Применение компьютерных и информационных технологий в развитии физической культуры и спорта

 

Кошаев М.Н.-д.п.н.,профессор, Ботагариев Т.А.-д.п.н., профессор,

Жекенов С.С.,- к.п.н., ЗРС, Даулетов А.С

 

Трудно переоценить роль внедрения информационных технологий и возможностей использования компьютеров в развитие физической культуры и спорта. Информационные технологии служат базисом для интеграции усилий различных спортивных специалистов и являются надежным средством для повышения спортивных результатов.

"Государственная программа развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан на 2007 - 2011 годы "в числе приоритетных направлений выделяет «Уровень современного спорта достиг такой стадии своего развития, когда важная роль в повышении спортивных результатов отводится новым подходам, основанным на научных и инженерных изысканиях»

С началом бурного развития компьютерных технологий в начале двадцать первого века и проникновением их в различные сферы деятельности человека практически невозможно говорить о полноценном развитии спорта без использования тех широких возможностей, которые представляют современные компьютеры.

Сделаем немного рекурс назад в истории «В 2003 году в историческом здании Смольного, где проходил международный конгресс, перед представителями четырех десятков стран мира Анатолий Кожекенович Кульназаров выступил со своим докладом «Проблемы укрепления здоровья современной молодежи» и познакомил их с основными положениями доклада «Влияние соревнований в условиях среднегорья на кислотно-щелочное состояние крови у высококвалифицированных горнолыжников». За свой доклад наш ученый получил золотую медаль Петровской академии спорта и искусств, а затем было оглашено решение ученого совета, датированное еще 24 апреля 2003 года, об избрании А. К. Кульназарова действительным членом академии»  [http://www.kazpravda.kz/print.php?lang=rus&chapter=1001092600] тогда закладывался акцент на такой проблеме, как необходимость усиления внимания к здоровью нации и пересмотр многих взглядов под меняющийся мир.

«Пекинская Олимпиада показала, что без должного внимания к науке не добьешься желаемого результата. Прошли те времена, когда одной грубой силой можно было достичь локальных результатов. Мы тоже не стоим на месте. Сейчас мы тесно сотрудничаем с ведущими мировыми державами, у которых спортивная наука далеко ушла вперед» [Анатолий Кульназаров, http://sportprim.region.kz/389]

По данным Национального научно-практического центра физической культуры (ННПЦФК) Министерства образования и науки РК в секциях и спортивных школах в настоящее время занимается менее 10% детей, а в спорте высших достижений занято лишь 0,2% в возрасте от 16 до 25 лет. Над казахстанской нацией сейчас нависла серьезная опасность. Граждане республики в годы реформ находились в состоянии затяжного психоэмоциального стресса, что привело к росту депрессии, суицида, антисоциальных вспышек, преступности, алкоголизма, табакокурения, наркомании. Так, количество больных наркоманией и токсикоманией за последние 10 лет увеличилось в 8 раз и превышает 425 тысяч человек. А по результатам экспертных исследований – их более 1,5 миллиона. Каждый третий наркоман – подросток. В прошедшем году число юношей, освобожденных от призыва в армию в связи с психическими расстройствами, составило 130 тысяч, а в связи с наркоманией – более 16 тысяч [2,3,4,5].

Высокоскоростные вычислительные машины с мощными базами данных, глобальные компьютерные и информационные сети и многофункциональное программное обеспечение создают условия для нового подхода к развитию физической культуры и спорта.

В настоящей статье мы, исходя из богатого мирового опыта применения информационных технологий с целью повышения спортивных результатов, представляем различные направления и методы применения информационных технологий в развитии  физической культуры и спорта и возможности их применения с участием специалистов разного профиля: тренеров, специалистов физического воспитания, спортсменов, физиологов, биологов, психологов, IT специалистов.

Казахстанская наука тоже не остается в стороне от этих глобальных процессов происходящих в мире, так например «под руководством д.п.н. АПН, профессо­ра Г.Д. Иванова проводятся исследования на компьютере скрытых закономерностей формирования спортивной подготовленности, динамики их физического и функционального состояния, включа­ющие методы разработки математического моделирования трени­ровочного процесса спортсменов  [2,3,4,5].

С этой целью разработаны соответствующее программное обеспе­чение и математические методы обработки информации для анализа и совершенствования эффективности работы спортсменов и специ­алистов, результаты которого позволяют обеспечить специалистов и спортсменов методическим аппаратом для объективного анализа результатов спортивного, медицинского, педагогического и психоло­гического обследования спортсменов и выработки, надежных научно обоснованных практических рекомендаций» [4]

Согласно рейтингу Международного союза электросвязи за 2007-2008 гг. Казахстан лидирует среди стран Центральной Азии, опережая такие страны как Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан и занимает 73 место. [5]

В Отчете Всемирного экономического форума по информационным технологиям представлен рейтинг 127 развитых и развивающихся стран мира по уровню развития ИКТ. Оценка осуществлялась на основании 3-х критериев:

·        наличие в стране условий, способствующих распространению и развитию информационно-коммуникационных технологий, что предполагает оценку бизнес-среды, законодательных аспектов и инфраструктуры;

·        уровень возможностей и готовности к использованию информационно-коммуникационных технологий ключевыми стейкхолдерами – населением, бизнесом и государством;

·        реальный уровень использования информационно-коммуникационных технологий.

Можно выделить основные направления применения информационных технологий в физической культуре и спорта:

·        Создание и применение высококачественных интерактивных мультимедийных цифровых учебных пособий: на примере видеозаписей упражнений в исполнении спортсменов международного класса. Будущие спортсмены могут анализировать технику исполнения этих упражнений с использованием достижений цифровых технологий;

·        Получение различной справочной информации в сетях Internet: Постоянно обновляемые базы данных позволяют получить необходимую информацию в короткие сроки и быть в курсе всех спортивных новостей и достижений, а также являются источником сведений о новейших спортивных технологиях;

·        Исследование биомеханики двигательной деятельности человека во время спортивных тренировок и соревнований: современные оптические системы, технология видеозахвата, трехмерное сканирование для определения параметров движения спортсмена являются эффективным средством для выявления недостатков в подготовке спортсмена и разработке методов по их устранению;

·        Психологические компьютерные тесты для определения реакции и концентрации внимания спортсмена: подобные тесты позволяющие выявить слабые стороны спортсменов в сжатые сроки в ходе сравнительного и статистического анализа (со спортсменами высокой квалификации). Психологические компьютерные тесты характеризуются высокой эффективностью и экономичностью;

·        Разработка программных тренажеров-стимуляторов с целью более глубокого научного изучения тех или иных спортивных процессов: тренажеры-стимуляторы дают возможность изучения спортивных ситуаций, отличающихся особенной сложностью и требующих глубокого анализа;

·        Компьютерное моделирование спортивных упражнений и определения оптимальных параметров их выполнения: современные мощные компьютеров дают возможность в доли секунды определить необходимые параметры и рассчитать траектории движения центров тяжести частей тел спортсмена;

·        Статистические исследования: анализы опросов, составленных специалистами высокой квалификации, позволяющие быстро и эффективно определить проблемы спортивного питания, здорового сна и некоторых других показателей физиологии спортсменов.

Очевидно, что использование информационных технологий создает абсолютно новые возможности для развития физической культуры и спорта. Причем, для повышения спортивных результатов целесообразно использовать не отдельно взятый метод, а применять комплексный научный подход. Например, можно эффективно сочетать биомеханические, психологические и статистические тесты с соответственной корреляцией с физиологическими показателями спортсменов [5].

Условно вышеперечисленные направления применения информационных технологий для развития физической культуры и спорта можно разделить на три группы:

1.     Справочно-методические: разработка мультимедийных пособий, создание информационных ресурсов баз данных;

2.     Связанные с изучением физических аспектов организма спортсмена: биомеханическое, психологическое и статистическое направления;

3.     Аналитические: моделирование спортивных движений и создание компьютерных тренажеров-стимуляторов.

Вышеуказанные все три группы связаны между собой и предполагают участие специалистов и ученых различных квалификации и направлений: тренеров, физиологов, биомехаников, медиков, ИТ-специалиста, психологов и биологов. В ходе комплексного подхода происходит обмен опытом между представителями различных профессий, что, несомненно ведет к достижению более высоких спортивных результатов.

 

Литература

 

1.     Закон Республики Казахстан от 2 декабря 1999 г. №490-1 «О физической культуре и спорте» с изменениями Закона РК от 04.07.03 г. № 471-2

2.     Основы здорового образа жизни: Л.И.Орехов, А.К.Кульназаров, В.А. Сорокин, Е.Л.Караваева.изд. «Арыс» 2007.

3.     М.Н. Кошаев, Л.И. Орехов, Ж.О. Ильясов .,О мерах по развитию физического воспитания молодежи     // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - N 12 (34). - С. 74-77.

4.     Кошаев М.Н. Конкуренция в сфере физкультуры и спорта // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - N 11 (33). - С. 47-50.

5.     Методические рекомендации по решению проблем организации физического воспитания и спорта Атырауской области С.С.Жекенов, Р.К.Жубаншалиев, С.Д.Махамбетова, У.А.Нурекешова.

 

 

 

© 2010 г. Дизайн Даулетов Алпамыс Сырымович