Здоровье учащейся  молодежи .Касымбекова С.И.- д. п. н., профессор, Мухтаров С. М. – соискатель,

Жекенов С.С.– к.п.н., ЗРС

 

Ключевые  слова: здоровье учащихся, физическое  воспитание

 

 

      Основными тенденциями  изменений  показателей здоровья детского населения являются:

        - намечающееся снижение младенческой смертности  и увеличение ожидаемой продолжительности  жизни ;

         -стабилизация  на высоком  уровне  показателей общей заболеваемости детей, особенно в первые 3 года  жизни ;

         -преобладание в структуре  заболеваемости детей дошкольного  возраста  болезней органов дыхания, костомышечной системы и соединительной ткани;

          -увеличение в структуре заболеваемости учащихся общеобразовательных  школ  процента  болезней  нервной  системы и органов  чуств, психических расстройств, нарушений обмена веществ и иммунитета ;

         - замедление  темпа соматической акселерации и рост числа детей  и подростков с дисгармоническим  развитием вследствие  избыточного жироотделения. Здоровье детей и подростков формируется  под  влиянием  ряда факторов. Во многом оно детерминировано социально-экономическими условиями.По мнению Г.И.Царегородцева (1987)здоровье человека более чем на 50% зависит от  образа жизни, на 15-20%.от окружающей среды*и на столько –же- от  наследственности и системы здравоохранения. Можно спорить и не соглашаться с цифровыми величинами, но отрицать  воздействие социальных  условий  нельзя –Применительно к детям и подросткам обусловленность  здоровья  социальными условиями становится  еще  большей. Ведущими формирующими факторами  оказываются  режим дня,  экология, внутренняя  среда помещений, организация физического  воспитания, медико-санитарная помощь  и т. д.

                Даже  наследственность, которая, казалось бы, не зависит от социально-экономических условий,  на самом деле аккумулирует их воздействие по принципу эволюционной  эстафеты (рисунок 1)     

 

Рисунок 1

 

     Следовательно, основной  путь  укрепления здоровье детей и подростков –создание благоприятных социально-экономических  условий. 9 комплексе этих факторов особая  роль принадлежит  физическому воспитанию.

    Концепция  укрепления здоровья  средствами  физического  воспитания  может быть сформулирована на  основании  приведенных  выше  результатов 

научных  исследований и обобщения передового  опыта санитарных врачей и педиатров по оздоровлению  коллективов. Эта  концепция  предпологает :

-         повышение  при рациональном физическом  воспитании

неспецифической устойчивости  организма  к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных  факторов окружающей  среды, а, следовательно, снижение  заболеваемости;

      -   стимулирование  процесса роста и гармоническое  развитие, благоприятно отражающейся на созревании и функциональном совершенствовании  ведущих  систем  организма, повышении его биологической  надежности;

      - совершенствование реакций терморегуляции и закаливание  организма, обеспечивающих его устойчивость  к простудным  заболеваниям ;

      - своевременное  формирование двигательного анализатора  и развитие  резервных  возможностей  организма, т.е. повышение физической работоспособности ;

      - нормализацию деятельности отдельных органов и функциональных систем, а также  коррекцию врожденных  или приобретенных  дефектов  физического  развития, повышение  тонуса коры большого  мозга и создание  положительных эмоций,  способствующих  охране и укреплению  психического здоровья.

      Однако физическое  воспитание оказывает разностороннее  благоприятное влияние  на организм  только в том случае, если  оно осуществляется  на научной  основе. Необходима коренная перестройка существующей системы  физического  воспитания  детей и подростков. Такая перестройка должна осуществлятся путем  совершенствования государственных программ физического  воспитания с корректировкой, направленной на  достижение конечной  цели. Системный анализ влияния  физического воспитания  на здоровье детей  представлен на рисунке 2.

 

Рисунок 2- Системный анализ влияния физического воспитания на здоровье

 

Фомирование  здоровья ребенка как динамический процесс и категория биосоциальная управляемость,т.е.на него можно целенаправленно воздействовать средствами  физического воспитания и достигать определенного эффекта. Стремясь к этому, необходимо для каждого  индивидуума  в зависимости  от  возраста, пола, исходного  уровня состояния здоровья и физической работоспособности систематически использовать оптимальные по продолжительности  средства  физического воспитания. Затем, прослеживая эффективность их воздействия  на организм, вносить  коррективы в программы физического  воспитания, достигая  конечной  цели, т.е. улучшения здоровья как на уровне индивидуума, так и на уровне  популяции .

 

Литература

 

1.Антропова М.В.Гигиена детей и подростков М.: Медицина, 1982

2. Аркин Е.И. Беседа о воспитании. М.: Молодая  гвардия,1974.

 

 

 

© 2010 г. Дизайн Даулетов Алпамыс Сырымович