ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СПОРТИЗИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

С.С. Жекенов - к.п.н., зрс.

Атыраускнй региональный центр развития физической культуры и спорта

 

Ключевые слова: спортизирование, сенситивные, морфологические.

Одним из разделов развития физической культуры и спорта является спортизированное физическое воспитания (СФВ) в общеобразовательных школах Республики Казахстан.

Спортизированное физическое воспитание (обновление формы и содержания физического воспитания) состоит в том, что обучающиеся занимаются в тренировочных группах спортивной гимнастики, волейбола, баскетбола, настольного тенниса, спортивных единоборств, лыжного спорта, в группах общей физической подготовки. Занятия вынесены за сетку часов учебного расписания и проводятся 3 раза в неделю через день по 2 учебных часа.

Внедрение спортизированного физического воспитания предусматривает последовательное этапное развитие процесса обновления содержательной и организационной структуры физического воспитания.

Учащихся 9-х классов средних школ необходимо предварительно готовить к новой форме организации физического воспитания. В начале учебного года один из уроков физической культуры проводится с постепенным наращиванием объёмов тренирующих режимов в основной части занятия. На этом этапе ознакамливают с элементами выбранного вида спорта.

В 10-12 классах учащиеся согласно поданному заявлению на имя директора школы переходят заниматься в спортивные учебно-тренировочные группы. Не изъявившие желания занимаются в спортивных группах общефизической подготовки (ОФП)

С учётом физиологии человека, то есть сенситивные периоды, так как с 6 лет необходимо давать упражнения на гибкость, с 8-9 лет должны давать упражнения на скорость и ловкость, с 11-12 лет на развитие выносливости и только с 15 лет давать упражнения на силу.

У школьников 15-16 лет создаются морфологические и функциональные предпосылки для овладения практически любым видом движений. Однако в этот период необходимо более дифференцированно подходить к величине физической нагрузки в зависимости от степени половой зрелости подростка. С учетом раздельного обучения юношей и девушек за счёт объединения однородных типологических 10-12 классов в учебно-тренировочные группы в соответствии с интересами, потребностями и способностями учащихся.

В более раннем возрасте идёт общая подготовка и спортивная ориентация, в этом возрасте незначительная, т.е. даются только отдельные элементы специализации. К тому же у учащихся старших классов более выраженная мотивация заниматься каким-либо видом спорта, но это не отменяет возможности организовать спортизированное физическое воспитание и в младших классах.

Годовой объем часов спортизированного физического воспитания (СФВ).

№ п/п

Части подготовки

Количество часов

1

Теоретическая подготовка

4

2

Общая физическая подготовка

66

3

Специальная физическая подготовка

38

4

Т ехнико-тактическая, психологическая подготовка

112

5

Подготовка к соревнованиям

16

6

Контрольные и переходные нормативы

4

7

Всего часов

240

Занятия проводятся в учебно-тренировочных группах (10-12 классах) и вынесены за сетку часов учебного расписания три раза в неделю через день по 2 часа, всего 6 часов в неделю. Оплата преподавателю спортизированного физического воспитания производится за счёт 3-х часов уроков физической культуры однородных типологических 10-12 классов, объединенных в учебно-тренировочные группы для раздельного обучения юношей и девушек.

На современном этапе развития системы физического воспитания школьников Республики Казахстан цель и задачи ее определены в различных правительственных документах, государственном стандарте по предмету «Физическая культура». Так, в «Государственной программе развития физической культуры и спорта Республики Казахстан на 2007-2011 годы» отмечается, что «совершенствовать внешкольные формы организации физической культуры, дополняющие содержание уроков физического воспитания в общеобразовательной школе, путем создания юношеских клубов; рекомендовать общеобразовательным школам создание специализированных классов по видам спорта с продленным днем обучения и углубленным учебно-тренировочным процессом». Государственный стандарт по предмету «физическая культура» в качестве цели этого предмета определяет «укрепление здоровья, формирование знаний, жизненно важных

двигательных умений и навыков, гармоничное развитие личности в соответствии с задачами нравственного, трудового и эстетического воспитания». По определению И.И. Переверзина, цель физического воспитания учащихся современной школы - это формирование высокого уровня индивидуальной, личной физической культуры школьника как элемента здорового, активного образа жизни посредством регулярных занятий физическими упражнениями и спортом.

Анализ имеющихся исследований по вопросам внедрения спортизированного физического воспитания свидетельствует о наличии нескольких его составляющих: изучение уровня развития признаков физического совершенства; эффективность дополнительных тренировочных уроков физической культуры: педагогическая технология спортивной ориентации детей: социальные и психологические аспекты совершенствования физической активности детей; программно-методическое обеспечение учебного процесса по физической культуре учащихся; личностно-ориентированное физическое воспитание, признание приоритета самоценности человека; уточнение цели и задач физического воспитания школьников в ракурсе современного состояния мировой практики его развития; оптимальное сочетание различных форм организации физического

воспитания школьников; контроль за физической подготовленностью; совершенствование физического воспитания школьников с учетом региональных условий; мотивация к занятиям физической культурой; самостоятельные занятия учащихся физическими упражнениями; анализ программ по физической культуре; оптимизация развития физических качеств и освоения двигательных действий; планирование учебной работы по физическому воспитанию школьников.

Хотя в исследованиях специалистов обосновано научно-методическое обеспечение отмеченных выше составляющих, на наш взгляд, на современном этапе требуют своего дальнейшего изучения следующие вопросы:

а)        изучение развития программно - нормативных основ системы физического воспитания школьников;

б)    исследование признаков физического совершенства школьников и факторов, их определяющих;

в)          определение современных концептуальных подходов в контексте совершенствования процесса физического воспитания школьников;

г)     выявление состояния реализации базовой и вариативной части программы по физическому воспитанию в старших классах общеобразовательных школ;

д)   изучение особенностей мотивированности учащихся старших классов к занятиям физической культурой и спортом;

е)    разработка технологии внедрения спортизированного физического воспитания в общеобразовательных школах.

Акцентирование внимания на отмеченные составляющие предмета нашего исследования связано с обобщением передового опыта ведущих специалистов физической культуры и спорта, так и собственного опыта в качестве руководителя Атырауского регионального центра развития физической культуры и спорта. С принятием независимости Республики Казахстан и переходом на республиканскую типовую программу по физическому воспитанию в общеобразовательных школах Атырауской области специалистами физической культуры были предложены различные пути наполнения содержания вариативной части программного материала, направленной на совершенствование физического воспитания школьников. Так, Т.А.Ботагариевым была разработана и внедрена в практику комплексная региональная программа физического совершенствования школьников, основанная на взаимосвязанном участии всех участников физкультурной деятельности (учителя физической культуры, учителя-предметники, студенты, школьники, директора общеобразовательных школ, методисты физического воспитания институтов повышения квалификации). На современном этапе развития процесса физического воспитания школьников наблюдается тенденция широкого внедрения в вариативную часть восточных единоборств и других видов спорта. На наш взгляд, необходимо рациональное, научно обоснованное включение этих видов спорта во взаимосвязи с другими элементами учебно-воспитательного процесса в рамках требований, предъявляемым государственным стандартом по предмету «Физическая культура».

Как отмечает В.К. Бальсевич, традиционный урок физической культуры в рамках школьного расписания не дает того тренировочного эффекта, который позволяет оптимально развивать физические качества учащихся.

В связи с вышеотмеченным, необходим научный поиск подходов по оптимизации организации и реализации инновационных технологий, обеспечивающий решение задачи повышения оздоровительного эффекта занятий, уровня функциональной, физической подготовленности, физического развития учащихся.

Выводы. В общеобразовательных школах Казахстана нужно провести организационно- методическую работу по подготовке и переходу на систему спортизированного физического воспитания с учетом отмеченных в работе основных его элементов.

Использованная литература

1.        Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Спортивно-ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты //Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 5. - С. 19-23.

2.  ПрогонюкЛ.Н.Освоение технологий спортизированного физического воспитания в общеобразовательной школе // Физическая культура :воспитание, образование, тренировка. - 2000. -№4. - С.12-15.

3.  Лубышева Л.И.Спортивная культура в спортизированном физическом воспитании //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2004. - №4. - С.2-6.

4.    Фонарев Д.В., ЛожкинВ.Л., Панфилова Е.А.Психологический анализ процесса адаптации учащихся к физическим нагрузкам в спортивном ориентированном физическом воспитании//Физическая культура. - воспитание, образование, тренировка -

2004.-№4.-С. 13-16.

Түйін

Қазақстан Республикасының мектептерінде спорттық бағыттагы дене тәрбиесін енгізудің гылыми - алгы шарттары.

 

 

 

© 2010 г. Дизайн Даулетов Алпамыс Сырымович