ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ

С.С. Жекенов - к.п.н., зрс.

Атырауский региональный центр развития физической культуры и спорта

 

Ключевая слова: информационные, коммуникационные, моделирование.

 

В XXI веке в Республике Казахстан, как и во всем мире, происходят качественные изменения во всех сферах человеческой жизни. Важную роль в этих преобразованиях играют стремительное развитие научно-технического прогресса, глобальная технологизация и информатизация стран мирового сообщества.

В конце XX - начале XXI в. произошел переход развитых стран от индустриального общества к информационному. Термин «информационное общество» появился во второй половине 60-х гг. XX в. Наряду с ним используются и другие термины: «информационный век», «общество знания», «технотронное общество», «инфосфера», «постиндустриальное общество» и ряд других. Во многом по своему значению они совпадают с понятием «информационное общество», однако не обладают его широтой и универсальностью. Поэтому в настоящее время термин «информационное общество» является наиболее распространенным.

В связи с этим предъявляются определенные требования к системе образования, образовательному процессу, общей коммуникативной и информационной культуре педагога и тренера, а также к информационным технологиям обучения и тренировки, формам и методам их внедрения на уроках физической культуры, спортивно-ориентированного (спортизированного) физического воспитания в общеобразовательных школах.

Удовлетворение этих требований должно привести к созданию принципиально новой информационной культуры, предполагающей наличие умения использовать соответствующим образом весь набор информационных технологий в своей профессиональной деятельности.

Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютера, телекоммуникаций и других средств информационных технологий.

Таким образом, вопросы овладения современными информационными и коммуникационными технологиями и их использования становятся одним из основных компонентов профессиональной подготовки любого специалиста, в том числе и специалиста в области физической культуры и спорта. Это требует разработки и внедрения в учебный процесс профессионально ориентированных программных и программно-педагогических средств и курсов, направленных на овладение необходимыми знаниями, а также накопления личного опыта их использования в профессионально-педагогической и спортивной деятельности.

Решая задачи информатизации учебного процесса, следует четко определить следующее:

-        где и с какой целью использовать возможности персонального компьютера, информационных и коммуникационных технологий;

-      какие программные продукты должны обеспечить решение задач информатизации учебно-тренировочного процесса;

-        как создавать и использовать в профессионально-педагогической деятельности специалистов по физической культуре и спорту программно-педагогические средства;

-  каким образом вести поиск, обработку, хранение, передачу и представление учебной и научно-методической информации в области физической культуры и спорта средствами современных информационных и коммуникационных технологий.

Основные направления использования информационных и коммуникационных технологий в физической культуре и спорте прежде всего связаны:

-   с развитием личности и подготовкой будущих специалистов к комфортной жизни в условиях информационного общества;

-  с реализацией социального заказа на специалистов в области физической культуры и спорта, обусловленного информатизацией сферы физической культуры и спорта;

-       с интенсификацией всех уровней учебно-воспитательного и тренировочного процессов.

С учетом этого можно выделить направления использования информационных и коммуникационных технологий в физической культуре и спорте. Итак, информационные и коммуникационные технологии применяются:

-       в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания и повышающего его эффективность. При этом реализуются возможности программно­методического обеспечения современных компьютеров в целях сообщения знаний, моделирования учебных, тренировочных и соревновательных ситуаций, осуществления контроля над результатами обучения;

-      в качестве средства информационно-методического обеспечения и управления учебно-воспитательным и организационным процессом в учебных заведениях, спортивных организациях и т. п.;

-     в качестве средства автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебно-воспитательной и учебно-тренйровочной деятельности и компьютерного тестирования физического, умственного, функционального и психологического состояний занимающихся;

-   в качестве средства автоматизации процессов обработки результатов соревнований и научных исследований;

-  в качестве средства организации интеллектуального досуга, развивающих игр;

-  в рекламной, издательской и предпринимательской деятельности в сфере физической культуры и спорта;

-      при организации мониторинга физического состояния и здоровья различных контингентов занимающихся.

Информационные и коммуникационные технологии в организации учебного процесса.

Использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе на занятиях физической культурой представляет определенный интерес, так как в будущем можно будет оценить их преимущества и освоить методику их применения в своей профессиональной деятельности.

Внедрение новых информационных технологий обучения позволяет осуществить: сообщение знаний, контроль (самоконтроль) за ходом их усвоения, демонстрацию иллюстративного материала как в статике, так и в динамике; сопоставление биомеханических характеристик двигательного действия, выполняемого спортсменом (учащимся, студентом), и указаний о дальнейшем обучении в зависимости от проявленных расхождений с эталоном исполнения (образцом); хранение информации в виде банков данных с конспектами занятий, документами планирования, карточек подвижных игр, списков литературы, обучающих и контролирующих программ, комплексов обшеразвивающих упражнений; контроль, учет и анализ динамики физического развития детей (мониторинг); математико-статистическую обработку результатов исследований; моделирование педагогического процесса и т.п.

Новые информационные технологии обучения предусматривают следующее: программно-методическое обеспечение учащихся дидактическими материалами нового типа, наличие современных технических средств (дисплейных классов, обучающих систем на базе ЭВМ, мультимедийных проекторов, выхода в Интернет и т.д.), перераспределение функций

управления познавательной деятельностью между учителями, учениками и компьютерами. Все это требует новых профессионально-педагогических подходов к подготовке учеников.

Определенный интерес представляют структура и функциональные возможности мультимедийных контролирующих и обучающих программ. Контроль знаний и умений является важным звеном учебного процесса: именно по его результатам можно судить об эффективности обучения. Преподаватель на основе данных контроля получает информацию о результатах своей работы (обратная связь) и при необходимости может внести в нее коррективы. Для обучаемого такие данные служат оценкой его работы.

Использованная литература

-              Кошаев М.Н. Конкуренция в сфере физкультуры и спорта // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - N 11 (33). - С. 47-50.

-                 Жекенов С.С., Жубаншалиев Р.К., Махамбетова С.Д., Нурекешова У.А. Методические рекомендации по решению проблем организации физического воспитания и спорта Атырауской области.

-       Волков В.Ю. Компьютерные технологии в физической культуре, оздоровительной деятельности и образовательном процессе // Теория и практика физической культуры. - 2001.-№4.-С. 60-63.

-      Волков В.Ю. Компьютеры в образовании студентов (физическая культура). Учебное пособие. - СПб.: СПбГТУ, 1997. - 76 с.

-         Самсонова А.В., Козлов И.М., Таймазов В.А. От ЭВМ – к информационным технологиям // Теор. и практ. физ. культ. - 2000. - №11. -С. 9-15.

Түйін

Осы мақалада дене шынықтыруда ақпараттық техналогияны қолдану мәселері көтеріліп отыр.

 

 

© 2010 г. Дизайн Даулетов Алпамыс Сырымович