Укрепление
здоровья
учащихся
средствами
физического воспитания
Кошаев
М. Н.-к.п.н., профессор, Мухтаров С.М.,
Жекенов
С. С.,–
к.п.н., ЗРС,
Кокебаева Р.
Г.
Алматы, Республика
Казахстан
«Азия
– Регион Сотрудничества и
Мира»
О
состоянии
и
перспективах массового
(народного)
спорта и спорта
высших
достижений
в
новых
условиях
стран ШОС
Материалы
I
международной
научно-
практической
конференции
7-9
сентября 2008
г.
Чолпон- Ата
Изучение
состояния
здоровья,
организованных
детских
коллективов
во
взаимосвязи с
физическим
воспитанием,
является чрезвычайно важным
для
обоснования
профилактического
мероприятия
для
управления
здоровья
подрастающего
поколения.
Несмотря
на
то,
что
изучение
состояния
здоровья
детей
и
подростков
в
нашей стране
ведется
интенсивно
уже
многие
годы,
проблема
раскрыта
еще
недостаточно.
Особенно
это
относится
познанию
роли
физического
воспитания.
Среди
крупных
социальных
мер,
намечаемых
в
стране
на
период
до
2010г.,
ведущими
являются
профилактика
заболеваний
и формирование
здорового
образа
жизни
населения.
Поставлена
задача – увеличить
среднюю
продолжительность
жизни
населения
и
продлить
его
трудовую
активность
путем
снижения
смертности
и нетрудоспособности. Приоритетными
направлениями,
осуществляемых
социальных
мер,
признаются улучшение здоровья
детей
и
подростков,
создание
для
них
благоприятных
условий
и
повышение уровня реформативности
всего
населения
об
основных факторах
риска
и
путях профилактики
как
инфекционной,
так и неинфекционной
заболеваемости.
Одним
из
основных
слагаемых
комплекса
профилактических
мероприятий
можно
считать
использование
средств
физического
воспитания
и
формирование физической культуры с
самого
раннего
возраста.
Не
вызывает
сомнений
утверждение о наличии
тесной
зависимости
между
здоровьем
детей,
подростков и организацией
физического
воспитания.
Важен вопрос: как осуществляется их взаимодействие,
какая существует
между
ними
количественная и естественная связь?
По
этой
проблеме
в
отечественной
и
зарубежной литературе
представлен
большой,
но противоречивый
фактический
материал,
который
нуждается
в новом осмыслении и
теоретическом
обобщении. Старые
подходы
в
установлении причинно-следственных
связи
между
физическим воспитанием и здоровье имели
существенные недостатки; обеспечивался
комплексный
подход
при
изучении
влияния
физического
воспитания
состояние здоровья
детского
населения.
Ведь
физическое
воспитание
невозможно
отделить от общего процесса
воспитания
молодежи.
Необходимо анализировать
весь
комплекс
средств,
направленных на
духовное
и физическое развитие
человека.
На
наш
взгляд методология познания
должна
быть
поэтапной. Первый
этап
– изучение механизма
влияние
отдельных
средств
физического
воспитания,
а
именно,
воздействие
количественного
качественного
содержания
физического
упражнений
и естественных факторов природы. Второй
этап-
изучение
роли
всего комплекса средств
физического
воспитания
в реальных
социальных
условиях,
в
которых
осуществляется
учебно-
вспомогательный
процесс
детей
подростков.
Такими
методическими подходами пользуется
гигиена
детей и подростков – наука об охране и укреплении
здоровья
подрастающего
поколения,
о
воспитании физически крепкого
человека
с гармоническим
развитием
физических
и духовных сил. Используемый данной наукой
метод
естественно-
гигиенического
эксперимента
отвечает выше поставленным задачам. Этот
метод
позволяет
проводить
исследования
в
конкретной
жизненной
ситуации детского коллектива, изучать взаимодействие
организма
с
комплексом
факторов,
изменяет
количественные и качественные параметры
последних
и устанавливая для них гигиеническую норму.
Сложность
установления
причинно–следственных связей между состоянием
здоровья детей
и подростков и физическим воспитанием заключается
также
в том, что « здоровье» не имеет
четкой
трактовки, количественно
его
измерить
очень
трудно. Известно большое
число
определений
здоровья, но нельзя
утверждать,
что они пригодны
для
количественных
характеристик
и
создания
модели
управления
состоянием здоровья детского населения
средствами
физического
воспитания.
Рассмотрим
различные
точки
зрения
на эту
проблему
и выскажем собственное суждение о понятии
«здоровье». Широко известно
определение, предложенное ВОЗ: «Здоровье
– это состояние
полного
физического, душевного и социального благополучия,
а не только отсутствие болезней или физических
дефектов». Несомненно, такое определение
представляет
интерес,
но оно не подходит в качестве
рабочего
определения. Что
такое,
например, душевное благополучие? Как его
можно измерить?
Подобных
вопросов
возникает
много,
и
чем больше мы познаем здоровье, тем сложнее
становятся
модель
познания
и методы
исследования.
Сразу следует сказать, что существуют понятия
« здоровье индивидуума» и «
здоровье населения».
Индивидуум
и общество не
могут
развиваться
независимо
друг от друга, но в
медицине
эти два понятия дифференцируются. Существуют
различные дисциплины, изучающие здоровье
ребенка
и здоровье детского
населения.
Медицинские
дисциплины
клинического
профиля
занимаются
вопросами диагностики и лечения заболеваний
детей, но, к сожалению, совершенно недостаточно
уделяют
внимание
проблеме
здоровья
индивидуума
во взаимосвязи с
окружающей
средой.
Вследствие этого они
не
могут обосновать пути
улучшения
здоровья
детского
населения.
Здоровье
индивидуума,
на
наш взгляд, - многомерный динамический
процесс
приспособления
к меняющимся
условиям
окружающей среды
(экономической
и социальной). Идеального здоровья и абсолютно
здорового
ребенка не бывает, так
как
организм,
сталкиваясь с физическими, биологическими,
социальными факторами окружающего
мира,
подвергается непредвиденным
воздействиям,
которые
усложняют
адаптационные процессы и могут оказаться
роковыми
для здоровья, как отдельного ребенка, так
и целого
коллектива.
И как бы родители, врачи и общество
не
оберегали
здоровье
ребенка,
чрезвычайно
важно,
чтобы он сам приобрел опыт сопротивления
неблагоприятным воздействиям. Задача профилактической
медицины
состоит
в том, чтобы способствовать выработке такого
иммунитета.
Здоровье
индивидуума
нельзя
считать антиподом
болезни.
Нормальное развитие функциональных систем,
социальная
дееспособность
детей и подростков – важнейшие атрибуты
здоровья.
Отсутствие
возможности
находиться
в
коллективе и осуществлять
игровую,
познавательную и общественно
полезную
деятельность
следует
считать
его потерей. Здоровье
ребенка
нужно
рассматривать
во
времени и в аспекте
тех
социальных
функций, которые
ему
необходимо
осуществлять
в
том
или
иным
возрасте.
Анализируя
здоровье
индивидуума
и
его изменчивость
под
влиянием среды
обитания
(природной и социальной), важно
выделить
наиболее информативные критерии, которые
в
совокупности
могли
бы
отражать
этот
процесс
адаптации,
иными
словами,
чтобы можно было
в
каких- то условных
границах
установить
изменения
в
здоровье и характеризовать их, как улучшение
или
ухудшение.
Детский
сколиоз. Профилактика сколиоза
Мы
все
знаем,
что
легче
болезнь
предупредить,
чем
лечить.
Этой важной
задачей,
т.е. профилактикой
болезни,
должна
заниматься
медицина.
В нашей
республике
профилактическая
медицина
поставлена
не
на должном
уровне.
В связи
с
этим
эта
важная
задача: « Профилактика
болезни
и пропаганда
здорового
образа
жизни
возлагается на
работников
физической
культуры
и спорта».
Одной
из
важных проблем, которая
требует
внимания
и профилактики,
является
сколиоз.
Сколиозом
принято
называть
боковое
искривление
позвоночника.
Течение сколиоза
приобретает
тяжелый
характер
и сопровождается
образованием
грубых и стойких
анатомических
изменений
позвоночника
и грудной клетки. Нарушаются
статистическая
и
динамическая
функции
позвоночника
и грудной клетки , возникают значительные
нарушения функции
сердечно-
сосудистой, дыхательной, нервно-мышечной
и орган
пищеварения
и т. д. Поэтому
такую
деформацию
называют
также
сколиотической
болезнью.
В
настоящее
время
доказано,
что в основе сколиоза
лежит
ассиметричный
рост
позвонков. Развивается сколиоз по преимуществу
в
период роста
скелета:
в 6-7 лет – в период
первого
втяжения;
чаще в 12-15 лет – период наибольшего роста
тела
в
длину. В эти возрастные
периоды
ассиметричные, статистические
нагрузки
могут
способствовать
развитию
истинного
сколиоза со структурными
изменениями
позвонков.
Для
развития
прогрессирующего сколиоза
этих
статико
- динамических
нарушений
недостаточно.
Для
этого
необходимо
наличие
трех
факторов:
1)
первично- патологического
фактора
(диспластические
измения
спинном мозге
или в позвонках);
2)
обменно - гормональных
нарушений;
3)
статистико- динамических
нарушений;(нарушения
осанки).
Сколиотическая
болезнь
в
школьном
возрасте
занимает
одно
из
первых
мест
среди
других
искривлений
позвоночника,
причем
девочки
заболевают
в
4-5 раз чаще мальчиков.
Сколиоз
принято обозначать
по
названию той стороны , куда
обращена
выпуклая сторона
искривления,
и по наименованиям
того
отдела
позвоночника
, где
локализуется
деформация: правосторонний (левосторонний)
грудной,
поясничный,
шейный сколиоз и т. д.
Наиболее
часто
встречаются
сколиозы
грудного
отдела
позвоночника,
имеющие большую
склонность
к развитию; при этом наблюдается деформация
грудной клетки
с
нарушением
функции
органов
внешнего
дыхания и кровообращения.
Сколиотическая
болезнь
развивается
в силу
различных
причин
. По происхождению различают сколиозы: врожденные,
диспластические,
идиопатические,
нейрогенные и т. д.
Ряд
авторов
придают
большое
значение
в развитии сколиоза наследственным факторам,
большое
количество
случаев
заболеваний
передающихся половым
путем
и другие
влияют
отрицательно
на
состояние
репродуктивной
системы
у
молодых женщин. Табл1.3.1. представлено
число
абортов
в Кыргызской
Республике
. эти
данные
были
опубликованы в данных Национального статистического
комитета.
Таблица
1.3.1
Число
абортов
по
возрастным
группам
Всего
из
женщин
в
возрасте
|
2001год
|
2002
год
|
2003
год
|
Всего
человек
|
на
100 женщин
|
Всего
человек
|
на
100 женщин
|
Всего
человек
|
на
100 женщин
|
23390
|
17,6
|
18995
|
14,0
|
19225
|
13,9
|
18-19
|
2464
|
5,5
|
2993
|
6,6
|
1719
|
3,8
|
20-24
|
5803
|
26,7
|
4363
|
18,9
|
4245
|
21,3
|
25-29
|
5957
|
30,7
|
4370
|
21,7
|
4938
|
24,0
|
30-34
|
4355
|
24,8
|
4161
|
22,7
|
4430
|
23,9
|
35
и старше
|
4811
|
16,4
|
3108
|
10,9
|
3893
|
13,2
|
|