Укрепление  здоровья  учащихся  средствами физического воспитания

Кошаев М. Н.-к.п.н., профессор, Мухтаров С.М.,

Жекенов С. С.,– к.п.н., ЗРС, Кокебаева Р.

Г. Алматы, Республика  Казахстан

«Азия – Регион Сотрудничества и  Мира»

О состоянии  и перспективах массового   (народного) спорта и спорта  высших

достижений   в  новых  условиях стран ШОС

Материалы  I международной  научно- практической  конференции

7-9 сентября  2008 г. Чолпон- Ата

        Изучение   состояния здоровья,  организованных  детских  коллективов  во взаимосвязи с  физическим  воспитанием, является чрезвычайно важным  для  обоснования  профилактического  мероприятия  для  управления  здоровья  подрастающего  поколения. Несмотря  на  то, что  изучение  состояния здоровья  детей и  подростков  в нашей стране  ведется интенсивно  уже многие  годы, проблема  раскрыта  еще  недостаточно. Особенно  это  относится  познанию  роли  физического  воспитания.

          Среди  крупных  социальных  мер, намечаемых  в  стране  на  период  до 2010г.,  ведущими  являются профилактика  заболеваний и формирование  здорового  образа  жизни  населения.

         Поставлена задача – увеличить  среднюю  продолжительность  жизни  населения  и продлить  его  трудовую активность  путем  снижения  смертности и нетрудоспособности. Приоритетными  направлениями, осуществляемых  социальных  мер, признаются улучшение здоровья  детей  и  подростков, создание  для  них благоприятных  условий  и повышение уровня реформативности  всего  населения  об основных факторах  риска  и путях профилактики  как  инфекционной, так и неинфекционной  заболеваемости. Одним  из  основных  слагаемых  комплекса  профилактических  мероприятий  можно  считать использование  средств  физического  воспитания  и формирование физической культуры с  самого раннего  возраста.

        Не  вызывает  сомнений утверждение о наличии  тесной  зависимости  между  здоровьем  детей, подростков и организацией  физического  воспитания. Важен вопрос: как осуществляется их взаимодействие, какая существует  между  ними количественная и естественная связь?

        По  этой  проблеме  в отечественной  и зарубежной литературе  представлен  большой, но противоречивый  фактический  материал, который  нуждается в новом осмыслении и  теоретическом обобщении. Старые  подходы  в установлении причинно-следственных  связи  между физическим воспитанием и здоровье имели существенные недостатки; обеспечивался  комплексный подход  при  изучении влияния  физического  воспитания состояние здоровья  детского  населения. Ведь  физическое  воспитание  невозможно отделить от общего процесса  воспитания  молодежи. Необходимо анализировать  весь комплекс  средств, направленных на  духовное и физическое развитие  человека. На  наш взгляд методология познания  должна  быть поэтапной. Первый  этап – изучение механизма  влияние  отдельных  средств  физического  воспитания, а  именно,  воздействие  количественного   качественного  содержания физического  упражнений и естественных факторов природы. Второй  этап- изучение  роли всего комплекса средств   физического  воспитания в реальных  социальных  условиях, в  которых  осуществляется  учебно- вспомогательный  процесс детей  подростков.

         Такими методическими подходами пользуется  гигиена детей и подростков – наука об охране и укреплении  здоровья  подрастающего  поколения,  о воспитании физически крепкого  человека с гармоническим  развитием   физических и духовных сил. Используемый данной наукой  метод  естественно- гигиенического  эксперимента отвечает выше поставленным задачам. Этот метод  позволяет  проводить  исследования  в конкретной  жизненной ситуации детского коллектива, изучать взаимодействие  организма  с комплексом  факторов,  изменяет количественные и качественные параметры  последних и устанавливая для них гигиеническую норму.

         Сложность  установления причинно–следственных связей между состоянием здоровья  детей и подростков и физическим воспитанием заключается  также в том, что « здоровье» не имеет  четкой трактовки, количественно  его измерить  очень трудно. Известно большое  число  определений здоровья, но нельзя  утверждать, что они пригодны  для количественных  характеристик  и создания  модели  управления состоянием здоровья детского населения  средствами физического  воспитания.

          Рассмотрим  различные  точки  зрения на эту  проблему и выскажем собственное суждение о понятии «здоровье». Широко известно определение, предложенное ВОЗ: «Здоровье – это состояние  полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Несомненно, такое определение  представляет  интерес, но оно не подходит в качестве  рабочего определения. Что  такое, например, душевное благополучие? Как его можно измерить?

        Подобных  вопросов  возникает  много,  и чем больше мы познаем здоровье, тем сложнее  становятся  модель  познания и методы  исследования. Сразу следует сказать, что существуют понятия « здоровье индивидуума» и « здоровье населения».

       Индивидуум и общество не  могут развиваться  независимо друг от друга, но в  медицине эти два понятия дифференцируются. Существуют различные дисциплины, изучающие здоровье  ребенка и здоровье детского  населения.

       Медицинские  дисциплины клинического  профиля  занимаются вопросами диагностики и лечения заболеваний детей, но, к сожалению, совершенно недостаточно   уделяют  внимание  проблеме  здоровья 

индивидуума во взаимосвязи с  окружающей  средой. Вследствие этого они  не могут обосновать пути  улучшения здоровья  детского населения.

     Здоровье индивидуума,  на наш взгляд, - многомерный динамический  процесс  приспособления к меняющимся  условиям окружающей среды (экономической и социальной). Идеального здоровья и абсолютно  здорового ребенка не бывает, так  как  организм, сталкиваясь с физическими, биологическими, социальными факторами окружающего  мира, подвергается непредвиденным  воздействиям, которые  усложняют адаптационные процессы и могут оказаться  роковыми для здоровья, как отдельного ребенка, так и целого  коллектива. И как бы родители, врачи и общество  не оберегали  здоровье  ребенка,  чрезвычайно  важно, чтобы он сам приобрел опыт сопротивления неблагоприятным воздействиям. Задача профилактической  медицины  состоит в том, чтобы способствовать выработке такого иммунитета.      

        Здоровье  индивидуума  нельзя считать антиподом  болезни. Нормальное развитие функциональных систем, социальная  дееспособность детей и подростков – важнейшие атрибуты  здоровья. Отсутствие  возможности  находиться  в коллективе и осуществлять  игровую, познавательную и общественно  полезную  деятельность  следует  считать его потерей. Здоровье  ребенка  нужно  рассматривать  во времени и в аспекте  тех  социальных функций, которые  ему  необходимо  осуществлять  в том  или иным  возрасте.

        Анализируя  здоровье индивидуума  и его изменчивость  под влиянием среды  обитания (природной и социальной), важно  выделить наиболее информативные критерии, которые  в  совокупности  могли  бы  отражать этот  процесс  адаптации,  иными  словами, чтобы можно было  в каких- то условных  границах  установить  изменения  в здоровье и характеризовать их, как улучшение  или  ухудшение. 

Детский сколиоз. Профилактика сколиоза

Мы  все  знаем,  что  легче  болезнь предупредить,  чем  лечить. Этой важной  задачей, т.е. профилактикой  болезни, должна  заниматься  медицина. В нашей  республике  профилактическая  медицина  поставлена  не на должном  уровне. В связи  с этим  эта  важная задача: « Профилактика  болезни и пропаганда  здорового  образа  жизни возлагается на  работников  физической  культуры и спорта».

       Одной  из важных проблем, которая  требует  внимания и профилактики,  является  сколиоз.

       Сколиозом  принято  называть  боковое искривление  позвоночника. Течение сколиоза  приобретает тяжелый  характер и сопровождается  образованием грубых и стойких  анатомических  изменений  позвоночника и грудной клетки. Нарушаются  статистическая и  динамическая функции  позвоночника и грудной клетки , возникают значительные нарушения функции  сердечно- сосудистой, дыхательной, нервно-мышечной и орган 

пищеварения и т. д. Поэтому  такую  деформацию  называют  также

сколиотической болезнью.

          

         В настоящее  время  доказано, что в основе сколиоза  лежит ассиметричный  рост позвонков. Развивается сколиоз по преимуществу  в период роста  скелета: в 6-7 лет – в период  первого  втяжения; чаще в 12-15 лет – период наибольшего роста  тела  в длину. В эти возрастные  периоды ассиметричные, статистические  нагрузки  могут  способствовать развитию  истинного сколиоза со структурными  изменениями  позвонков.

       Для  развития прогрессирующего сколиоза  этих  статико - динамических  нарушений  недостаточно. Для   этого  необходимо  наличие  трех  факторов:

            1) первично- патологического  фактора (диспластические  измения спинном  мозге или в позвонках);

2) обменно - гормональных  нарушений;

3) статистико- динамических  нарушений;(нарушения  осанки).

      Сколиотическая  болезнь  в школьном  возрасте  занимает одно  из первых  мест среди  других искривлений  позвоночника,  причем  девочки  заболевают  в 4-5 раз чаще мальчиков.

      Сколиоз принято обозначать  по названию той стороны , куда  обращена выпуклая сторона  искривления, и по наименованиям  того отдела  позвоночника , где  локализуется деформация: правосторонний (левосторонний) грудной,  поясничный, шейный сколиоз и т. д.

       Наиболее  часто  встречаются  сколиозы  грудного  отдела  позвоночника, имеющие большую  склонность к развитию; при этом наблюдается деформация грудной клетки  с  нарушением функции  органов  внешнего дыхания и кровообращения. 

       Сколиотическая  болезнь  развивается в силу  различных  причин . По происхождению различают сколиозы: врожденные,  диспластические,  идиопатические, нейрогенные и т. д.

       Ряд авторов  придают большое  значение в развитии сколиоза наследственным факторам, большое  количество  случаев  заболеваний передающихся половым  путем и другие  влияют отрицательно  на состояние  репродуктивной системы  у молодых женщин. Табл1.3.1. представлено число  абортов в Кыргызской   Республике . эти  данные  были опубликованы в данных Национального статистического  комитета.      

Таблица 1.3.1

                             Число  абортов  по  возрастным группам

Всего  из женщин  в возрасте

2001год

2002 год

2003 год

Всего человек

на 100 женщин

Всего  человек

на 100 женщин

Всего

человек

на 100 женщин

   23390

      17,6

   18995

    14,0

  19225

     13,9

18-19

2464

    5,5

2993

6,6

1719

3,8

20-24

5803

   26,7

4363

18,9

4245

21,3

25-29

5957

   30,7

4370

21,7

4938

24,0

30-34

4355

   24,8

4161

22,7

4430

23,9

35 и старше

4811

   16,4

3108

10,9

3893

13,2

 

© 2010 г. Дизайн Даулетов Алпамыс Сырымович