ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

 

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ  МОТИВАЦИИ НА ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ

 

С.И. Касымбекова – д.п.н., профессор, C.С. Жекенов - к.п.н., ЗРС

 

 Ключевые слова:  здоровье подростков, физическое воспитание

 

        При обучении и тренировке преподаватель руководствуется общими дидактическими принципами в их применении к физическому воспитанию: сознательность в обучении, активность, наглядность, последовательность и систематичность, прочность усвоения и индивидуальный подход в обучении.

       Сознательность в обучении физическим упражнениям выражается в понимании учащимися процессе обучения и тренировки. Как мы видили каждое упражнение протекает с участием коры головного мозга. Надо доводить до создания  учащихся важность той или иной техники, того или иного приема.

       Активность достигается сознательной заинтересованностью учащегося процессом обучения и тренировки и выражвается в стремлении со стороны учащихся овладеть знаниями, умениями и навыками.

       Наглядность обучения осуществляется в образом показе упражнений преподователем, в умении учащихся наблюдать технику упражнений или тактическиеприемы и делаеть выводы.

       Последовательность и систематичность в обучении заключается в последовательных переходах от знакомых упражнений к незакомым, от простых упражнений к более трудным.Эти переходы должны все время требовать от учащихся усилий, но таких которые выполнимы для них.

      Систематичность выражается в программах, содержании, цели уроков, предъявлении все более сложных, но посильных для учащихся требований, в четкой организации занятий,тренировок и соревнований, предоставляющих собой систему спортивной работы.

     Прочность усвоения достигается сознательной работой учащихся над усвоением упражнения, количеством повторений упражнения, активностью учащихся, применением  проверки, оценки достижения и методом соревнований.

       Индивидуальный  подход обучения и тренировки заключается в учете индивидуальных особенностей каждого учащегося, возрастных, и половыхособенностей, состояния здоровья, физической подготовленности характера учащихся.

      Такой подход повышает эффективность обучения.

        Физическое воспитание, являясьпедагогическим процессом строится на естественнонаучной основе учения И. П. Павлова о вышей нервной деятельности человека, который расматривал человеческий организм не как механическую сумму

отдельных органов и систем органов, а как целостный организм, в котором функции всех органов объединяются и направляются нервой системой. Всякое раздражение  внешнего мира, а также раздражения, получаемые с чувствительных оканчаний, заложенных во внутренних органах, передаются по проводящим нервным путям в кору больших полушарий головного мозга человека где происходит восприятие и переработка (по Павловским законам вышей индукции и др.) полученных раздражений. От возбужденных нервных центров коры посылаются по нервным (эффективным) путям к периферии импульсы, вызывающие ту или иную реакцию организма на полученное раздражение.

       С позиции учения И. П. Павлова физическое упражнение надо рассматривать как сложный условный рефлекс. Во всяком физическом упражнении руководящая, направляющая  и регулирующая роль принадлежит центральной нервной системе. Эти влияния нерной системы на деятельность организма составляют содержание принципа «нервизма», установленного ученым.

       При физическом воспитании необходимо учитывать законы, управлающие формированием, угасанием и разрушением двигательного рефлекса. Формирование какого- либо двигательного навыка требует достаточного повторения этого упражнения.

     При повторении упражнений постепенно в коре головного мозга наслаиваться связи между двигательными и другими цетрами, устанавливается правельное соотношение между возбуждением и торможением этих цетров и изучаемая техника выполнения упражнения складывается в динамический стереотип. В динамическом стреотипе, при его прочном закреплении, физическое упражнение приобретает целостный, слитный характер.    Отдельные части упражнений могут выполняться автоматизировано, с пониженным вниманием, но все же под контролем коры больших полушарий.

   Например, при разучивании прыжка в длину с разбега  в начале обучения для новичка: разбег, толчок от бруска, полет в воздухе и приземление протекают выполнение прыжка в целом и повторении отдельных  его элементов складывается (по принципу « проторения путей» в центральной нервной системе) необходимая согласованность, точность, быстрота, сила движений. Все упражнения приобритают слитную общую функциональную стуктуру и начинают рассматриваться упражняющимися как единое целое, в котором каждое последующее движение определяется правильным выполнением предыдущего. Проявляются автоматизированные элементы движения. Малейшие нарушения установленных автоматизмов или элементов техники прыжка сейчас же сигнализируют коре больших полушарий, откуда следуют импульсы для корригирования и исправления допущенной ошибки.

   При появлении ошибки в выполнении техники упражнения учащийся обязательно должен при помощи учителя понять сущность своей ошибки. После этого учитель объясняет и показывает учащемуся правильную структуру данного элемента движения и заставляет многократно и сознательно повторять эти движения, добиваясь, чтобы неправильные движения были заторможены, забыты, а на месте их устанавливалась бы правильная функциональная структура.

     При изучении техники любого упражнения учащийся всегда использует уже знакомые, известные ему двигательные навыки и координации движений, напремер: при описанном нами выше прыжке в длину, при разбеге учащийся  обязательно использует старый свой навык в беге на скорость. При разбеге бег должен быть стремительным, ускоряющимся, с точно выработанной длиной шага.

    Если у учащегося под влиянием неправильного обучения выработался навык мелкого, неровного шага, с замедлением бега, перед учителем возникает задача разбега и организации целостного или последовательного обучения элементам разбега (выработка быстроты бега, оптимальной длины шага и др.) Отсюда должны быть понятным весь вред привития учащимся неправильной техники выполнения упражнений, в особенности основных двигательных координации в решающих для данного вида спорта упражнениях, напремер, в беге, прыжках, метаниях для легкоатлета, в технике выполнения движения, основных способов спортивного плавания для пловца и др.

   Ведущее значение нервной системы сказывается и в том, что процессе обучения и тренировки налаживаются функциональные связи между движением и деятельностью внутренных органов.

      Уже при выходе на страт спортсмен испытывает учащение пульса, дыхания и целый ряд других сдвигов в функциональном состоянии важнейших внутренних органов. При выполнении упражнений должна быть определенна согласованность между движением и деятельность внутренных органов.

         Отсюда следует, что обучение физическим упражнениям тесно связано с тренировкой функций внутренних органов организма учащегося. В соответсвии с особенностями контингента обучающихся (возрастными половыми, индивидуальными, обусловленным уровнем предварительной подготовленности и состоянием здоровья), а также зависимости от характера предстоящей осовной деятельности и других обстоятельств общие задачи конкретизируются и осуществляются на основе принципов личностного деятельного подхода к учебно- воспитательному процессу, включающего в себя:

-         всестороннее гармоническое развития личности;

-         взаимосвязь физического воспитания с жизненной деятельностью;

-         оздравительную направленность физического воспитания;

-         самоопределение личности в процессе творческого овладения способами;

-         физкультурно – оздравительной и спортивной деятельности.

             Только при условии последовательного настойчивого осуществления этих задач можно вырастить здоровое и физически равитое поколение.

             Физическое воспитание в системе образования призвано сформировать у молодежи целостное теоретическое представление о физической культуре как элементе общей культуры человека, править творческое отношение способам физкультурно – оздровительной образовательных и воспитательных задач.

             Процесс физического воспитаниянеобходимо развивать и совершенствать по нескольким направлениям:

-         базовая часть физической подготовки – теоретичские и методические знания, виды двигательной, физикультурно- оздровительной и спортивной деятельности, составляющие основу общегосударственного стандарта общеобразовательной поготовки в сфере физической культуры, обеспечивающие высокую работоспособность и вообще активную жизнедеятельность;

-         - вариативную часть физической  подготовки – развитие двигательных способностей, народных игр и видов спорта с учетом региональной специфики, условий, организации и т.д.;

-         спортивная подготовка- привлечение широкого круга детей,подростков, учащейся молодежи к регулярным занятиям спортом во внеурочное время с целью дальнейшего физического совершенствования, удовлетворения личных интересов. Занятия спортом с особо одоренными с целью достижения высоких спортивных результатов;

-         занятия с оздровительной направленностью организуются с детьми и учащейся молодежью с целью укрепления и сохранения здоровья, поддержания физической кондиции, организация здорового досуга, удовлетворения естественной потребности в движении.

    При этом используются самые разнобразные формы и средства : дни здоровья, походы массовые соревнования, национальные и народные игры, развлечения, виды упражнений, которыми можно заниматься длительное время (бег «трусцой», народные танцы и др.) 

   Первостепенное значение надо придать обучению детей и учащейся молодежи плаванию, как имеющему важное прикладное значение.

   Наряду с совершенствованием традиционных форм, разрабатывать и внедрять в практику новые – детские, молодежные центры активного отдыха, оздровительные  залы (кабинеты) со спротивно – игровыми тренажерами, созданными в медицинских учереждениях по месту учебы и жительства:

-         занятия по физической культуре детей и учащейся молодежи с физическими и умственными недостатками, с целью повышения функциональных возможностей организма, расширения диапазона двигательных умений и навыков для успешного самообслуживания в быту и адаптации в профессиональной и общественной жизни.

        Деятельностный подход к физическому воспитанию ориентирован прежде всего, на групповые и индивидуальные формы обучения движениям и развития физических способностей, в том числе с разновозрастным и переменным составом. Он предполагает несравненно более широкое использование активных и творческих методов обучения:проблемных, исследовательских, развивающих методик программно- алгоритмического типа, компьютеризацию, создание в дошкольных и учебных заведениях банка данных физического состояния, разработку модельных характеристик, программ анализа динамики результатов с последующей распечаткой индивидуальных физкультурно- оздравительных, физического совершенствования рекомендаций краткого действия.

      Важным условием содержания преподавания физической культуры явлется четкое осознание цели совместной деятельности ученика и учителя, его на принципы демократизации, гуманизации и сотрудничества – идеи совместной развивающей проникновением в духовный мир друг друга, совместным желанием анализа хода и результатов этой деятельности.

      Одним из приоритетных направлений в физическом воспитании остается пропаганда физической культуры, ее взаимодействие с духовной культурой. Развивая и совершенствуя пропаганду физической культуры, следует адресовать ее непосредственно человеку, убедительно показывать роль физичекой культуры в профилактике заболеваний, продлении  активного долголетия. Прямая задача – повышать интерес к знанию своего организма, проииллюстрировать возможность средств физической культуры в борьбе с болезнями, активно популязировать самостоятельные занятия.

   Притягательность, убидительность и действенность пропаганды физической культуры необходимо обеспечивать, базируясь на результатах современных научных иследований и открытий, придавать ей просветительный характер, используя при этом все существующие информационные каналы.

    Постоянно развивать и совершенствовать направления совместной работы семьи и школы в области физического воспитания детей и учащейся молодежи.

     Таким образом, полученый материал подтверждает, что физическое воспитание, производимое по концептуальной модели формирования здорового образа жизни учащейся молодежи, является более современным. При этом решаются те проблемы, которые лежат в основе формирования здорового образа жизни учащейся молодежи.

    

  ЛИТЕРАТУРА

1.     Антропова М. В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников – М. : Педогогика, 1974. -135с.

2.     Уманов Г. А., Парфенов В. А. мы и наши дети. Жалын. Алматы 1979. – С.380

 

 

 

© 2010 г. Дизайн Даулетов Алпамыс Сырымович