Особенности  реализации новых инавационных технологий физического воспитания в дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах Атырауской области

     Атырауский региональный центр развития физической культуры и спорта (АРЦРФКиС), как и другие региональные центры в областях на территории Казахстана являются представителями на местах Национального научно – практического центра физической культуры (ННПЦФК) Министерства образования и науки Республики Казахстан, который возглавляет доктор педагогических наук, профессор, ЗТР Республики Казахстан Кошаев Марат Нагажбекович. Учредителем  АРЦРФКиС является Департамент образования Атырауской области.

На современном этапе цели и задачи развития системы физического воспитания школьников Республики Казахстан определены в  ежегодных посланиях Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича  Назарбаева, постановлениях правительства РК, государственном стандарте по предмету «Физическая культура». Так, в «государственной программе развития физической культуры и спорта Республики Казахстан на 2007 -2011 годы» отмечается, что  «совершенствовать внешкольные формы организации физической культуры, дополняющие содержание уроков физического воспитания в общеобразовательной школе, необходимо путем создания юношеских клубов; рекомендовать общеобразовательным школам создание специализированных классов по видам спорта с продленным днем обучения и углубленным учебно-тренировочным процессом». Государственный стандарт по предмету «физическая культура» в качестве цели этого предмета определяет «укрепления здоровья, формирования знаний, жизненно важных двигательных умений и навыков, гармоничное развитие личности в соответствии с задачами нравственного, трудового и эстетического воспитания».

    В настоящее время под влиянием многочисленных факторов социально-экономического характера, в том числе и неадекватной физической активности, здоровье детей и молодежи ухудшилось. К данным факторам относятся: малоподвижный образ жизни; влияние экологии; отсутствие бытового физического труда, правильного питания; отрицательного влияния на организм оргтехники (компьютер, сотовый телефон, телевизор и т.д.);      неэффективные практические подходы к организации и методике проведения школьных уроков физической культуры; отсутствие спортивно-секционной (факультативной) подготовки в общеобразовательных школах; отсутствие в штатном расписании по госстандарту во многих общеобразовательных школах  области должности инструктора физической культуры, который непосредственно отвечает за физическое развитие учащихся; недостаточное оснащение школ спортинвентарем и оборудованием; отсутствие в некоторых  школах спортивной материально-технической базы; отсутствие в  бюджетах  некоторых горайОО финансовых средств на развитие школьного физического воспитания и спорта. Все эти и другие проблемы, накопившиеся десятилетиями с конца прошлого 20 века, были рассмотрены в актовом зале сш№34 25 -27 марта 2009 г.на областном семинар совещании «Особенности реализации новых инновационных технологий физического воспитания в дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах Атырауской области», где приняли участие руководители  областного управления образования, заведующие, методисты по спорту облгоррайОО, инструктора физической культуры, преподаватели физвоспитания, заведующие кафедр физвоспитания высших учебных заведений, представители облтурспортуправления, УВД, центра формирования здорового образа жизни. Для внедрения новых инновационных технологий физического воспитания в сфере образования Атырауской области, Атырауским региональным центром развития физической культуры и спорта в 2007 году была создана областная комплексная научная группа (КНГ), для совершенствования и развития физического, антропометрического, психологического, умственного развития учащихся. Научная программа областной КНГ утверждена Национальным научно-практическим центром физической культуры Министерства образования и науки РК, Атырауским государственным университетом им. Х.Досмухамедова, областным департаментом образования. Областным руководителем КНГ является Атырауский региональный центр развития физической культуры и спорта, научным руководителем – Аралбаев Алпысбай Сеиткалиевич, к.п.н. профессор, ЗТР РК. В состав областного КНГ входят: психолог, спортивный врач, ученные- практики АГУ и АИНГ такие как: кандидаты педагогических наук, доценты Мамбетов Нуролла Мамбетович, Тулегенов Еркен Калимович, Рыскалиев Болат Муханович, Канатбаева Роза Аблаевна и т.д.

    Для учета и анализа физического и антропометрического развития учащихся, согласно приказа №9 от 14 января 2009года областного управления образования в каждом учебном заведении созданы Комплексные научные группы в следующем составе: директор учебного заведения является научным руководителем, его заместитель-заместителем, психолог, медсестра,  инструктор по физической культуре, преподаватель физвоспитания, классный руководитель, физорг класса.

    Согласно приказа за №397 от 22.12.2008г. областного управления образования за физическое и антропометрическое развитие учащихся, за исполнение внутришкольного календарного плана спортивно-массовых мероприятий, согласно должностных обязанностей, возлогается на инструктора физической культуры. Также возглавляет внутришкольную методическую работу преподавателей физического воспитания. Ведет компьютерный учет и анализ индивидуальных карт школьников совместно с классным руководителем и врачем школы

«Утверждаю»

Директор школы

Им. (№)__________

Индивидуальная карта школьника(1-11классы)

Район, город__________________________________________________________________

Школа №_____им.__________________________класс______________________________

Ф.И.О. ______________________________________________________________________

Дата и год рождения__________________________________________________________

Место проживания____________________________________________________________

Занимается в спортивных секциях, спортивный разряд____________________________

_____________________________________________________________________________

Группа крови (резус-фактор)____________________________________________________

Медицинская группа: основная, подготовительная, специальная (нужное подчеркнуть)

 

Антропометрические

 данные

Годы обучения

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Рост стоя (см)

Масса тела (кг)

Окружность

грудной

клетки (см)

в покое

на вдохе

на выдохе

ЖЕЛ (жизненная емкость легких) мл

Оценка уровня физической подготовленности

Показатели физической подготовленности

Года обучения

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

1

Бег 30 м. (сек)

2

Прыжки в длину с места (см)

3

Подтягивание

 (кол-во раз)

4

Наклон туловища в перед из положения стоя (см)

5

Челночный бег 3х10 м

6

6-ти минутный бег

(выносливость) м.

Кл. руководитель ___________________

         Инструктор по физической культуре________________                                                                                                       

Врач школы______________________

Индивидуальная карта школьника находится у классного руководителя. Все данные индивидуальной карты заносятся в компьютер и отправляются через КНГ горрайотделов образования на сайт регионального центра, который в свою очередь связан с сайтом Национального научно-практического центра физической культуры МОН РК.

Контрольные испытания (тесты) для оценки уровня физической подготовленности и физического развития школьников 6-17 лет

1.     Тесты для оценки быстроты (скоростные способности):

-  Бег на 30 метров с высокого старта;

  оборудование; секундомеры фиксирующие десятые доли секунды, ровные дорожки длиной 30 метров.

  Процедура тестирования. По команде «На старт» испытуемый становится в положение высокого старта у стартовой черты. Когда он приготовился следует команда «Марш». Испытуемый должен бежать 30 метров с предельно высокой скоростью. Секундомер включается по команде «марш» и выключается при пробегании испытуемым финишной  линии.

 Результатвремя бега на 30 метров (показатель скорости) с точностью до десятой доли секунды.

2.     Тесты для оценки скоростно-силовых способностей.

- Прыжки в длину с места с двух ног.

оборудование: рулетка, размеченная резиновая дорожка или площадка.

Процедура тестирования. Испытуемый по команде принимает на размеченной горизонтальной площадке исходное положение – полуприсед, ступни параллельно, руки назад, после этого выполняет прыжок в длину толчком двумя ногами и махом руками. Испытуемый выполняет поочередно 3 попытки. Лучший результат  вносится в протокол исследования.

 Результат – расстояние от линии, где располагалась носковая часть обуви, до ближайшей точки касания после приземления в сантиметрах.

3.     Тесты для оценки силы (силовые способности)

- подтягивание на высокой гимнастической перекладине из виса (мальчики)

Оборудование: гимнастическая высокая перекладина.

Процедура тестирования. Испытуемый по команде хватом с верху (ладонями вперед) берется за перекладину на ширине плеч и делает вис на прямых руках, при этом ноги не должны касаться пола. После этого испытуемый начинает выполнять подтягивание на максимальное количество раз.

Результат- число успешных подтягиваний, при которых подбородок находился непосредственно над перекладиной.

- Подтягивание на низкой гимнастической перекладине из виса лежа (девочки).

Оборудование: низкая гимнастическая перекладина.

Процедура тестирования: Гимнастическая перекладина устанавливается на уровне груди испытуемого. Испытуемый по команде хватом с верху (ладонями вперед) берется за перекладину на ширине плеч и опускается под перекладину до тех пор, пока угол между вытянутыми руками и туловищем не составит 90 градусов. После этого испытуемый сохраняя прямое положение туловища начинает выполнять подтягивание на максимальное количество раз.

Результат-количество успешных подтягиваний, при которых подбородок находился непосредственно над перекладиной

4.     Тесты для оценки гибкости.

- Наклон туловища из положения сидя (7-10 лет мальчики и девочки)

Оборудование: скамья рулетка.

Процедура тестирования. Испытуемый по команде садится на пол или скамью упираясь ногами в стенку, после этого не сгибая ног в коленных суставах начинает выполнять наклон туловища вперед в низ до отказа.

Результат-показатель уровня развития гибкости, расстояние от груди до пола (скамьиоказатель уровня развития гибкости, расстояние от груди до пола ()тенку, после этого не сгибая ног в коленных суставах начинает) в сантиметрах.

           - Наклон туловища вперед из положения стоя (11-17лет мальчики,       девочки)

Оборудование: скамейка или куб высотой 50 см: измерительная линейка.

Процедура тестирования. Испытуемый по команде становится на скамейку или куб, к которому прикрепляется измерительная линейка. После этого, не сгибая ног в коленных суставах начинает выполнять максимальный наклон туловища вперед – в низ,  касаясь измерительной планки вытянуть пальцы обеих рук.

Результат-величина наклона в сантиметрах, которое определяется по положению продвинутой измерительной линейки. Если измерительная планка не достигает плоскости скамейки, куба (нулевая точка), это оценивается знаком минус, если же она опускается ниже нулевой точки- то плюс.

5.     Тесты для оценки ловкости (координационные способности)

Челночный бег 3 х 10 метров

Оборудование: секундомеры, фиксирующие десятые доли секунды, ровные дорожки ограниченные двумя параллельными чертами, за каждой чертой 2 набивных мяча.

Процедура тестирования. Испытуемый по команде «на старт» становится в положение высокого старта у стартовой черты. После этого следует команда марш, испытуемый с максимальной скоростью пробегает 10 метров до другой черты, обегает  с любой стороны набивной мяч, возвращается назад, снова обегает набивной мяч, бежит в третий раз 10 метров и финиширует. Секундомер включается по команде «Марш» и выключается при пробегании испытуемым финишной черты.

Результат время челночного бега 3 х 10 метров с точностью до десятой доли секунды.

6.     Тесты для оценки выносливости.

 - 6ти минутный бег.

Оборудование: секундомер, свисток, спортивная площадка или беговая дорожка с разметками.

Процедура тестирования. Испытуемый по команде «На старт» становится в положение высокого старта у стартовой черты. После этого следует команда «Марш». Испытуемый должен бежать с максимальной скоростью, стремясь преодолеть как можно больше расстояние за 6 минут. Пройденная дистанция тщательно измеряется. Результат- пройденная длина дистанции в метрах за 6 минут.

Измерения антропометрических показателей

 

1. Рост стоя

Оборудования: ростметр

Процедура измерения. При измерении роста стоя обследуемый становится на площадку ростметра и плотно прижимается к стойке затылком, пятками, ягодицами и спиной в области межлопаточной части.

Результат- рост стоя в сантиметрах.

2.Измерение массы тела.

Оборудование: весы медицинские.

Процедура измерения. Испытуемый  должен стать на середину площадки весов, после этого определяется масса тела. Массу тела измеряют утром натощак.

Результат – масса тела в килограммах.

3. Окружность грудной клетки в см.

Оборудование измерения: Обследуемому накладывают измерительную ленту так, чтобы сзади она проходила под прямым углом к лопаткам, а спереди у юношей и детей по нижнему месту прикрепления четвертого ребра груди. При наложении ленты обследуемый незначительно приподнимает руки, а затем вновь их опускает.

Результат – окружность груди на вдохе, выдохе и во время паузы в сантиметрах.

4.Жизненная  емкость легких

Оборудование: Сухой спирометр.

Процедура измерения. Испытуемый должен медленно сделать максимальный вдох, взять в рот мундштук, зажать его и плавно выдохнуть. Измерения проводят три раза с интервалом 0,5-1 минута, записывается лучший результат. Результат-объем воздуха при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха в миллилитрах.

Данные индивидуальных карт школьника должны находиться в сайте учебного заведения. Например:

г.Атырау сш№12  1 «а» класс 2009г. (1 «б», 2 «а», 2 «б» и т. д.)

ФИ О

Антропометрические данные

Физическая подготовленность

рост

вес

Окружность грудной клетки

ЖЕЛ

бег 30 м

прыжки в длину с места

подтягивание

Наклон туловища

Челночный бег

6ти-мин бег

Резус,

группа крови

1.

2.

3.

4.

5.

и.т.д.

Примечание: ЖЕЛ-жизненная емкость легких

Порядок  последовательности оформления сайта учебного заведения

1. Краткая характеристика учебного заведения, с указанием спортивной материально-технической базы

2. Списочный состав КНГ.

3. Сведения спортивного общества «Жастар».

4. Календарный план спортивно-массовых мероприятий.

5. Краткие сведения спортивно-секционной подготовки по видам спорта.

6. Сведения антропометрического, физического развития учащихся.

7. Сравнительный аналитический анализ антропометрического, физического развития учащихся.

Комплексная научная группа горрайОО имеет свой сайт, для дистанционного управленияи аналитического контроля физического, антропометрического  развития учащихся. Данный сайт заведующие горрайОО должны открыть до 5 мая 2009г. согласно приказа за № 170 от 2 апреля 2009г. областного управления образования.

г.Атырау городской отдел образования

1

Наименование школы

адрес

Руководитель КНГ

Название сайта

2

Сш.№ 21

им Джамбула

г.Атырау

ул.Махамбета, 118

Шленчак Г.М.

3

Сш.14 им.Чехова

г.Атырау

Азаттык, 78

Нуржанова К.Н.

4

 и т.д.

 

Наименование горрайОО

Адрес

Руководитель

КНГ

Название сайта

1

Городской отдел образования

г. Атырау

ул.Азаттык, 65 «а»

Есенгалиев С.И.

2

Отдел образования

Махамбетского р-на

пгт.Махамбет  ул.Абая

Саманов Е.Д.

3

Отдел образования

Макатского р-на

пгт. Макат 42 участок, 7 «а»

Оралбеков Е.А.

4

Отдел образования

Жилойского р-на

г.Кульсары ул.Абдрахманова, 47

Шиганбаева З.Б.

5

Отдел образования

Кзылкугинского р-на

пгт Миялы ул. Карабалина, 24

Хасан Г.С.

6

Отдел образования

Индерского р-на

пгт.Индер ул.Н.Мендыгали, 30

Мусагалиев Б.А.

7

Отдел образования

Курмангазинского р-на

пгт. Ганюшкино

Кушекбаева, 25

Хасенова Б.Х.

8

Отдел образования

Исатайского р-на

пгт.Аккистау ул. Егемен Казахстан, 11

Карабаев Б.К.

В такой же последовательности в сайте должны быть отражены работы дошкольных учреждений (4-5 лет), которые имеют свою специфику и методику преподавания физического воспитания

Индивидуальная карта воспитанника детского сада (4х и 5ти лет)           

Район, город__________________________________________________________________

Детский сад № .__________________________группа_____________

Ф.И.О. ______________________________________________________________________

Дата и год рождения__________________________________________________________

Место проживания____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Группа крови (резус-фактор)____________________________________________________

Антропометрические

 данные

Годы пребывания в д/саду

2008

2009

Рост стоя (см)

Масса тела (кг)

3

Окружность

грудной

клетки

(см)

в покое

на вдохе

на выдохе

4.

ЖЕЛ (жизненная емкость легких) в мл.

Оценка уровня физической подготовленности

Показатели физической подготовленности

Годы пребывания в д/саду

2008

2009

1

Бег 20 м. (сек)

2

Прыжки в длину с места (см)

3

Подтягивание на низкой  перекладине

(кол-во раз)

4

Наклон туловища в перед из положения стоя (см)

5

Челночный бег (3х5 м) сек

6

3-х минутный бег

(м)

Воспитатель группы ___________________

         Инструктор по физической культуре________________                                                                                                        

Врач школы______________________

Данную систему дистанционного управления и аналитического контроля физического, антропометрического развития учащихся с компьютерной обработкой сайта, изменив критерии сравнительного анализа, можно использовать для повышения качества знаний учащихся по общеобразовательным предметам. Так же можно успешно использовать в спорте высших достижений, для подготовки высококлассных спортсменов, под руководством комплексной научной группы облупртурспорта.

 Одним из разделов новых инновационных технологий физического воспитания учащихся является внедрение в систему подготовки спортивно-интеллектуальных эстафет в дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах Атырауской области.

Программа спортивно-интеллектуальных эстафет направлена на развитие физических, морально-психологических, образовательных, патриотических качеств ребенка. С дошкольного возраста прививает чувство коллективизма, ответственности, уважения, развивает логическое мышление, визирную, мозговую моторную память, помогает усвоению знаний общеобразовательных предметов.

Программа проведения спортивно-интеллектуальной эстафеты среди дошкольных учреждений

 

1. Эстафета

Спортивный -  Первые номера  каждой команды при  старте берут с пола мяч и бегут змейкой между кеглями до гимнастической скамейки, и кладут мяч на пол.

 Интеллект- Каждый   участник  эстафеты, согласно задания по  одному  цифровому  кубику ставит   на  гимнастическую  скамейку в порядке очерёдности.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 Спортивный -   После  выполнения  интеллектуального  задания  берёт  в руки мяч и бежит  к  своей  команде  между  кеглями ( змейкой) и  кладёт мяч  на пол в  исходное   положения .                                                       

2.Эстафета

 Спортивный-    Каждый   участник эстафеты  при  старте   ложится животом  на  гимнастическую    скамейку  и   с помощью   рук  подтягиваясь  доходит до конца скамейки. За тем бежит до кубиков.

 Интеллект-   Команда, с левой  стороны согласно задания собирает  цифровые кубики  столбиком  в порядке очередности     с 10 до 6,  с правой  с 5до 1 .

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5


                                                                                                                               

Спортивный-    После  выполнения  интеллектуального  задания  каждый участник  бежит   к  своей команде.                                            

3.Эстафета 

Спортивный- Каждый  участник  эстафеты   при  старте  проходит  через   импровезированный туннель, затем  берет в руки   мяч  и бежит до цифровых  кубиков.                                                                                               

Интеллект -  Участник  должен поставить правильный  ответ  из  цифрового кубика  в  конце    арифметических  примеров,  из  двух  цифр  на  сложение  и  вычитание, написанные на пластиковых  досках.                                                                                                                 

5-4=; 8-6=; 9-6=;2+2=;   3+2=;

3+3=; 6+1=;9-1=;5+4=;  10-10=;

 Спортивный-   После  выполнения  интеллектуального  задания   с пола  берет  мяч и бежит   к  своей   команде , мяч  кладет   на  исходное  положение

4.Эстафета

Спортивный – Каждый участник  эстафеты ,согласно очерёдности  со старта  проходит  пять  гимнастических  колец, продевая руками  круг через голову до ног ,  которые  лежат  друг  от  друга на   ростояний  2  метра.

                                                                                                                                          

Интеллект-  Участник , согласно задания , добежавший  до  кубиков   с  буквами,  ставит   только  один  кубик на гимнастическую скамейку  для  составления  слова                                                                                            

Атырау,  Астана, Родина ,  Мектеп , Машина,  Достык,  Радуга ,  Дәптер .                                                                                   

Спортивный –  После  выполнения  интеллектуального   задания  возвращается     бегом  к своей  команде.

5.Эстафета

Спортивный -      При  старте каждый  участник , согласно  очерёдности ,  сидя     верхом на  фитболе в  при прыжку проходит  5  метров,  затем  берет  мяч   и бежит   до  корзины с мягкими  игрушками.  Мяч  кладёт  возле  корзины.

Интеллект-        Согласно   задания  каждый   участник эстафеты  с  корзины берет  по одной  мягкой  игрушки домашних   или  диких  животных,  и кладёт на  свою гимнастическую скамейку .  

Спортивный -     После  выполнения интеллектуального  задания  бежит к своей  команде . 

 6.Эстафета

Спортивный -     Каждая  команда  взявшись  за руки  змейкой  между  кеглями   бегут  до  кубиков.

Интеллект -   Каждая  команда, согласно   задания  из  кубиков  собирает  четырехугольник.         

Спортивный – после выполнения   интеллектуального   задания,   взявшись  за  руки  между  кеглями  (змейкой) возвращаются  на исходное  положения.                      

Примечание  состав  команды : 5 девочек , 5 мальчиков

Каждая   команда  должна иметь  группу поддержки.

Итоговая таблица областных  финальных соревнований спортивно-интеллекткуальной эстафеты среди детей дошкольных учреждений, проходившие в г.Атырау в период с 26 по 27 марта 2009г.

Наименование районов

ФИО заведующих горрайОО

Наименование дошкольного учреждения

ФИО заведующего

д/сада

Занятое место

1

Исатайский р-н

Карабаев Б.К.

«Карылгаш» 

Халенова Т

1

2

Макатский р-н

Оралбеков Е.А

«Балбубек»

Медыева Г.

2

3

Атырау

Есенгалиев С.И.

АДГ-1

Алюшина Н.А.

3

4

Курмангазинский р-н

Хасенова Б.Х.

«Мерей»

«Оркен»

Базарбаева С

Утегенова М.

3

5

Индер р-н

 Мусагалиев Б.А.

«Чебурашка»

Ескалиева Х.

4

6

Жилойский р-н

Шиганбаева З.Б

«Гульдаурен»

Мухамбетова З.

4

7

Махамбетский р-н

Саманов Е.Д.

«Жауказын»

Мырзагериева Г.

4

8

Кызылкугинский р-н

Хасан Г.С

Участие в соревнованиях не принимал

-

Программа спортивно-интеллектуальной эстафеты     «Болашаққа-білімді, дені сау ұрпақ» среди учащихся 4-10 классов.

 

4 класс

Спортивное-  Вращая, через весь рост руками гимнастическую скакалку, добежать до школьной доски;                  

Интеллектуальное.  Запомнить четыре двухзначные  числа (49, 53, 85, 96) и написать их на школьной  доске;

Спортивное-   Прыжками, ногами  в мешке, возвратиться к своей команде;

 

5 класс

Спортивное –  Ногами в мешке, прыжками до школьной доски;

Интеллек  – Запомнить три трехзначные числа (473;572;584) и написать их на школьной доске;

Спортивное – Ведение рукой баскетбольного мяча между кеглями;

6 класс

Спортивное –Добежать до доски, вращая  обруч на поясе;

Интеллетуальное  Решить арифметический  пример; 150х2+30-200:2=          

Спортивное -  Перепрыгивая, через обруч, вернуться к своей команде;

                      

7 класс

Спортивное – Добежать до гимнастических матов, сделать два кувырка  вперед, встать, сделать опорный прыжок через «козла» (ноги прямые врозь);

                     

Интеллектуальное  - Задание по предметам  русского и казахского языкам;

Спортивное – Сделать опорный прыжок через «козла», два кувырка вперед на гимнастических матах и вернутся к своей команде;

8 класс

Спортивное- ведение ногой футбольного мяча между кеглями;

Интеллектуальное -  написать на школьной доске правильные ответы на вопросы по химии и физике;

Спортивное  –– ведение баскетбольного мяча  рукой с броском в кольцо       (с первой попытки);

 

9 класс

Спортивное  – Юноши- подбрасывая, малик ногами, дойти до «альчиков».  С трех попыток сбить пять выстроенных «альчиков». Девочки- передвигая «мак» ногами, проходят деления с 1 по 5 игры в «классики». Затем подкидывая вверх теннисный шарик ракеткой  бегут до доски;

 

 Интеллектуальное -   Написать на школьной доске правильный ответ на вопрос по истории;

 Спортивное – Юноши сбивают «альчики» с 3 попыток, подбрасывая «малик» ногами,  возвращаяются  к своей команде. Девочки- передвигая «мак» ногами проходят деления с 6 по 10 игры в «классики». Затем, подкидывая вверх теннисный шарик ракеткой бегут до своей команды;

     .                                                                                                                                                                  

                        

10 класс

Спортивное – Юноши, девушки производят разборку автомата «Калашникова» и бегут к школьной  доске;

Интеллектуальное  - Пишут на школьной доске правильный ответ на вопрос по литературе;

Спортивное – При возвращении юноши, девушки производят  сборку автомата «Калашникова»;                                                                                                                                                                                                                               

Примечание: В соревнованиях участвуют учащиеся с 4 по 10 классы по 1 дев и 1юн. с каждого класса. Всего 7 дев. и 7 юн.

Финальная часть спортивно-интеллектуальной эстафеты среди школьников состоится в г.Атырау в период 15 по 16 мая Физкультурно-оздоровительном комплексе «Атырау»

Практика показывает, что, пользуясь традиционными методами физического воспитания, мы зачастую не достигаем желаемого результата. Общеизвестно, что многие выпускники средних общеобразовательных учреждений имеют слабую физическую подготовку, у многих из них слабо развита мышечная сила, не выработана выносливость, не срабатывает сопротвляемость имунной системы организма к различным заболеваниям, причина этому- недостаточная физическая нагрузка. Чтобы исправить ситуацию, необходимо с 5 го класса проводить по школьной программе раздела специальная подготовка спортизированные уроки физического воспитания, где на ряду с видами единоборств в основном должны преобладать игровые виды спорта (футбол, баскетбол, гандбол, регби и т.д)

При этом учащиеся с 5-го класса, студенты средних и высших учебных заведений должны выбирать вид спорта спортизированного физвоспитания по собственному желанию представляемых учебным заведением, с разрешения врача и родителей, так  как плотность, интенсивность, нагрузок на организм человека при спортизированном физвоспитании  в два с половинной раза больше, чем на уроках физическая культура.

       Многочисленными исследованиями установлено, что в покое у физически развитого человека минутный объем крови (МОК) равен 4л/мин. При максимальной интенсивной работе организму нужно больше кислорода, поэтому МОК у человека на уроках физвоспитания оно достигает 8л/мин, на уроках спортизированного физвоспитания по видам спорта до 22л/мин, у профессионально занимающегося оно достигает 32л/мин и более. Академик Н.М. Амосов предложил количественное определение здоровья, как сумму «резервных мощностей» основных функциональных систем. Резервные мощности каждой функциональной системы, можно выразить через «коэффициент резерв», т.е. как отношение: максимальное количество функции норма функции.

Коэффициент резерва:

- урока физической культуры     8л/мин     =2

                                               4л/мин

     -  урока спортизированного физвоспитания       -  22л/мин     =5,5

                                                                               4л/мин

-профессиональный спорт           32л/мин      =8

                                                           4л/мин

           В покое 4 литра в минуту перекачиваемой сердцем крови обеспечивает организм кислородом, насыщая им артериальную и венозную кровь. А при тяжелой физической работе сердце способно перекачать 22-32 литров в минуту и обеспечить работающие мышцы, а также другие органы достаточным количеством кислорода, необходимым для сохранения здоровья.

          У нетренированного человека в покое сердце, допустим, тоже дает крови 4 л/мин, но при максимальной нагрузке - всего 6 литров. При этом мышцы при работе заберут весь кислород, но его не хватит для других органов, следовательно, возможны приступы стенокардии, головокружение, тошнота, потемнение в глазах и другие неблагоприятные явления. Уровень здоровья у этого человека явно ниже, чем у физически развитого человека. Коэффициент резерва у него равен:

6 л/мин  = 1,5

4 л/мин

            Высокие «резервные мощности» функциональных систем организма позволяют легче переносить болезни. Например, при заболевании такой человек легче переносит высокую температуру тела (40 С), ткани его тела обеспечиваются достаточным количеством кислорода, тогда как у нетренированного организма болезнь будет протекать гораздо тяжелее – его тканям не будет хватать кислорода, поэтому появятся осложнения в органах, возможны еще более тяжелые последствия, вплоть до смертельного исхода.

             Профессором, д.п.н. з.т.р. Кульназаровым Анатолием Кажекновичем  научно доказано, что при достижении 5,5 и более коэффициента резерва организма человека возрастает общий объем циркулирующей крови, что обеспечивает хороший транспорт кислорода к работающим мышцам, развивая общую выносливость, увеличивается объем легких и жизненная емкость легких (ЖЕЛ), укрепляется и лучше обеспечивается кровью сердечная мышца, возрастает ударный объем сердца, улучшаются интеллектуальные способности и работоспособность. Самое главное, при этом организм человека не воспринимает и вызывает отвращение к  любым  пагубным привычкам. Внедрение  спортизированного физвоспитания     по видам спорта с 5 класса в системе образования, будут служить действенной мерой профилактической работы среди детей, подростков и молодежи против употребления наркотиков, табакокурения,  токсикомании,  алкоголизма.

Преподаватель урока спортизированного физвоспитания       в отличие от тренера узкой специализации по боксу, дзюдо, футболу, таэквондо и т.д. является спортивным специалистом широкого профиля. Наряду со знаниями физического воспитания он должен владеть базовыми знаниями по игровым видам спорта и единоборств, в совершенстве владеть методикой  преподавания с учетом возрастной психологии, физиологии человека. Для оптимального проведения спортивно-массовых мероприятий и проведения работы КНГ образования все учебные заведения Атырауксой области поделены на 31 куст (подгруппы) согласно следующей таблицы:

Наименование района, города ФИО методиста отдела образования

№№ кустов

(подгрупп)

Ф.И.О.старшего преподавателя

Количество школ

Наименование округа

г.Атырау

54 школы

Уразбеков Нурлан

1

Ханатов А. сш. им.Джамбула

Дамбинский  5 школ

2

Байменов Н. сш.им.Джангельдина

Балыкшинский        7.школ

3

Тынысов К. сш №27

Привокзальный

7 школ

4

Кабиев Б. сш№ 25

Геолог 7 школ

5

Мендыгалиев А. сш им.Тайманова

Жумыскерский

5 школы

6

Кабдиев М. сш №16

Авангардский

11 школ

7

Тумышев Г.сш№17

Центральный

12 школ

Махамбетский р-н

17 школ

Бимагамбетова Батима

1

Аятов Н..сш.им. Агелеуова

7 школ Махамбет

2

Адылгалиева М. Косаральская сш

5 школ, Акжайык

3

Мукашев С.сш.им.Чкалова

5 школ  Бейбарыс

Курмангазинский р-н

38 школ

Гилаев Алтай

1

Рахметклиулы Ернар

6 школ Абай

2

Ердешов Адебиет

5 школ  Бегалиев

3

Тажибаев Уркен

5 школ  Алтынсарин

4

Казиев Усербай

5 школ  Шортанбай

5

Изимов Адильбек

6 школ  Кудряшов

6

Абсатыров Абилхас

4 школ  Суюндук

7

Аимов Зулпыхар

3 школ  Балкудук

Кзылкугинский р-он

17 школ

Хасанов Ербол

1

Султанов Е.  сш. им.Кенбая

5 школы, Сагыз

2

Кумаров О сш им Еркинова

6 школ, Жаскайрат

3

Изымкул Ш сш им Сланова

6 школ  Тайсоган

Макатский р-он

13 школ Тастаев Дулат

1

Отеева Г. сш. Белинского

7 школ Доссор

2

Байгуршимов Т. сш.им. Абая

6 школ Макат

Исатайский р-н

14 школ

Хамидуллин Нурлан

1

Кукумов С. сш Аккистау

7 школ, Аккистау

2

Тусупкалиев Т сш им Абай

7 школ, Новобогат

Жылойский р-он

19 школ

Баймуратов Сансызбай

1

Сарсенбаев..Ш. сш №4

6 школ   Жанакаратон

2

Тулеуов к.сш №1

6 школ   Кульсары

3

Батырбаева И. Сш №6

7 школ   Жылойский

Индерский р-он

16 школ Мурзин Заур

1

Айткалиев Б сш им Валиханова

5 школ    Индеробор

2

Муксимов С сш им Ауэзова

6 школ      Центр

3

Абдигалиев А сш им Абаканова

5 школ     Орлик

Областные школы

Даулетказиев Е.

1

 Дарибаев Ж. им. Х.Досмухамбетова

12 школ     Атырау

И Т О Г О:

31

200

Согласно календарного плана спортивно-массовых мероприятий среди школьников, соревнования проводятся в следующей последовательности:             1. внутришкольные, 2. кустовые, 3. городские, 4. областные, 5. республиканские.

По данным областного управления образования 112 423 тыс. учащихся обучаются в средних, средних специальных учебных учреждениях Атырауской области. Из 12 ти месяцев в году учащиеся отдыхают 3 месяца на летних, 8 дней на осенних, 11 дней на зимних, 12 дней на весенних каникулах плюс выходные, праздничные дни.  От общего числа учащихся, скажем 7% детей занимаются спортом в спортивных школах, 3% детей занимаются художественной самодеятельностью, остальные 90% учащихся слоняются по улицам. Физиология человека устроена так, что со дня зачатия в утробе матери до 23-25 лет организм ребенка, молодого человека растет, ему в этот период необходимо создать условия для напрвления вырабатываемой внутринней энергии организма.

Время диктует городским, районным исполнительным органам власти принятия решения по открытию восьми по одному в районах и г.Атырау детско-юношеских клубов физической подготовки (ДЮКФП) в системе образования. Преподаватели спортивно-секционной подготовки по видам спорта проводят занятия круглый год  используя спортсооружения, дворовые игровые площадки средних школ, лицеев и колледжей. Система работы ДЮКФП хорошо отлажена в Северо-Казахстанской области. В высших учебных заведениях функции ДЮКФП должны выполнять спортклубы.

Немаловажную роль  в развитии физической культуры и спорта в системе образования оказывает создание спортивных обществ «Жастар». На основании постановления правительства РК за №1593 от 24 ноября 1996 г.во всех регионах Казахстана созданы физкультурно-спортивные общественные объединения «Жастар», особенно в Актюбинской области. Порядок последовательности создания данного общественного объединения: республиканское, областное, городские, районные, внутришкольные. В Атыраской области создана областное физкультурно-спортивное общество «Жастар» в 2006г., но на уровне городских и районых отделов образования досих пор не могут провести учредительные конфиренции по созданию спортивных обществ «Жастар», соответственно они отсутствуют в средних, средне-специальных учебных заведениях. Спортивное общество «Жастар» на всех уровнях имеет свою печать, расчетный счет, источниками финансирования являются членские взносы, спонсорская помощь, помощь своей школе совета выпускников, собственная хозяйственная деятельность в рамках законодательства РК. Спортивное общество «Жастар» прежде всего объединяет учащихся, учит самостоятельности, пробуждает не на словах, а на деле чуство патриотизма и т.д. Все необходимые документы по созданию ФСО «Жастар» находятся в сайте Аытырауского регионального центра развития физической культуры и спорта arcrfk-sport.kz

Примерный кодекс чести ФСО «Жастар»

Я, гражданин Республики Казахстан ______________ вступая в ряды

                               ф.и.о.

общественного объединения физкультурно-спортивного общества «Жастар» торжественно клянусь:

-  Горячо любить свою Родину

-  Вести и пропагандировать здоровый образ жизни

-  Овладевать знаниями, прилежно учится, заниматься спортом

-  Уважать честь и достоинство каждого человека

-  Исполнять внутренний распорядок дня и нормы общежития

-  Быть достойным гражданином и защитником своей Родины

- Соблюдать законы Республики Казахстан

Для студентов высших учебных заведений на основании вышеуказанного постановления Правительства РК необходимо открыть спортивное общество «Сункар»

Руководством Атырауской области для развития физической культуры и спорта сделано и делается не мало. За последние 2 года в области построено 3 средних общеобразовательных  школ, нефтянной колледж в г. Кульсары с двумя спортивными залами, тиром, дворовыми спортивными площадками, футбольными полями с искусственными покрытиями, в 2009 году в области будут сданы в эксплуатацию еще несколько школ. В г.Атырау на стадии завершения спортивных комплексов в микрорайонах Привокзальный, Авангард, Жилгородок, в районе аэропорта ледовый дворец спорта и т.д. Из областного бюджета выделяются финансовые средства на проведение областных, республиканских спартакиад, на спорт высших достижений, инвалидного, межведомственного спорта.

По данным Всемирной организации здравохранения (ВОЗ), каждое государство ежегодно выделяет финансовые средства на три возрастные категории населения, в том числе и в Казахстане.

1 категория – здоровье ( с рождения до 20 лет мужчины, до 19 лет женщины)

2 категория – дееспособность (от 20 до 63 лет мужчины, 19- 58 лет женщины)

3 категория - жизнедеятельность (с 63 до 89 лет мужчины, с 58 до 89 лет женщины)

От состояния здоровья зависит дееспособность и жизнедеятельность человека. Здоровье человека зависит от трех факторов: первое- это биологическое здоровье, второе- зависит от его образованности не только наличием аттестата, диплома об образовании, но и от образованности внутриннего духовного мира, порядочности, интеллигентности, уважительного отношения к людям, к окружающему миру. Третье – от комфортности. Человек в любой среде должен себя чувствовать в комфортабельно: в учебном заведении, на работе, дома, в кругу друзей. При нарушении одного из этих факторов, человек теряет здоровье. Для решения проблем организации физического воспитания и спорта атырауской области в 2007 году Атырауским региональным центром развития физической культуры и спорта было выпущено методические пособия.

 

© 2010 г. Дизайн Даулетов Алпамыс Сырымович