ПЕДОГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОФИЦЕРА

 

     К.А. Кулатаев – преподователь, Жекенов С.C – к.п.н., ЗРС

 

    Кафедра теории и методики ФК и НВП Каз. НПУ им. Абая.

 

 Ключевые слова :  педогогическая культура, офицер.

 

          Можно хорошо знать свою военную специальность и в то же время не уметь передать знания и опыт другим. Перед молодым преподователем,принявший взвод, возникает много вопросов. Он думает о том, как лучше провести занятия, добиться, чтобы курсанты с интересом овладевали знаниями и навыками.

   «.... Среди командиров, - отмечает Маршал Советского Союза Р. Я. Малиновский, - наблюдается растущий интерес к изучению педагогики и психологии. Эти запросы надо стараться удовлетворить....» [1]. Требование к педагогической подготовке офицера возрастают с каждым днем. Сложная техника требует и более совершенной методики передачи знаний и навыков. Вся жизнь и быт в институте прививают курсантам педогогические навыки и умения.

      В последнее время значительно усилилась пропаганда педогогической культуры офицеров играют учебно- методические сборы, а также инструкторско- методические занятия при районном УДО ( управление по делам обороны). Основное их назначение – подготовить офицеров к решению предстоящих задач обучения, повысить их знания и навыки, познокомить с правильной организацией и методикой учебно – воспитательной работы. Иногда в план сбора включается проверка знаний, выполнение зачетных упражнений (нормативов) по физической, огневой и специальной подготовке. Очень важно, чтобы офицеры видели на сборах образцовый порядок, тщательную подготовку руководителей к занятиям, творческий подход к обучению и воспитанию.

      Показные и инструкторско- методические занятия обычно проводятся по отдельным, наиболее сложным темам боевой подготовки. Главная их цель – оказать помощь преподавателям НВП в подготовке к очередным занятиям.

    Среди большого разнообразия форм повышения педагогической культуры офицера ведущая роль приднадлежит самостоятельной работе. Мало прослушать хорошую лекцию, надо самому прочитать статью, учебник, книгу, подумать, критически оценить свою работу. Каждый офицер – преподаватель обязан систематические и настойчиво пополнять свои педогоические знания.

    Вспомним Маршала Советского Союза Михаил Николаевича Тухачевского. Он постоянно стремился наполнять свои знания изо всех доступных для него областей науки и культуры, великолепно играл на скрипке, квалифицированно и увлекательно часами мог рассказывать о достоинствах, об истории создания непревзойденных полотен Рембрандта, Тициана, Рубенса и других.

    Особо надо остановиться на таком элементе педогогичкой культуры офицера, как такт. Тактичность играет большую роль в отношениях между людьми. Не случайно в воинских уставах подчеркивается, что командир должен быть вежлив, внимателен, справедлив и требователен к подчиненным, вникать в их нужды и запросы.

        Одним из важнейших компонентов высокой нравстренной культуры является такт. Такт – это такая  форма нравственных поступков, которая в противоречивых ситуациях человеческого общения обеспечивает уважительное, благородное отношение к окружающим, не допускает ущемления чьего- либо достоинства. Такт – это чувство меры в нравственных отношениях людей, умение видеть границу, за которой может последить неловкость, обида, натянутость. В такте выражается способность человека поддерживать доброжелательность, чуткость, внимание, заботу о личности. Народная мудрость суть такта выразила словами: «На людях будь не приметлив, а приветлив»

       Умение человека соблюдать такт в любых ситуациях и есть тактичность. Тактичное поведение польностью обусловливается требованиями воинских уставов. Сюда относится уважение к начальникам и старшим, бережное отношение к чести и достоинству своего воинского звания. Тактичность выражается и в том, что в нестандартных ситуациях, требующих творческого подхода, принятия необычного решения, воин всегда исходит из правила: нужно помочь человеку выйти из неловкого положения, когда он растерян, не усугубляя какой – то его неточный шаг. А. П. Чехов в рассказе « Дом с мезонином» писал, что по – настоящему культурным является не тот, кто не пролил соус на скатерть, а тот кто не заметил, кто это сделал другой... Такт – это всегда скромность. Воин, обладающий скромностью, не признает за собой никаких исключительных достоинств или особых прав.  

      Наличие у себя определенных положительных качеств он считает обычным, обязательным, само собой разумеющимся. Скромность не терпит позерства, рисовки, разязности и пошлости. Быть скромным – это быть самим собой. Быть, а не казаться. Скромным человек наиболее способен к проявлению такта, вежливости и уважения к окружающим.

     К. Д. Ушинский говорил, что в работе воспитателя «должна царствовать серезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и , главное, постоянная разумая деятельность». Он подчеркивал, что с каким бы старанием воспитатель  ни изучал педогогику, но если не будитобладать тактом, он никогда не станет настоящим педогогом – воспитателем. [3].

    А. С. Макаренко одним из самых существенных признаков такта считал искренность воспитателя в подходе к колективу и каждому воспитателя, еог мировоззрением, жизненным опытом и педогогической культурой. В такте соединяются забота о человеке и требовательность к нему. Надо уметь так разговаривать с человеком, чтобы в каждым слове он чувствовал непреклонную убежденность, доверие к нему и сильную волю. Не подыгрываться, не скрывать своей точки зрения, а убеждать словом примером, опытом, требовательностью[4].

 Важной психологической основой такта является умение понимать внутренний мир, запросы и стремления подчиненных, давать объективную оценку достигнутных результатов, умение сдерживать себя, дейстовать спокойно, рассудительно.

       Открытое, резкое осуждение недостойного поступка, нисколько не противоречит подленному такту. Важно, чтобы оно проявлялось не в антипедогогических формах, не в крике и ругани, а было выдержанных и выражало заботу о воине, твердую волю и уверенность, что тот сделает для себя правильные выводы. Груботь, раздражительность, окрики, невнимание к человеку, формальный подход вляется показателем не силы, а слабости офицера. Требовательность предполагает твердость воли и высокий уровень культуры офицера. В сочитании с выдержкой и таком она является важнейшим условием укрепления воинской дисциплины [5].

    Офицер всегда должен быть справедливым, проявляеть внимание и заботу о всех курсантах – и о тех, кто идет впереди, и отех кто останет. В деле воспитания не можеть быть сынков и пасынков.

    Для офицера совершено необходимы не только твердые познания в военном деле, но и такие качества, как умение руководить подчиненными, обучать и воспитывать их, обеспечивать крепкую дисциплину и исполнительность, добиваться сознательного повиновения.

    Обязанность каждого офицера – воспитывать в себе такт, умение выслушивать людей, по чаще говорить с ними, как равный с равным,  понимать их думы, чаяния настроения. Воспитание тактичности, как черты характера, неразрывно связано с формированием всего духовного облика офицера. Только на основе повышения идейной закалки, военной подготовки и общей культуры может быть успешно решена это задача. Велика тут роль и старших начальников, офицерской общественности.

    Сам офицер многое может сделать для воспитания в себе тактичности. «... Надо каждодневно, - указывает Маршал Советского Союза Р. Я. Малиновский, - учиться обращению с людьми, не забывать никогда о критике, самокритике, самовоспитании....» ]6]. Без самовоспитания офицер не имеет морального права воспитовать других

      Борьба за повышение такта есть борьба за повышение военной и педогогической культуры офицера. Это одна из задач, от успешного решения которой во многом зависят качество боевой подготовки, уровень дисциплины и учебы.

 

 

   ЛИТЕРАТУРА

1.     Журнал «Коммунист Вооруженных Сил», 1961. - №20.- С. 13.

2.     А. Г. Базанов. Педогогика. Москва. : военизат, 1964.

3.     К. Д. Ушинский. Соч. т.6.- С. 259.

4.     Журнал  «Коммунист Вооруженных Сил», 1962. - №11.- С. 4.

5.     Д. В. Волкогонов. Беседы о воинской этике. – М. : Ордена «Знак Почета» издательство ДОСААФ СССР, 1977. 43 с.

6.      А. М. Васелевский. О дисциплине и воинском воспитании. Москва: военное издательство, 1987. – 54 с.

.

 

© 2010 г. Дизайн Даулетов Алпамыс Сырымович