Здоровье
учащейся
молодежи
.Касымбекова
С.И.- д. п. н., профессор, Мухтаров С. М.
– соискатель,
Жекенов
С.С.–
к.п.н., ЗРС
Ключевые
слова:
здоровье учащихся, физическое
воспитание
Основными
тенденциями
изменений
показателей
здоровья детского населения являются:
-
намечающееся снижение младенческой смертности
и
увеличение ожидаемой продолжительности
жизни
;
-стабилизация
на
высоком
уровне
показателей
общей заболеваемости детей, особенно в первые
3 года
жизни
;
-преобладание
в структуре
заболеваемости
детей дошкольного
возраста
болезней
органов дыхания, костомышечной системы и
соединительной ткани;
-увеличение
в структуре заболеваемости учащихся общеобразовательных
школ
процента
болезней
нервной
системы
и органов
чуств,
психических расстройств, нарушений обмена
веществ и иммунитета ;
-
замедление
темпа
соматической акселерации и рост числа детей
и
подростков с дисгармоническим
развитием
вследствие
избыточного
жироотделения. Здоровье детей и подростков
формируется
под
влиянием
ряда
факторов. Во многом оно детерминировано
социально-экономическими условиями.По мнению
Г.И.Царегородцева (1987)здоровье человека
более чем на 50% зависит от
образа
жизни, на 15-20%.от окружающей среды*и на
столько –же- от
наследственности
и системы здравоохранения. Можно спорить
и не соглашаться с цифровыми величинами,
но отрицать
воздействие
социальных
условий
нельзя
–Применительно к детям и подросткам обусловленность
здоровья
социальными
условиями становится
еще
большей.
Ведущими формирующими факторами
оказываются
режим
дня,
экология,
внутренняя
среда
помещений, организация физического
воспитания,
медико-санитарная помощь
и
т. д.
Даже
наследственность,
которая, казалось бы, не зависит от социально-экономических
условий,
на
самом деле аккумулирует их воздействие по
принципу эволюционной
эстафеты
(рисунок 1)
Рисунок
1
Следовательно, основной
путь укрепления здоровье детей и подростков –создание
благоприятных социально-экономических
условий. 9 комплексе этих факторов особая
роль принадлежит
физическому воспитанию.
Концепция
укрепления
здоровья
средствами
физического
воспитания
может
быть сформулирована на
основании
приведенных
выше
результатов
научных
исследований
и обобщения передового
опыта
санитарных врачей и педиатров по оздоровлению
коллективов.
Эта
концепция
предпологает
:
-
повышение
при рациональном физическом
воспитании
неспецифической
устойчивости
организма
к
воздействию патогенных микроорганизмов и
неблагоприятных
факторов
окружающей
среды,
а, следовательно, снижение
заболеваемости;
-
стимулирование
процесса
роста и гармоническое
развитие,
благоприятно отражающейся на созревании
и функциональном совершенствовании
ведущих
систем
организма,
повышении его биологической
надежности;
-
совершенствование реакций терморегуляции
и закаливание
организма,
обеспечивающих его устойчивость
к
простудным
заболеваниям
;
-
своевременное
формирование
двигательного анализатора
и
развитие
резервных
возможностей
организма,
т.е. повышение физической работоспособности
;
-
нормализацию деятельности отдельных органов
и функциональных систем, а также
коррекцию
врожденных
или
приобретенных
дефектов
физического
развития,
повышение
тонуса
коры большого
мозга
и создание
положительных
эмоций,
способствующих
охране
и укреплению
психического
здоровья.
Однако
физическое
воспитание
оказывает разностороннее
благоприятное
влияние
на
организм
только
в том случае, если
оно
осуществляется на
научной
основе.
Необходима коренная перестройка существующей
системы
физического
воспитания
детей
и подростков. Такая перестройка должна осуществлятся
путем
совершенствования
государственных программ физического
воспитания
с корректировкой, направленной на
достижение
конечной
цели.
Системный анализ влияния
физического
воспитания
на
здоровье детей
представлен
на рисунке 2.
Рисунок
2- Системный анализ влияния физического
воспитания на здоровье
Фомирование
здоровья
ребенка как динамический процесс и категория
биосоциальная управляемость,т.е.на него
можно целенаправленно воздействовать средствами
физического
воспитания и достигать определенного эффекта.
Стремясь к этому, необходимо для каждого
индивидуума
в
зависимости
от
возраста,
пола, исходного
уровня
состояния здоровья и физической работоспособности
систематически использовать оптимальные
по продолжительности
средства
физического
воспитания. Затем, прослеживая эффективность
их воздействия
на
организм, вносить
коррективы
в программы физического
воспитания,
достигая конечной
цели,
т.е. улучшения здоровья как на уровне индивидуума,
так и на уровне
популяции
.
Литература
1.Антропова
М.В.Гигиена детей и подростков М.: Медицина,
1982
2.
Аркин Е.И. Беседа о воспитании. М.: Молодая
гвардия,1974.
|