Основные понятия информационных технологий

Информатизация общества - это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства становятся сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного обмена.

Информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания и используемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях.

Информационная технология (ИТ) - практическая часть научной области информатики, представляющая собой совокупность средств, способов, методов автоматизированного сбора, обработки, хранения, передачи, использования и продуцирования информации для получения определенных, заведомо ожидаемых, результатов.

Средства информационных и коммуникационных технологий -программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вы-числительной техники, современных средств и систем транслирования информации и информационного обмена, а также обеспечивающие операции по сбору, накоплению, хранению, обработке, передаче и продуцированию информации и доступ к информационным ресурсам компьютерных (в том числе глобальной) сетей.

Средства информатизации и коммуникации образовательного назначения - средства информационных и коммуникационных технологий, используемые вместе с учебно-методическими, нормативно-техническими и организационно-инструктивными мате­риалами, которые обеспечивают реализацию оптимальной техно­логии их педагогического использования.

Инструментальное программное средство - программное сред-ство, предназначенное для конструирования программных средств (систем) учебного назначения, подготовки или генерирования учебно-методических и организационных материалов, создания графических, видео- или музыкальных включений.

Программно-педагогические средства (ППС) - программные средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. ППС используются в учебно-воспитательном (учебно-тренировочном) процессе, при подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров сферы образования, в целях развития личности обучаемого, интенсификации процесса обучения. Применение ППС ориентировано: на решение определенной учебной проблемы, требующей ее изучения и (или) разрешения (проблемно-ориентированные ППС); осуществление некоторой деятельности с объектной средой (объектно-ориентированные ППС); осуществление деятельности в конкретной предметной среде (предметно-ориентированные ППС). Современные ППС реализуются на базе технологии мультимедиа.

Электронные учебные пособия - образовательное электронное издание, частично или полностью заменяющее либо дополняю­щее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Этот термин используется как в рабочей документации, так и в официальных документах-рекомендациях по присвоению грифа Министерства образования и наук РК.

Спортивно-ориентированное физическое воспитание (спортизированное) -  суть обновления формы и содержания физического воспитания состоит в том, что обучающиеся занимаются добровольно выбранными видами спорта в учебно - тренировочных группах: спортивной гимнастики, волейбола, баскетбола, настольного тенниса, спортивных единоборств, лыжного спорта, в группах общей физической подготовки. Занятии вынесены за сетку часов учебного расписания и проводятся 3 раза в неделю по 2 учебных часа.    

Информационно-коммуникационная среда - совокупность ус­ловий, обеспечивающих осуществление деятельности пользова-теля информационного ресурса с помощью интерактивных средств ИКТ, которые взаимодействуют с ним как с субъектом информационного общения и личностью.

Информационно-коммуникационная предметная среда - сово­купность условий, способствующих возникновению и развитию процессов учебного информационного взаимодействия между обу-чаемым, преподавателем и ИКТ, формированию познавательной

активности обучаемого при условии наполнения компонентов среды предметным содержанием.

Всемирная мультимедийная среда - World Wide web (www) -среда, которая позволяет средствами глобальной информацион-ной сети (Интернет) осуществлять поиск и представление информации (текст, аудио- и видеоинформация, элементы техно­логии виртуальной реальности и др.) по выделенным словам и рисункам, а также обеспечивает легкий доступ к нужному ресурсу Всемирной сети Интернет.

Web-страница - отдельный документ в World Wide web. Web-страница может содержать текст, графику, звуковое сопровождение, анимацию и другие мультимедийные объекты, а также гипер-текстовые ссылки. Адрес web-страницы определяется адресом URL.

URL-адрес (Uniform Resource Locator) - унифицированная фор­ма записи адресов документов в сети Интернет. Правила записи адреса в этой форме таковы, что позволяют однозначно опреде-лить место нахождения любого документа. Адрес URL может со­стоять из четырех полей: имени протокола, имени компьютера, пути поиска документа на этом компьютере и ссылки на опреде­ленное место внутри документа.

Домашняя страница (Home Page) - основная web-страница, которая появляется первой при наличии соединения и запуске программы.

Информационное взаимодействие (ИВ) - деятельность, направ-ленная на осуществление процесса передачи-приема информа-ции, представленной в любом виде (символы, графика, анима-ция, аудио- и видеоинформация), при реализации обратной связи, развитых средствах ведения интерактивного диалога и обеспе­чении возможности сбора, обработки, продуцирования, архиви-рования, передачи и транслирования информации.

Информационное взаимодействие образовательного назначения (ИВ ОН) в условиях использования средств ИКТ - деятельность, направленная на сбор, обработку, применение и передачу информации, которая осуществляется субъектами образовательного процесса (обучающийся, обучаемый, средство обучения, функ-ционирующее на базе ИКТ), и обеспечивающая психолого-педагогическое воздействие, ориентированное на развитие креатив-ного (творческого) потенциала индивида, формирование систе-мы знаний определенной предметной области, комплекса уме­ний и навыков осуществления учебной деятельности, в том числе по изучению закономерностей предметной области.

Интерактивный диалог - взаимодействие пользователя и про­граммы (программно-аппаратной системы), предполагающее об­мен текстовыми командами, запросами и ответами, приглашени-ями, использование более развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме,

с использованием ключевого слова, в форме с ограниченным на-бором символов и др.); при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала и режима ра-боты с ним. Интерактивный режим взаимодействия пользователя с электронно-вычислительной машиной (ЭВМ) отличается тем, что каждый запрос пользователя вызывает ответное действие про­граммы и, наоборот, реакция последней требует реакции пользо­вателя.

Гипертекст (Hyper-Text) - технология обработки информации. Для этой технологии характерно следующее: в иерархиче­скую базу данных помещаются участки обычного текста (объекты) с возможными иллюстрациями; между объектами устанавливаются именованные связи; на экране дисплея помещается учас­ток текста, в котором объекту соответствует визуальная пометка (специально выделенные в тексте слова и окна), содержащая информацию о данном объекте.

Гипермедиа технологии - технологии, аналогичные гипертек-стовым технологиям, однако отличные от них тем, что переход осуществляется не только с текстовых данных на текстовые дан-ные, но и с текстовых данных на другие данные - графические, звуковые, видео и т.д.

Технология мультимедиа - информационная технология, ос­нованная на одновременном использовании различных средств представления информации и являющаяся совокупностью при-емов, методов, способов и средств сбора, накопления, обработ-ки, хранения, передачи и продуцирования аудиовизуальной, текстовой, графической информации в условиях интерактивного вза-имодействия пользователя и информационной системы, реализующей возможности мультимедийных операционных сред. В обуче­нии технологию мультимедиа используют при создании и приме­нении программных средств образовательного назначения. Ком-понентами таких программных средств являются статические и анимированные изображения, а также текстовая информация и видеоинформация со звуковым сопровождением, которые созда-ют информационно-предметную среду с большими образователь-ными возможностями. Характерной особенностью реализации мультимедийных образовательных продуктов является объедине­ние всех их компонентов на одном материальном носителе, на-пример на CD- или DVD-диске.

Технология «Виртуальная реальность» (Virtyal reality) - тех-нология неконтактного информационного взаимодействия, реализующая с помощью комплексных мультимедийных операцион-ных сред иллюзию непосредственного «вхождения» и «присутствия» в реальном времени и в стереоскопически представленном экран-ном (виртуальном) мире с обеспечением тактильных ощущений при взаимодействии пользователя и объектов этого мира.

Технология телекоммуникации - совокупность приемов, мето­дов, способов и средств обработки, информационного обмена, транспортировки и транслирования информации, представлен-ной в любом виде (символьная, текстовая, графическая инфор­мация, аудио- и видеоинформация) с использованием современных средств связи, которые обеспечивают информационное взаи-модействие пользователей как на локальном уровне (например, в рамках одной организации или нескольких организаций), так и на глобальном уровне, в том числе в рамках Всемирной сети Ин-тернет.

Электронная почта (e-mail) - сервис Интернета, позволяю­щий практически моментально передавать адресату, удаленному на сколь угодно большие расстояния, текст, графику, звук, ви-део- и программные продукты.

Электронные конференции («Электронные доски объявлений») -сервис Интернета, предназначенный для коллективных тексто­вых коммуникаций (массового информирования, совместного об-суждения какой-либо темы).

Компьютерная визуализация учебной информации - наглядное представление на экране ЭВМ объекта, его составных частей или их моделей, а при необходимости - представление графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого объекта или процесса (во всевозможных ракурсах, деталях, с демонстра-цией внутренних взаимосвязей составных частей) в развитии, во временном и в пространственном движении.

Компьютерное моделирование - представление на экране ЭВМ модели (математической, информационно-описательной, наглядной), адекватной оригиналу изучаемого, исследуемого объекта, или модели процесса.

База данных (БД) - совокупность данных, которая отобра-жает состояние объектов и их отношений в данной предметной области. БД обеспечивает использование одних и тех же данных в различных приложениях, допускает решение задач планирования, проектирования, исследования и управления. Функциони-рование БД обеспечивается системой управления базами данных (СУБД).

База знаний (БЗ) - организованная совокупность знаний, пред-ставленная в форме, допускающей автоматическое или автоматизированное использование этих знаний для решения заданного круга теоретических и практических задач на основе реализации возможностей средств информационных технологий.

Банк данных (БД) - совокупность всех массивов информации длительного хранения, как правило, организованных в библиотеки данных, а также программно-технических средств, обеспечи-вающих ее накопление, обновление, корректировку и использо­вание.

 

 

 

 

© 2010 г. Дизайн Даулетов Алпамыс Сырымович