Современные технологии в физическом  воспитании

Физическое  воспитание  учащихся

 

С.И.Касымбекова-д.п.н., профессор , С.А.Мухтаров – соискатель,C.С.Жекенов – к.п.н., ЗРС

 

 

 

Ключевые слова;  комплексный подход, методология  познания, естественно – гигиенический эксперемент, душевное благополучие.

 

             Изучение состояния здоровья организованных детских  коллективов во взаимосвязи с физическим  воспитанием является чрезвычайно  важным для обоснования   профилактического мероприятия для  укрепления здоровья подрастающего поколения. Несмотря на то, что изучение состояния здоровья детей и подростков в нашей  стране ведется  интенсивно уже многие годы, проблема  раскрыта еще недостаточно. Особенно это  относится к познанию роли физического  воспитания.

        Среди крупных социальных  мер, намечаемых в стране на период до 2000г., ведущими  являются профилактика  заболеваний и формирование  здорового  образа жизни  населения. Поставлена задача-  увеличить среднюю продолжительность жизни населения и продлить  его трудовую активность  путем  снижения смертности и нетрудоспособности . Приоритетными  направлениями осуществляемых  социальных  мер признаются улучшения здоровья детей и подростков , создание  для них благоприятных  условий и повышение  уровня информативности  всего населения, об основных  факторах рисках и путях профилактики  как инфекционной, так и неинфекционной  заболеваемости. Одним из основных слагаемых комплекса  профилактических  мероприятий  можно считать использование  средств  физического  воспитания  и формирование  физической  культуры с самого  раннего  возраста.

       Не вызывает сомнений  утверждения о наличии тесной  зависимости между здоровьем  детей и подростков и организацией физического воспитания. Важен вопрос: как  осуществляется их взаимодействие, какая  существует между ними количественная и качественная связь ? По этой проблеме в отечественной и зарубежной  литературе представлен большой, но противоречивый фактический материал, который  нуждается  в новом осмыслении  и теоретическом обобщении. Старые подходы в установлении причинно- следственных связей между  физическим  воспитанием и здоровьем имели существенные  недостатки:  не обеспечивался комплексный подход при  изучении влияния физического воспитания на состояние здоровья  детского населения.Ведь физическое  воспитание невозможно отделить от общего  процесса  воспитания  молодежи. Необходимо анализировать весь  комплекс средств направленных на духовное и физическое  развитие человека. На наш взгляд, методология  познания  должна  быть  поэтапной. Первый этап – изучение  механизма влияния  отдельных  средств  физического  воспитания, а именно воздействия  количественного и качественного  содержания  физических упражнений и естественных факторов  природы. Второй этап- изучение  роли всего  комплекса  средств  физического  воспитания в реальных социальных условиях, в которых  осуществляется  учебно-вспомогательный процесс  детей и подростков.

      Таким методическими подходами  пользуется  гигиена детей и подростков – наука об охране и укреплении здоровья  подрастающего  поколения, о воспитании физически крепкого человека с гармоническим развитием  физических и духовных сил. Используемый данной наукой метод естественно- гигиенического эксперимента отвечает  выше поставленным задачам. Этот метод  позволяет  проводить  исследования в конкретной жизненной ситуации детского коллектива, изучать  взаимодествие организма с комплексом  факторов, изменяя количественные и качественные  параметры  последних и устанавливая  для них гигиеническую норму.

     Сложность установления  причинно- следственных связей  между  состоянием здоровья детей и подростков и физическим  воспитанием  заключается  также в том, что « здоровье» не имеет четкой  трактовки,количественно  его  измерить  очень трудно. Известно большое  число определений здоровья, но нельзя  утверждать, что они пригодны для количественных  характеристик и  создания  модели  управления состоянием  здоровья  детского  населения средствами физического  воспитания .

    Рассмотрим  различные  точки зрения на эту  проблему и выскажем  собственное  суждение о понятии « здоровье».  Широко известно  определение, предложенное ВОЗ:» Здоровье- это  состояние полного физического , душевного и социального  благополучия, а не только отсуствие  болезней  или физических дефектов». Несомненно, такое определение  представляет  интерес, но оно  не подходит   в качестве  рабочего  определения . Что* такое, например, душевное благополучие ? Как его можно измерить?

     Подобных  вопросов возникает много, и чем больше мы познаем здоровье, тем сложнее становятся  модель  познания и методы  исследования. Сразу следует сказать, что существуют понятия «здоровье индивидуума» и «здоровье  населения».

     Индивидуум и общество  не могут  развиваться  независимо  друг от друга, но в медицине эти два  понятия дифференцируются ; существуют  различные  дисциплины , изучающие здоровье  ребенка и здоровье  детского  населения.

      Медицинские  дисциплины клинического  профиля  занимаются  вопросами  диагностики и лечения заболеваний  детей, но,  к сожалению, совершенно  недостаточно  уделяют  внимания  проблеме  здоровья                      индивидуума во взаимосвязи с окружающей средой. Вследствие этого  они не  могут обосновать  пути улучшения здоровья детского населения.

     Здоровье индивидуума, на ваш взгляд, - многомерный  динамический процесс  приспособления к меняющимся  условиям  окружающей  среды (экономической и социальной). Идеального здоровья и обсолютно здорового  ребенка не бывает, так как организм, сталкиваясь с  физическими, биологическими, социальными факторами окружающего мира, подвергается  непредвиденным  воздействиям, которые усложняют адаптационные процессы  и могут оказаться  роковыми  для  здоровья, как отдельного  ребенка, так и целого коллектива. И как бы родители, врачи и общество не оберегали  здоровье ребенка, чрезвычайно  важно, чтобы он сам приобрел опыт  сопротивления неблагоприятным  воздействиям. Задача профилактической  медицины состоит в том, чтобы способствовать  выроботке  такого иммунитета.

      Здоровье индивидуума нельзя  считать антиподом  болезни. Нормальное развитие  функциональных систем, социальная дееспособность  детей и подростков – важнейшие атрибуты  здоровья. Отсуствие возможности  находиться в коллективе  и осуществлять игровую, познавательную и общественно полезную деятельность следует считать его  потерей .Здоровье ребенка нужно рассматривать  во времени и в аспекте тех социальных  функции, которые  ему  необходимо  осуществлять в том или ином  возрасте.

      Анализируя здоровье  индивидуума и его изменчивость  под  влиянием  среды  обитания ( природной и социальной), важно  выделить  наиболее  информативные  критерии, которые  в совокупности  могли  бы  отражать  этот  процесс  адаптации, иными словами, чтобы  можно было в каких –то условных  границах установить изменения в здоровье и характеризовать их как улучшение или  ухудшение.

     А.С. Сухарев (1994) предложил для  оценки здоровья  детей и подростков  использовать  как минимум  четыре  критерия, а именно  наличие  или отсутствие в момент  обследования хронических  заболеваний, уровень функционирования основных систем организма, степень сопротивляемости  организма  неблагоприятным  воздействиям; уровень  достигнутого физического  развития  и степень его гармоничности.

     Эти  критерии, на наш взгляд, следует конкретизировать: они дожны отражать динамичность  процесса и давать  возможность  количественно  оценить  здоровье индивидуума . Такими критериями  являются достигнутый к моменту  обследования уровень  физической работоспособности  и морфофункционального развития, детерминированный биологическими  факторами и реально существующими социальными условиями.Кроме того, критерием оценки  здоровья  должно служить  не только наличие или отсуствие  хронической заболеваемости, но и физических дефектов  ограничивающих социальную дееспособность  детей и подростков. Для  оценки  здоровья  детей и подростков предлагается  использовать три критерия: соответствие процесса  роста  и развития биологическим законам и социальным  потребностям  общества; достигнутый уровень физической  работоспособности, отражающий функциональные  возможности  организма; наличие хронических заболеваний и физических дефектов, степень резистентности организма.

       Сложный и ответственный момент  при изучении здоровья индивидуума – определение соответствия процесса роста и развития  возрастным  закономерностям и тем социальным  требованиям, которые  предъявляются  к детям  дошкольного и школьного  возраста, а также  к юношам и девушкам  подросткового возраста.

      Социальное  благополучие  ребенка во многом  зависит от его возможности приспосабливаться к меняющимся  условиям  жизни и сохранять определенную  устойчивость к воздействию неблагоприятных  факторов среды. Поэтому для правильной оценки здоровья  необходимо знать степень сопротивляемости организма неблагоприятным  воздействиям. О ней  можно  судить по количеству и длительности перенесенных острых заболеваний ( в том числе и обострений хронических  болезней) за предшествующий год, а также по функциональному состоянию иммунной системы.

     Важным показателем, отражающим социальное благополучие детей, является  уровень физического  и нервно-психического развития. Без определения этого показателя оценка состояния здоровья будет неполноценной. Источником сведений (длина и масса тела, окружность грудной  клетки ), полученные во время  медицинских осмотров. Оценка достигнутого уровня  физического развития и степени  его гармоничности проводится  путем  сопоставления  полученных  данных  с региональными  стандартами.

     Уровень нервно-психического развития детей до 3 лет оценивается по сенсорному развитию, пониманию  активности речи, по наличию двигательных навыков – в соответствии с  рекомендациями Р.В.Ямпольской и Т.Я.Черток(1982,1988).Критерии определения нервно-психического  развития  детей старшего  дошкольного и школьного  возраста в настоящее  время не разработаны.Это  связано со сложностью морфофункционального развития  мозга в  данных возрастных группах  и разнообразием  социальных воздействий  определяющих  большие индивидуальные  различия в пределах  каждой возрастной  нормы. В связи  с этим мы не имели  возможность  оценить уровень  нервно-психического развития детей старше 3 лет.

      Определение  физической работоспособности   позволяет   количественно оценить  уровень здоровья здорового  ребенка, степень развития функциональных  возможностей различных систем  организма и в первую очередь энергообеспечивающей (данная система обеспечивает  транспартировку кислорода к тканям ). Её функциональные  возможности  могут быть выявлены  при максимальной физической  работе. Здесь же необходимо отметить, что  в наших исследованиях использовался  комплекс  разнообразных методик для  изучения функционального состояния отдельных органов и систем. Так, для изучения  функционального  состояния ЦНС применялась  методика хронорефлексометрии, позволяющая определить скрытые (латентные) периоды условно-рефлекторных реакций (зрительно-моторных, слухомоторных, речедвигательных и др.). Величина периодов, выраженная в миллисекундах, отражала состояние возбудимости  клеток ЦНС Введение в исследование тормозных сигналов (дифференцировки) позволяло  определить  силу внутреннего торможения, быстроту концентрации нервных процессов, их уровновешенность и подвижность.В ряде случаев  применялась методика  дистанционной радиотелеметрии, с помощью которой регистрировались показатели сердечнососудистой системы в условиях свободного  перемещения наблюдаемых лиц при выполнений ими физических упражнений.

         Для выявления причинно- следсвеиных связей между здоровьем детей и подростков и организацией их физического воспитания в семье, а также в различных  учебно-воспитательных учреждениях необходимо использовать критерии наличия или отсутствия  хронических заболеваний и физических дефектов, ограничивающих социальную дееспособность. При выявлении хронических заболеваний  и физических  дефектов у детей и подростков  очень важно  применение  унифицированных и в тоже   время достаточно информативных методик. В противном  случае данные исследования разных ученных могут существенно  расходиться в результате  непольной выявляемости или гипердиагностики  тех или инных  заболеваний. Наблюдения показали,  что выявляемость хронических  заболеваний при  врачебных осмотрах с использованием скрининг – тестов увеличивается 5-6 раз.

       Суть скрининг – тестов состоит в том, что с помощью специальных  проб, процедур и анкетирования обнаруживаются  лица с  морфофункциональными изменениями или отклонениями  от нормы . В скрининговую программу входят исследования мочи, тестовые исследования зрения – определение его остроты с помощью  таблиц Головина-Сивцева, а также выявление предмиопий с помощью теста Малиновского; определение цветового  зрения,исследования слуха (щепотная речь),измерение длины и массы тела, измерение артериального давления, диагностика нарушения осанки, определение опорного свода стопы по данным плантографии, выявление при анкетировании и опросе субъективных признаков псинервологических заболеваний,нарушений со стороны желудочно-кишечного тракта и мочевыводящих  путей, наличия аллергических заболеваний. На  основании данных обследования  дается комлексная  оценка  состояния  здоровья детей и подростков, проводится  распределение их в группы  здоровья в соответствии с методикой, разработанной НИИ гигиены  детей и подростков России.

        В соотвествии с предложенной схемой дети и подростки в зависимости от совокупности показателей  здоровья подразделяются на 5 групп.Первая  группа – это лица, у которых отсуствуют хронические  заболевания, не болевшие или редко  болевшие за период наблюдения и имеющие нормальное, соответствующее возрасту, физическое и нервно-психическое развитие (здоровье,без отклонений). Вторую группу составляют дети и подростки, не страдающие хроническими  заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические  отклонения, а также  часто (4раза в год и более, или  длительно болеющие здоровые  с морфофункциональными отклонениями и сниженной  сопротивляемостью ). Третья группа объединяет лик, имеющих хронические заболевания или врожденную патологию в состоянии компенсации,  с редкими и нетяжело  протекающими обострениями  хронического заболевания, без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия( больные в состоянии компенсанции).К четвертой  группе относятся  лица с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития  в состоянии субкомпенсации, с нарушениями общего состояния и самочувствия  после обострения, с затяжным периодом  реконвалесценции  после  острых интеркурреятных  заболеваний (больные в состоянии субкомпенсации ). В пятую группу включают больных с тяжелыми хроническими заболеваниями в состоянии  декомпенсации и со значительно сниженными  функциональными возможностями ( больные в состоянии  декомпенсации). Как правило, такие больные не посещают детские и подростковые учреждения общего профиля и не проходят  медицинские осмотры.

       Используя вышеуказанные методики для изучения состояния здоровья детей и подростков на индивидуальном  уровне, нами одновременно учитывалась организация физического  воспитания каждого из них. Это дало  возможность  установить  влияние  различных  средств  физического воспитания как  на отдельные функциональные системы, так и на организм в целом.

 

Литература

 

1.Антропова М.В.Гигиена детей и подростков М.: Медицина,1982г.

 2.Аркин Е.И.Беседа о воспитании. М.: Молодая  гвардия,1974.

 

 

 

© 2010 г. Дизайн Даулетов Алпамыс Сырымович