ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СПОРТИЗИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

            Одним из разделов развития физической культуры является спортизированное физическое воспитания (СФВ) в общеобразовательных школах, среднее специальных, высших учебных заведениях  Республики Казахстан.

         Спортизированное физическое воспитание - суть обновление формы и содержания физического воспитания состоит в том, что обучающиеся занимаются добровольно выбранными видами спорта в учебно-тренировочных группах, в группах общей физической подготовки. Занятия проводяться в рамках учебного расписания 3 раза в неделю через день по  2 учебных часа.

         Внедрение спортизированного физического воспитания предусматривает последовательное этапное развитие процесса обновления содержательной и организационной структуры физического воспитания.

          Учащихся 9-х классов средних школ необходимо предварительно готовить к новой форме организации физического воспитания. В начале учебного года один из уроков физической культуры проводится с постепенным наращиванием объёмов тренирующих режимов в основной части занятия. На этом этапе ознакамливают с элементами выбранного вида спорта.

          В 10-11 классах учащиеся согласно поданному заявлению на имя директора школы переходят заниматься в спортивные учебно-тренировочные группы. Не изъявившие желания занимаются в спортивных группах общефизической подготовки (ОФП).

         С учётом физиологии человека, то есть сенситивные периоды, так как с 6 лет необходимо давать упражнения на гибкость, с 8-9 лет должны давать упражнения на скорость и ловкость, с 11-12 лет на развитие выносливости и только с 15 лет давать упражнения на силу.

У школьников 15-16 лет создаются морфологические и функциональные предпосылки для овладения практически любым видом движений. Однако в этот период необходимо более дифференцированно подходить к величине физической нагрузки в зависимости от степени половой зрелости подростка. С учетом раздельного обучения юношей и девушек за счёт объединения однородных типологических 10-11 классов в учебно-тренировочные группы в соответствии с интересами, потребностями и способностями учащихся.

         В более раннем возрасте идёт общая подготовка и спортивная ориентация, в этом возрасте незначительная, т.е. даются только отдельные элементы специализации.  К тому же у учащихся старших классов более выраженная мотивация заниматься каким-либо видом спорта, но это не отменяет возможности организовать спортизированное физическое воспитание и в младших классах.

 

Годовой объем часов спортизированного физического воспитания (СФВ).

 

№ п/п

Части подготовки

Количество часов

1

Теоретическая подготовка

4

2

Общая физическая подготовка

66

3

Специальная физическая подготовка

38

4

Технико-тактическая, психологическая подготовка

112

5

Подготовка к соревнованиям

16

6

Контрольные и переходные нормативы

4

7

Всего часов

240

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятия проводятся в учебно-тренировочных группах (10-11 классах) и вынесены за сетку часов учебного расписания три раза в неделючерез день по 2 часа, всего 6 часов в неделю. Оплата преподавателю спортизированного физического воспитания производится за счёт 3-х часов уроков физической культуры однородных типологических 10-11 классов, объединенных в учебно-тренировочные группы для раздельного обучения юношей и девушек, при необходимости за счёт детско-юношеского клуба физической подготовки. (ДЮКФП).

На современном этапе развития системы физического воспитания школьников Республики Казахстан цель и задачи ее определены в различных правительственных документах, государственном стандарте по предмету «Физическая культура».

Так, в «Государственной программе развития физической культуры и спорта Республики Казахстан на 2007-2011 годы» отмечается, что «совершенствовать внешкольные формы организации физической культуры, дополняющие содержание уроков физического воспитания в общеобразовательной школе, путем создания юношеских клубов; рекомендовать общеобразовательным школам создание специализированных классов по видам спорта с продленным днем обучения и углубленным учебно-тренировочным процессом». Государственный стандарт по предмету «физическая культура» в качестве цели этого предмета определяет «укрепление здоровья, формирование знаний, жизненно важных двигательных умений и навыков, гармоничное развитие личности в соответствии с задачами нравственного, трудового и эстетического воспитания». По определению И.И. Переверзина, цель физического воспитания учащихся современной школы - это формирование высокого уровня индивидуальной, личной физической культуры школьника как элемента здорового, активного образа жизни посредством регулярных занятий физическими упражнениями и спортом.

Анализ имеющихся исследований по вопросам внедрения спортизированного физического воспитания свидетельствует о наличии нескольких его составляющих: изучение уровня развития признаков физического совершенства; эффективность дополнительных тренировочных уроков физической культуры: педагогическая технология спортивной ориентации детей: социальные и психологические аспекты совершенствования физической активности детей; программно-методическое обеспечение учебного процесса по физической культуре учащихся; личностно-ориентированное физическое воспитание, признание приоритета самоценности человека; уточнение цели и задач физического воспитания школьников в ракурсе современного состояния мировой практики его развития; оптимальное сочетание различных форм организации физического воспитания школьников; контроль за физической подготовленностью; совершенствование физического воспитания     школьников с учетом региональных условий; мотивация к занятиям физической      культурой; самостоятельные занятия учащихся физическими упражнениями; анализ программ по физической культуре; оптимизация развития физических качеств и освоения двигательных действий; планирование учебной работы по физическому воспитанию школьников.

Хотя в исследованиях специалистов обосновано научно-методическое обеспечение отмеченных выше составляющих, на наш взгляд, на современном этапе требуют своего дальнейшего изучения следующие вопросы:

а)        изучение развития программно - нормативных основ системы физического воспитания школьников;

б)    исследование признаков физического совершенства школьников и факторов, их определяющих;

в)     определение современных концептуальных подходов в контексте совершенствования процесса физического воспитания школьников;

г)     выявление состояния реализации базовой и вариативной части программы по физическому воспитанию в старших классах общеобразовательных школ;

д)   изучение особенностей мотивированности учащихся старших классов к занятиям физической культурой и спортом;

е)    разработка технологии внедрения спортизированного физического воспитания в общеобразовательных школах.

Акцентирование внимания на отмеченные составляющие предмета нашего исследования связано с обобщением передового опыта ведущих специалистов физической культуры и спорта, так и собственного опыта в качестве руководителя Атырауского регионального центра развития физической культуры и спорта. С принятием независимости Республики Казахстан и переходом на республиканскую типовую программу по физическому воспитанию в общеобразовательных школах Атырауской области специалистами физической культуры были предложены различные пути наполнения содержания вариативной части программного материала, направленной на совершенствование физического воспитания школьников.

Так, Т.А.Ботагариевым была разработана и внедрена в практику комплексная региональная программа физического совершенствования школьников, основанная на взаимосвязанном участии всех участников физкультурной деятельности (учителя физической культуры, учителя-предметники, студенты, школьники, директора общеобразовательных школ, методисты физического воспитания институтов повышения квалификации).

На современном этапе развития процесса физического воспитания школьников наблюдается тенденция широкого внедрения в вариативную часть восточных единоборств и других видов спорта. На наш взгляд, необходимо рациональное, научно обоснованное включение этих видов спорта во взаимосвязи с другими элементами учебно-воспитательного процесса в рамках требований, предъявляемым государственным стандартом по предмету «Физическая культура».

Как отмечает В.К. Бальсевич, традиционный урок физической культуры в рамках школьного расписания не дает того тренировочного эффекта, который позволяет оптимально развивать физические качества учащихся.

        В связи с вышеотмеченным, необходим научный поиск подходов по оптимизации организации и реализации инновационных технологий, обеспечивающий решение задачи повышения оздоровительного эффекта занятий, уровня функциональной, физической подготовленности, физического развития учащихся.

 Годовая учебная нагрузка спортизированного физического воспитания для студентов высших учебных заведении

Курсы

 

1 семестр

2 семестр

Итого часов

В неделю

В неделю

1 курс

6 часов

3 раза в неделю

6 часов

3 раза в неделю

180

2 курс

4 часов

2 раза в неделю

4 часов

2 раза в неделю

120

3 курс

4 часов

2 раза в неделю

4 часов

2 раза в неделю

120

4 курс

2 часов

2 раза в неделю

 

60

Примечание:       -    1 урок – 100 мин  (50мин х 50 мин), 1 час 40 мин

-          В одном семестре 15 недель

В каждом курсе 30 недель

 

 

 

© 2010 г. Дизайн Даулетов Алпамыс Сырымович