ИННОВАЦИИ И ПЕРЕСТРОЙКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИ­ТАНИИ В ШКОЛЕ

 

Ботагереев Т.А. – д.п.н. профессор, Жекенов С.С.,- к.п.н., ЗРС, Даулетов А.С - соискатель

 

Ключевые слова: инновационный, процесс, физическое воспитание.

 

На современном этапе казахстанского общества трудно представить современную школу или любое другое учебное заведение без предмета «физичес­кая культура». Нет смысла сегодня убеждать кого-либо в том, что педагогический труд учителя физической куль­туры чрезвычайно важен в деле формирования здорового образа жизни школьника «для обеспечения здорового генофонда, демографического прироста населения, подъема экономики и защиты государства. …». [1].

Процесс подготовки специалистов в области физической культуры и спорта как раньше, так и теперь имеет большое зна­чение, поскольку именно они формируют физическую культуру личности . Проблема подготовки педагогов относится к категории актуальных, так как в зависимости от конкретно-исторических особенностей, общественно-политической, социально- экономической, духовно-культурной жизни общества, меняется образовательная политика государства, в том числе изменяются требования к системе образования, происходит ее модернизация и,   как следствие, меняются требования к профессиональной под­готовке учителя (А.Н. Волковский, С.М. Фридман) [2].

Инновационные процессы характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в корректировке и  управлении.

Словарь С.И.Ожегова даёт следующее определение нового: новый - впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. Ожегов, С.И. Словарь русского языка/ С. И. Ожегов. - М.: 1978. - с.381. Следует заметить, что в толковании термина ничего не говорится о прогрессивности, об эффективности нового.

Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика - наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и примерно с конца 80-х годов ХХ века в нашей стране.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Сластёнин, В. А. Педагогика/ В. А. Сластёнин. - М.: Школа-Пресс, 2000 г.- с. 492.

В соответствии с социально-экономическими особенностями развития современного общества концепция физического воспи­тания детей и подростков [3] в школе связана с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики и состоит в том, чтобы содействовать формированию всесторонне развитой личности. В частности, это означает, что школьники должны не только овладеть основами личной физической культуры, уметь осуществлять собс­твенно двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, вести здоровый образ, но и ориентироваться на умение формировать потребности и мотивы к регулярным занятиям физи­ческими упражнениями и спортом, духовное развитие личности, а для этого необходимо развивать индивидуальные способности ребен­ка и создавать условия для их самосовершенствования средствами физической культуры, а также ориентировать школьников на умение самостоятельного поиска необходимой информации .

Перестройка педагогического процесса в физическом воспи­тании в школе требует совершенствования процесса подготовки специалистов в области физической культуры и спорта. Улучшение подготовки современного учителя физической культуры должно быть ориентировано на овладение различными системами оздоров­ления и физического воспитания, углубленное изучение возрастной физиологии и психологии, современных педагогических техноло­гий [4].

Решение вопросов, связанных с совершенствованием подготовки специалистов в данной области, позволит повысить качество образо­вания учащихся школ, и, как следствие, обеспечит выпускнику адаптацию на рынке труда в новых социально-экономических усло­виях, что позволит повысить эффективность обучения школьников, в том числе привив им интерес к формированию навыков самосто­ятельной работы, к самообразованию [5].

Сегодня считается, что совершенствование системы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта может быть обеспечено на основе:

·        использования в учебном процессе современных информаци­онных технологий (ИТ) и технических средств;

·        поиска новых форм организации занятий;

·        разработки специального программно-методического обеспечения.

Многие образовательные учреждения стали уже вводить неко­торые новые элементы в свою деятельность. Существует огромное множество нововведений, которые играют огромную роль в суще­ствовании и дальнейшем развитии образовательного учреждения. Уже сейчас известно, что образование, полученное в инновационных учебных заведениях, более качественное, чем образование, получен­ное в традиционных образовательных учреждениях.

Термины «инновации в образовании» и «педагогические инновации» - научно обоснованы, употребляются как синонимы и используются в понятийном аппарате педагогики. Приме­нительно к педагогическому процессу инновация означает «введение  нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося».

Сегодня инновации стали частью имиджа в системе жизнеде­ятельности многих образовательных учреждений и играют огромную роль в существовании и их дальнейшем развитии [6].

Однако практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием между имеющейся потребностью в инновациях и ре­формах и неумением делать это правильно.

Исходя из вышеизложенного мы считаем, что, прежде всего, необходимо определить пот­ребность в нововедениях; собрать полную информацию и провести анализ ситуации; сделать предварительный выбор или самостоятельно разработать нововведения, и только затем уже принимать решения о внед­рении в учебный процесс, осуществить само внедрение и его пробное использование. После длительного использования новшества, оно может стать элементом повседневной практики.

Всегда надо помнить что только использование всей совокупности, теоретических и практических разработок совместно с выработкой единой концепции позволит добиться полного единства в повышении уровня подготовки спе­циалистов в области физической культуры.

 

Литература

1.     Закон Республики Казахстан от 2 декабря 1999 г. №490-1 «О физической культуре и спорте» с изменениями Закона РК от 04.07.03 г. № 471-2

2.     Лубышева Л.И., Косихин В.П. Кадровая политика развития ин­новационных процессов в физкультурном воспитании // Теория и практика физической культурыю - 1997. -№ 6. - с. 10-15

3.     М.Н. Кошаев, Л.И. Орехов, Ж.О. Ильясов .,О мерах по развитию физического воспитания молодежи     // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - N 12 (34). - С. 74-77.

4.     Кошаев М.Н. Конкуренция в сфере физкультуры и спорта // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - N 11 (33). - С. 47-50.

5.     Методические рекомендации по решению проблем организации физического воспитания и спорта Атырауской области С.С.Жекенов, Р.К.Жубаншалиев, С.Д.Махамбетова, У.А.Нурекешова.

6.     Внедрение инновационных компьютерных и информационных технологий в развитие физической культуры и спорта. А.К.Кульназаров, М.Н.Кошаев, Т.А.Ботагариев, С.С.Жекенов, А.С.Даулетов.

 

 

 

 

© 2010 г. Дизайн Даулетов Алпамыс Сырымович