Введение

 

         Атырауский региональный центр развития физической культуры и спорта (АРЦРФКиС), как и другие региональные центры в областях на территории Казахстана являются представителями на местах Национального научно – практического центра развития физической культуры (ННПЦФК) Министерства образования и науки Республики Казахстан, который возглавляет доктор педагогических наук, профессор ЗТР Кошаев М.Н. Учредителем  АРЦРФКиС является Департамент образования Атырауской области.

        О целях и задачах национального центра и его структурных подразделениях на местах изложены в методических рекомендациях АРЦРФКиС  «Организации физического воспитания и спорта» руководителям учебных учреждений Департамента образования Атырауской области 2006 г. Принимая во внимание экономическое, политическое развитие Казахстана и поэтапное выполнение Государственной программы 2030 на современном этапе, время диктует принятия казахстанской модели развития физической культуры и спорта на кластерной основе, как и любое другое производство развивающееся на территории  Казахстана.                                                                

          Нижеизложенные рекомендации и разработки носят рекомендательный характер и не претендуют на то, что бы считаться единственно правильным. Главная цель – указать пути развития дошкольного,  школьного, студенческого физической культуры и спорта, спорта высших достижений, межведомственного, сельского и инвалидного спорта.

         Принципиальное изменение существующей системы физической культуры и спорта обусловлено наметившимися тенденциями ухудшения демографических показателей населения нашей страны, роста заболеваемости в дошкольном и школьном возрасте, увеличением числа лиц с дисгармоническим развитием, низкой физической подготовленностью. Поэтому одной из главных задач специалистов  физической культуры и спорта является реализация государственной политики, направленной на формирование здорового образа жизни. На основании директивных документов Правительства Республики Казахстан и Президента страны  «Президентские тесты физической подготовленности населения Республики Казахстан» от 24 июля 1996 г., «О Государственной программе развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан на 2007-2011 годы», «Обращение Президента к народу Казахстана» можно сделать вывод о приоритетности развития направления, связанного с формированием здорового образа жизни, начиная с дошкольного и школьного возрастов. В настоящее время  проблемы дошкольного, школьного и студенческого физического воспитания и  спорта  выражаются, прежде всего в нехватке детских садов, детских юношеских клубов физической подготовки (ДЮКФП), спорткомбинатов, типовых общеобразовательных школ со стандартными спортивными и тренажерными залами, отсутствие высококвалифицированных специалистов в области физической культуры и спорта.   

Решение этих и других проблем нашли свое отражение в методических рекомендациях Атырауского регионального центра развития физической культуры и спорта «По решению проблем организации физвоспитания и спорта в Атырауской области»2007г.   
                     Современная физическая культура выполняет важные социальные функции по оптимизации физического состояния населения, организации здорового образа жизни, подготовка подрастающего поколения к жизненной практике. Основной формой функционирования физической культуры в социальной сфере образования является физическое воспитание и спортивные секционные занятия.

         Оно представляет собой организованный педагогический процесс, направленный на развитие физических способностей учащихся, т.е. его физических качеств, двигательных умений и навыков возрастных периодов по следующей схеме:

 Таблица №1

 

По данной схеме организм человека проходит процесс роста физиологических, психологических, физических, умственных периодов развития на бессознательном, подсознательном и сознательном уровнях мышления.

Возраст человека в образовательный период имеет свои градации: новорожденным считается ребенок до 4 недель от роду, грудным - от 4 недель до 1 года, ясельного возраста от 1 года до 3 лет, дошкольный возраст от 3 до 6 лет; младший школьный возраст  от 6 до 10 лет; средний школьный возраст от 11 до 15 лет; старший школьный возраст от  16 до 18 лет; студенческий возраст с 18 до 23-28 лет. 

Программа физического воспитания и спортивно-секционных занятий школьников охватывает возрастной период  от 6 до 18 лет. Физкультура и спорт, как известно, эффективно способствуют формированию здорового образа жизни, включающего и выполнение правил личной гигиены, и режим дня, и организацию рационального питания, поэтому важно начинать физическое воспитание ребенка своевременно.

             Социально-экономическое развитие, соответствующее интеллекту мышления, культуры поведения населения современного Казахстана позволяет задуматься о сохранении будущего генофонда. Поэтому становление всесторонне гармонично развитого человека, как личности, надо начинать с решения проблем:

1.         детского, дошкольного, школьного, студенческого питания;

2.         физического воспитания и спорта;

3.         образование;       

       К великому сожалению, данный процесс в некоторых регионах Казахстана, в том числе и в Атырауской области рассматривается в обратной последовательности. Но мы верим, что в ближайшем будущем человеческий разум на сознательном уровне возьмет вверх над инстинктивными действиями функционеров системы образования.

         Заботу о здоровье ребенка надо начинать до его рождения. Молодожены до вступления в брак должны вести абсолютно здоровый образ жизни, осознавая, что только при таких условиях родится здоровый ребенок.                               Вопросами планирования семьи: психологической, физиологической совместимости «молодых» пар до вступления в брак; профилактического центра лечебной физкультуры беременных женщин, охранной материнства и детства; научно-медицинской реабилитацией, профилактикой и статистикой функционального состояния и развития населения Казахстана, по нашему мнению, должна заниматься  созданная при Министерстве здравоохранения РК Национальный центр здорового образа жизни, в областях региональные центры здорового образа жизни.

Занятия физкультурой и спортом усиливают компенсаторные возможности организма, повышают его сопротивляемость. Оздоровительный бег, гимнастические упражнения, лыжи, велосипед, плавание все эти средства обладают высокой степенью воздействия на организм, поэтому требуется контролировать интенсивность нагрузок на детей при оздоровительных занятиях.

Важным аспектом оздоровительной физкультуры и спорта являются самостоятельные занятия с детьми в домашних условиях, в семейной обстановке, направленные на оздоровление и закаливание детей. Физическая активность является одним из самых могучих средств предупреждения заболеваний, укрепления защитных сил организма. Ни одно лекарство не поможет ребенку так, как последовательные и систематические занятия физкультурой и спортом.

 

 

© 2010 г. Дизайн Даулетов Алпамыс Сырымович