Современные технологии в
физическом
воспитании
Физическое
воспитание
учащихся
С.И.Касымбекова-д.п.н., профессор , С.А.Мухтаров
– соискатель,C.С.Жекенов –
к.п.н., ЗРС
Ключевые
слова;
комплексный
подход, методология
познания,
естественно – гигиенический эксперемент,
душевное благополучие.
Изучение
состояния здоровья организованных детских
коллективов
во взаимосвязи с физическим
воспитанием
является чрезвычайно
важным
для обоснования профилактического
мероприятия для
укрепления
здоровья подрастающего поколения. Несмотря
на то, что изучение состояния здоровья детей
и подростков в нашей
стране
ведется
интенсивно
уже многие годы, проблема
раскрыта
еще недостаточно. Особенно это
относится
к познанию роли физического
воспитания.
Среди
крупных социальных
мер,
намечаемых в стране на период до 2000г.,
ведущими
являются
профилактика
заболеваний
и формирование
здорового
образа
жизни
населения.
Поставлена задача-
увеличить
среднюю продолжительность жизни населения
и продлить
его
трудовую активность
путем
снижения
смертности и нетрудоспособности . Приоритетными
направлениями
осуществляемых
социальных
мер
признаются улучшения здоровья детей и подростков
, создание
для
них благоприятных
условий
и повышение
уровня
информативности
всего
населения, об основных факторах
рисках и путях профилактики
как
инфекционной, так и неинфекционной
заболеваемости.
Одним из основных слагаемых комплекса
профилактических
мероприятий
можно
считать использование
средств
физического
воспитания
и
формирование
физической
культуры
с самого
раннего
возраста.
Не
вызывает сомнений
утверждения
о наличии тесной
зависимости
между здоровьем
детей
и подростков и организацией физического
воспитания. Важен вопрос: как
осуществляется
их взаимодействие, какая
существует
между ними количественная и качественная
связь ? По этой проблеме в отечественной
и зарубежной
литературе
представлен большой, но противоречивый фактический
материал, который
нуждается
в
новом осмыслении
и
теоретическом обобщении. Старые подходы
в установлении причинно- следственных связей
между
физическим
воспитанием
и здоровьем имели существенные
недостатки:
не
обеспечивался комплексный подход при
изучении
влияния физического воспитания на состояние
здоровья
детского
населения.Ведь физическое
воспитание
невозможно отделить от общего
процесса
воспитания
молодежи.
Необходимо анализировать весь
комплекс
средств направленных на духовное и физическое
развитие
человека. На наш взгляд, методология
познания
должна
быть
поэтапной.
Первый этап – изучение
механизма
влияния
отдельных
средств
физического
воспитания,
а именно воздействия
количественного
и качественного
содержания
физических
упражнений и естественных факторов
природы.
Второй этап- изучение
роли
всего
комплекса
средств
физического
воспитания
в реальных социальных условиях, в которых
осуществляется
учебно-вспомогательный
процесс
детей
и подростков.
Таким
методическими подходами
пользуется
гигиена
детей и подростков – наука об охране и укреплении
здоровья
подрастающего
поколения,
о воспитании физически крепкого человека
с гармоническим развитием
физических
и духовных сил. Используемый данной наукой
метод естественно- гигиенического эксперимента
отвечает
выше
поставленным задачам. Этот метод
позволяет
проводить
исследования
в конкретной жизненной ситуации детского
коллектива, изучать
взаимодествие
организма с комплексом
факторов,
изменяя количественные и качественные
параметры
последних
и устанавливая
для
них гигиеническую норму.
Сложность
установления
причинно-
следственных связей
между
состоянием
здоровья детей и подростков и физическим
воспитанием
заключается
также
в том, что « здоровье» не имеет
четкой
трактовки,количественно
его
измерить
очень
трудно. Известно большое
число
определений здоровья, но нельзя
утверждать,
что они пригодны для количественных
характеристик
и
создания
модели
управления
состоянием
здоровья
детского
населения
средствами физического
воспитания
.
Рассмотрим
различные
точки
зрения на эту
проблему
и выскажем
собственное
суждение
о понятии « здоровье».
Широко
известно
определение,
предложенное ВОЗ:» Здоровье- это
состояние
полного физического , душевного и социального
благополучия,
а не только отсуствие
болезней
или
физических дефектов». Несомненно,
такое определение
представляет
интерес,
но оно
не
подходит
в
качестве
рабочего
определения
. Что* такое, например, душевное благополучие
? Как его можно измерить?
Подобных
вопросов
возникает много, и чем больше мы познаем
здоровье, тем сложнее становятся
модель
познания
и методы
исследования.
Сразу следует сказать, что существуют понятия
«здоровье индивидуума» и «здоровье
населения».
Индивидуум
и общество
не
могут
развиваться
независимо
друг
от друга, но в медицине эти два
понятия
дифференцируются ; существуют
различные
дисциплины
, изучающие здоровье
ребенка
и здоровье
детского
населения.
Медицинские
дисциплины
клинического
профиля
занимаются
вопросами
диагностики
и лечения заболеваний
детей,
но,
к
сожалению, совершенно
недостаточно
уделяют
внимания
проблеме
здоровья
индивидуума
во взаимосвязи с окружающей средой. Вследствие
этого
они
не
могут
обосновать
пути
улучшения здоровья детского населения.
Здоровье
индивидуума, на ваш взгляд, - многомерный
динамический
процесс
приспособления
к меняющимся
условиям
окружающей
среды
(экономической и социальной). Идеального
здоровья и обсолютно здорового
ребенка
не бывает, так как организм, сталкиваясь
с
физическими,
биологическими, социальными факторами окружающего
мира, подвергается
непредвиденным
воздействиям,
которые усложняют адаптационные процессы
и
могут оказаться
роковыми
для
здоровья,
как отдельного
ребенка,
так и целого коллектива. И как бы родители,
врачи и общество не оберегали
здоровье
ребенка, чрезвычайно
важно,
чтобы он сам приобрел опыт
сопротивления
неблагоприятным
воздействиям.
Задача профилактической
медицины
состоит в том, чтобы способствовать
выроботке
такого
иммунитета.
Здоровье
индивидуума нельзя
считать
антиподом
болезни.
Нормальное развитие
функциональных
систем, социальная дееспособность
детей
и подростков – важнейшие атрибуты
здоровья.
Отсуствие возможности
находиться
в коллективе
и
осуществлять игровую, познавательную и общественно
полезную деятельность следует считать его
потерей
.Здоровье ребенка нужно рассматривать
во
времени и в аспекте тех социальных функции,
которые
ему
необходимо
осуществлять
в том или ином
возрасте.
Анализируя
здоровье
индивидуума
и его изменчивость
под
влиянием
среды
обитания
( природной и социальной), важно
выделить
наиболее
информативные
критерии,
которые
в
совокупности
могли
бы
отражать
этот
процесс
адаптации,
иными словами, чтобы
можно
было в каких –то условных
границах
установить изменения в здоровье и характеризовать
их как улучшение или
ухудшение.
А.С.
Сухарев (1994) предложил для
оценки
здоровья
детей
и подростков
использовать
как
минимум
четыре
критерия,
а именно
наличие
или
отсутствие в момент
обследования
хронических
заболеваний,
уровень функционирования основных систем
организма, степень сопротивляемости
организма
неблагоприятным
воздействиям;
уровень
достигнутого
физического
развития
и
степень его гармоничности.
Эти
критерии,
на наш взгляд, следует конкретизировать:
они дожны отражать динамичность
процесса
и давать
возможность
количественно
оценить
здоровье
индивидуума . Такими критериями
являются
достигнутый к моменту
обследования
уровень
физической
работоспособности
и
морфофункционального развития, детерминированный
биологическими
факторами
и реально существующими социальными условиями.Кроме
того, критерием оценки
здоровья
должно
служить
не
только наличие или отсуствие
хронической
заболеваемости, но и физических дефектов
ограничивающих
социальную дееспособность
детей
и подростков. Для
оценки
здоровья
детей
и подростков предлагается
использовать
три критерия: соответствие процесса
роста
и
развития биологическим законам и социальным
потребностям
общества;
достигнутый уровень физической
работоспособности,
отражающий функциональные
возможности
организма;
наличие хронических заболеваний и физических
дефектов, степень резистентности организма.
Сложный
и ответственный момент
при
изучении здоровья индивидуума – определение
соответствия процесса роста и развития
возрастным
закономерностям
и тем социальным
требованиям,
которые
предъявляются
к
детям
дошкольного
и школьного
возраста,
а также
к
юношам и девушкам
подросткового
возраста.
Социальное
благополучие
ребенка
во многом
зависит
от его возможности приспосабливаться к меняющимся
условиям
жизни
и сохранять определенную
устойчивость
к воздействию неблагоприятных
факторов
среды. Поэтому для правильной оценки здоровья
необходимо
знать степень сопротивляемости организма
неблагоприятным
воздействиям.
О ней
можно
судить
по количеству и длительности перенесенных
острых заболеваний ( в том числе и обострений
хронических
болезней)
за предшествующий год, а также по функциональному
состоянию иммунной системы.
Важным
показателем, отражающим социальное благополучие
детей, является
уровень
физического
и
нервно-психического развития. Без определения
этого показателя оценка состояния здоровья
будет неполноценной. Источником сведений
(длина и масса тела, окружность грудной
клетки
), полученные во время
медицинских
осмотров. Оценка достигнутого уровня
физического
развития и степени
его
гармоничности проводится
путем
сопоставления
полученных
данных
с
региональными
стандартами.
Уровень
нервно-психического развития детей до 3
лет оценивается по сенсорному развитию,
пониманию
активности
речи, по наличию двигательных навыков –
в соответствии с
рекомендациями
Р.В.Ямпольской и Т.Я.Черток(1982,1988).Критерии
определения нервно-психического
развития
детей
старшего
дошкольного
и школьного
возраста
в настоящее время
не разработаны.Это
связано
со сложностью морфофункционального развития
мозга
в
данных
возрастных группах
и
разнообразием
социальных
воздействий
определяющих
большие
индивидуальные
различия
в пределах
каждой
возрастной
нормы.
В связи
с
этим мы не имели
возможность
оценить
уровень
нервно-психического
развития детей старше 3 лет.
Определение
физической
работоспособности
позволяет
количественно
оценить
уровень
здоровья здорового
ребенка,
степень развития функциональных
возможностей
различных систем
организма
и в первую очередь энергообеспечивающей
(данная система обеспечивает
транспартировку
кислорода к тканям ). Её функциональные
возможности
могут
быть выявлены
при
максимальной физической
работе.
Здесь же необходимо отметить, что
в
наших исследованиях использовался
комплекс
разнообразных
методик для
изучения
функционального состояния отдельных органов
и систем. Так, для изучения
функционального
состояния
ЦНС применялась
методика
хронорефлексометрии, позволяющая определить
скрытые (латентные) периоды условно-рефлекторных
реакций (зрительно-моторных, слухомоторных,
речедвигательных и др.). Величина периодов,
выраженная в миллисекундах, отражала состояние
возбудимости
клеток
ЦНС Введение в исследование тормозных сигналов
(дифференцировки) позволяло
определить
силу
внутреннего торможения, быстроту концентрации
нервных процессов, их уровновешенность и
подвижность.В ряде случаев
применялась
методика
дистанционной
радиотелеметрии, с помощью которой регистрировались
показатели сердечнососудистой системы в
условиях свободного
перемещения
наблюдаемых лиц при выполнений ими физических
упражнений.
Для
выявления причинно- следсвеиных связей между
здоровьем детей и подростков и организацией
их физического воспитания в семье, а также
в различных
учебно-воспитательных
учреждениях необходимо использовать критерии
наличия или отсутствия
хронических
заболеваний и физических дефектов, ограничивающих
социальную дееспособность. При выявлении
хронических заболеваний
и
физических
дефектов
у детей и подростков
очень
важно
применение
унифицированных
и в тоже
время
достаточно информативных методик. В противном
случае
данные исследования разных ученных могут
существенно
расходиться
в результате
непольной
выявляемости или гипердиагностики
тех
или инных
заболеваний.
Наблюдения показали,
что
выявляемость хронических
заболеваний
при
врачебных
осмотрах с использованием скрининг – тестов
увеличивается 5-6 раз.
Суть
скрининг – тестов состоит в том, что с помощью
специальных
проб,
процедур и анкетирования обнаруживаются
лица
с
морфофункциональными
изменениями или отклонениями
от
нормы . В скрининговую программу входят
исследования мочи, тестовые исследования
зрения – определение его остроты с помощью
таблиц
Головина-Сивцева, а также выявление предмиопий
с помощью теста Малиновского; определение
цветового
зрения,исследования
слуха (щепотная речь),измерение длины и
массы тела, измерение артериального давления,
диагностика нарушения осанки, определение
опорного свода стопы по данным плантографии,
выявление при анкетировании и опросе субъективных
признаков псинервологических заболеваний,нарушений
со стороны желудочно-кишечного тракта и
мочевыводящих
путей,
наличия аллергических заболеваний. На
основании
данных обследования
дается
комлексная
оценка
состояния
здоровья
детей и подростков, проводится
распределение
их в группы
здоровья
в соответствии с методикой, разработанной
НИИ гигиены
детей
и подростков России.
В
соотвествии с предложенной схемой дети и
подростки в зависимости от совокупности
показателей
здоровья
подразделяются на 5 групп.Первая
группа
– это лица, у которых отсуствуют хронические
заболевания,
не болевшие или редко
болевшие
за период наблюдения и имеющие нормальное,
соответствующее возрасту, физическое и нервно-психическое
развитие (здоровье,без отклонений). Вторую
группу составляют дети и подростки, не страдающие
хроническими
заболеваниями,
но имеющие некоторые функциональные и морфологические
отклонения,
а также
часто
(4раза в год и более, или
длительно
болеющие здоровые
с
морфофункциональными отклонениями и сниженной
сопротивляемостью
). Третья группа объединяет лик, имеющих
хронические заболевания или врожденную патологию
в состоянии компенсации,
с
редкими и нетяжело
протекающими
обострениями
хронического
заболевания, без выраженного нарушения общего
состояния и самочувствия( больные в состоянии
компенсанции).К четвертой
группе
относятся
лица
с хроническими заболеваниями, врожденными
пороками развития
в
состоянии субкомпенсации, с нарушениями
общего состояния и самочувствия
после
обострения, с затяжным периодом
реконвалесценции
после
острых
интеркурреятных
заболеваний
(больные в состоянии субкомпенсации ). В
пятую группу включают больных с тяжелыми
хроническими заболеваниями в состоянии
декомпенсации
и со значительно сниженными
функциональными
возможностями ( больные в состоянии
декомпенсации).
Как правило, такие больные не посещают детские
и подростковые учреждения общего профиля
и не проходят
медицинские
осмотры.
Используя
вышеуказанные методики для изучения состояния
здоровья детей и подростков на индивидуальном
уровне,
нами одновременно учитывалась организация
физического
воспитания
каждого из них. Это дало
возможность
установить
влияние
различных
средств
физического
воспитания как
на
отдельные функциональные системы, так и
на организм в целом.
Литература
1.Антропова
М.В.Гигиена детей и подростков М.: Медицина,1982г.
2.Аркин
Е.И.Беседа о воспитании. М.: Молодая
гвардия,1974.
|