной теории усвоения являются наличие у обучаемых определенного фундамента знаний и владение ими логическими операциями, позволяющими связывать между собой ранее изученные и новые элементы знания. Методику ассоциативно-рефлекторного обучения можно представить в виде схемы из шести следующих этапов.

  1. Актуализация ранее усвоенных элементов знания (контроль, напоминание).
  2. Установление связей между ранее усвоенными и новыми элементами знания.
  3. Фиксация и осмысление новых элементов знания.
  4. Закрепление новых знаний.
  5. Обобщение ранее усвоенных и новых элементов знания в единую систему.
  6. Закрепление обобщенного знания.

При конкретной реализации этой схемы в глобальном сценарии учебной работы с обучающей программой локальные сценарии каждого этапа могут быть построены на основе универсальной бихевиористской формулы.


Атлас

Альбом, содержащий изображение различных объектов (карты, чертежи, рисунки и пр.), служащий для учебных и практических целей.


Оглавление