Научно-теоретические
предпосылки
внедрения спортизированного физического
воспитания в общеобразовательных школах
республики казахстан
С.С.Жекенов–
к.п.н., ЗРС
Атырауский
региональный центр физической
культуры и спорта
Актуальность
темы
исследования
определяется
следующими
причинами. Как отмечают В.М.Бальсевич, Л.И.Лубышева
(1) «...целью
образования
по предмету
физическая
культура»
в общеобразовательной школе
является
научение
обучающихся
формам
и методам
активного
( деятельностного) использования
ценностей
физической культуры и спорта для формирования
и совершенствования своего физического,
духовного
и нравственного здоровья ... Решить
сложные
задачи
физического
воспитания
молодого
поколения в рамках сложившейся
традиционной
системы
достаточно
сложно
...(1,с.19) .
Как
отмечает
В.К.Бальсевич (2) традиционный урок физической
культуры
в
рамках школьного
расписания
не дает
тот
тренировочный эффект, который
позволяет
оптимально
развивать
физические
качества учащихся. В связи с вышеотмеченным
необходим научный
поиск
подходов по оптимизации организации
и реализации
инновационных
технологий,
обеспечивающий
решение
задачи
повышения
оздоровительного эффекта занятий, уровня
функциональной,
физической подготовленности, физического
развития
учащихся.
Проблема
исследования заключается в противоречии между необходимостью
повышения
оздоровительного эффекта
процесса
физического
воспитания и недостаточным
научно-методическим обеспечением реализации активных
организационных
форм, средств и методов
физического
воспитания, способствующих
реализации этой
задачи.
Цель
исследования
-
определить
научно-теоретические
предпосылки
внедрения
спортизированного
физического воспитания в школах Республики
Казахстан.
Методы
исследования:
анализ научно- методической литературы,
обобщение опыта учителей физической
культуры.
Результаты
исследования.
Анализ научно-методической литературы
позволил
выделить
следующие
составляющие
научно-
теоритических
предпосылок
внедрения концепции спортизированного физического
воспитания
в практику физического воспитания общеобразовательных
школ Республики Казахстан.
1.
Факторы, определяющие ее необходимость.
Среди них можно выделить следующие:
-
нерешенность
проблемы
сочетания
массовости образования в большинстве учебных
заведений,
базирующаяся
на
школьном
классе
как основной
форме
организации учебного
процесса
и необходимости индивидуализации процесса
обучения
(3).
-
не нашли
позитивных
продолжений следующие нововведения: увеличение
количества
часов;
введение ежедневного «Часа здоровья»;
самостоятельных занятий
во
внеурочное время . ДЮСШ заинтересованы в
поиске спортивных талантов и то по культивируемому
виду
спорта. Не всем
доступны
платные услуги
шейпинг
– клубов, студии бодибилдинга (4,с.12)..
-
по мнению В.К.Бальсевича (5) традиционная
система физического
воспитания
в общеобразовательной
школе
не обеспечивает необходимого и достаточного
объема организационной двигательной активности
занимающихся
в режимах, гарантирующих освоение учащимися
жизненно важных ценностей физической
культуры,
укрепление их здоровья, формирование у них
навыков здорового стиля жизни.
2.
Основная идея спортизированного физического
воспитания школьников.
Суть
обновления формы и содержания физического
воспитания
состоит в том, что обучающиеся занимаются
добровольно
выбранными
видами спорта в учебно-тренировочных группах:
спортивной гимнастики, волейбола, баскетбола,
настольного
тенниса,
спортивных
единоборств,
лыжного спорта, в группах общей физической
подготовки. Занятия вынесены за сетку часов
учебного расписания и проводятся 3 раза
в неделю по 1,5-2 учебных часа (5,с.57).
3.Принципы
реализации
спортизированного физического
воспитания.
Среди
них
можно выделить следующие:
-
обеспечение
максимальных
возможностей
для
освоения каждым учащимся ценностей физической
культуры и спорта в соответствии с его интересами
, потребностями и способностями ;
-
обязательности использования адаптированных
технологий
спортивной
подготовки в физическом воспитании
детей
и подростков;
-
объеденения учащихся в типологически относительно
однородные по интересам и уровню подготовленности
учебно- тренировочные группы (6).
4.
Организационно – педагогические условия
для реализации спортизированного физического
воспитания.
Среди
них можно выделить следующие:
-
оценка профессиональных качеств учителей
физической культуры, их знаний методик тренировки
и навыков тренерской работы;
-
определение степени
готовности
материальной
базы для обеспечения занятий в новом режиме
организации и интенсивности эксплуатации;
-
изучение степени социально-психологической
готовности педагогического коллектива школы
к намечаемым преобразованиям и определение
зоны особого внимания при проведении разъяснительной
работы как с персоналом школы, так и с учащимися
, их родителями и руководителями
образования
(6,с.14)
5.
Особенности реализации спортизированного
физического воспитания.
Предусмотреть
последовательное, этапное
развитие
процесса обновления содержательной и организационной
структуры физического воспитания.
Начать
с нулевого цикла реализацию проекта , задачей
которого станет предварительная подготовка
учащихся
параллели
одного
из классов
к
новой
форме
организации физического воспитания. В начале
учебного года один из уроков физической
культуры в этой параллели следует проводить
с
постепенным
наращиванием
объемов тренирующих режимов в основной
части
занятия. На этом этапе необходимо
ознакомить
детей с теми
видами
спортивной
и физкультурной деятельности, которые в
следующем
учебном
году будет предложены им для выбора
конкретной
спортивной специализации для занятий в учебно-
тренировочной группе (6,с.15)
6.
Внедрение учебного предмета «Спортивная
культура».
По
мнению Л.И.Лубышева (1)
«...
целью учебного предмета
является
формирование
спортивной
культуры
личности». В содержание учебного предмета
входят три раздела: теоретический, практический
и контрольный .
Теоретический
раздел должен содержать
знания
об истории становления и развития спорта,
теории спорта, основах спортивной
тренировки,
методики
медицинского
контроля и самоконтроля.
Практический
раздел должен включать основные разделы
спортивной подготовки : общефизической,
специальной, тактической и технической.
Соревновательная
деятельность
является
неотъемлемой частью данного процесса. Контрольно
–нормативный раздел предусматривает оценку
знаний,
двигательных
умений и навыков на уровне требований юношеских
спортивных разрядов (7,с.6)
Введение
учебного предмета « Спортивная
культура»
позволяет устронить « болевые
точки»
традиционно сложившейся системы физического
воспитания.
-
создает
организационно-
педагогические
условия
привлекательности учащихся содержания учебных
занятий;
-
обеспечивает соответствие
обучающих
и тренирующих
воздействий
уроках спортивной культуры особенностям
возрастного
развития, моторик психики учащихся, их спортивным
интересам;
-
способствует
активному
и системному
использованию
новейших технологий спортивного воспитания
детей и подростков. ..(8,с.6)
7.
Элементы олимпийского
образования
в спортизированном
физическом
воспитании.
По
мнению И.А.Лубышева (9) с помощью спортизированного
физического
воспитания
школьники уясняют те аспекты
спортивной
подготовки, которые формируют
личностную
культуру
атлета и являются одним из самых высоких
достижений спортивной и олимпийской
культуры
вообще.
Сюда
можно отнести и методы
воспитания
бойцовского
характера,
высоких
качеств
спортивного
рыцарства
и благородства , высокую
культуру
тренировки,
восстановления, самоконтроля, а также формирование
собранности , организованности и упорства
в достижении поставленных целей способности
к многолетней систематической работе над
своим совершенствованием , умение побеждать
и проигрывать, не теряя свои достоинства
и веры в будущий успех.
8.
Психологическая
готовность
учащихся к физическим
нагрузкам
спортивно-ориентированном
физическом воспитании.
Группой
специалистов (Д.В.Фонарев,В.Л.Ложкин,Е.А.Панфилова,
10)была изучена
взаимосвязь
эмоциональных
реакций,
степень
социально
–психологических установок и состоние тревожности
учащихся , занимающих в новых для них социумах-
учебно- тренировочных группах. Результаты
исследования
показали следующее.
При
оценке взаимосвязи эмоциональных
реакций
учащихся с адаптацией в учебно-тренировочных
группах наблюдается повышенный интерес детей
к занятиям
физической
культурой. Данное обстоятельство позволяет
осуществлять целенаправленный переход от
традиционной системы
физического
воспитания
к инновационной с соблюдением адаптационных
антогенетических процессов.
На
основе выявления
мотивационной
сферы учащихся к занятиям физической культурой
автор отмечает,что дети
высокомотивированы
как сами по себе, так и к занятиям физической
культурой. Данный вывод позволяет направлять
деятельность
педагога
– тренера, с одной стороны,
на
расширение спортивно ориентированного кругозора
, а с другой – учитывать мнение учащихся
в процессе
тренировочных
занятий (10,с.13-15).
Исходя
из того,что занятия с учащимися по концепции
спортизированного физического воспитания
должны проводиться по отдельным видам спорта,
выбранными учащимися, необходимо составлять
специализированные
программы
по этим
видам
спорта. Такие программы разработаны специалистами
по баскетболу (11).
Выводы:
1.
Необходимость внедрения спортизированного
физического воспитания в общеобразовательных
школах Республики
Казахстан
обуславливается факторами, суть которых
сводится к необеспечению объема организованной
двигательной активности
занимающихся
в режимах, гарантирующих освоение ценностей
физической культуры.
2.
В школах Казахстана, в частности
Атырауской
области, нужно
провести
организационно-
методическую
работу
по подготовке и переходу
на
систему
спортизированного
физического
воспитания
с
учетом
отмеченных
в работе
основных
его элементов.
Литература
1.
Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Спортивно-ориентированное
физическое
воспитание:
образовательный и социальный аспекты //Теория
и практика физической культуры -2003,№ 5.-С.19-23.
2.Бальсевич
В.К. Физическая
подготовка
в
системе воспитания культуры здорового
образа
жизни
человека //Теория и практика
физической
культуры
.-1990,№ 1С.22-26.
3.Бальсевич
В.К. Физическая культура
для
всех и для каждого.- М.: Физкультура и спорт,1988.-208с.
4.ПрогонюкЛ.Н.Освоение
технологий
спортизированного физического
воспитания
в общеобразовательной
школе
// Физическая
культура
:воспитание, образование, тренировка -2000,№4.
- С.12-15.
5.
Бальсевич В.К. Концепция альтернативных
форм рганизации
физического
воспитания
детей и молодежи //Физическая культура:
воспитание,
образование тренировка – 1996,№1.-С.23-25.
6.Баоьсевич
В.К.Переспективы
развития
общей теории и технологий спортивной
подготовки
и
физического
воспитания
детей и подростков
в
общеобразовательной
школе
// Теория и практика
физической
культуры.
-2003,№4.-С.56-59.
7.Бальсевич
В.К. Переспективы развития общей теории
и технологий спортивной
подготовки
и физического
воспитания
(методологический аспект) // Теория и практика
физической
культуры.
– 1999, №4.-С.21-26.
8.
Лубышева Л.И.Спортивная
культура
в спортизированном физическом
воспитании
//Физическая
культура:
воспитание, образование, тренировка-2004,№4.-С.2-6.
9.Лубышева
Л.И. Олимпийская культура в спортизированном
физическом
воспитании //Физическая
культура:
воспитание,
образование,
тренировка-2004,№3. – С. 47-49.
10.Фонарев
Д.В., ЛожкинВ.Л., Панфилова Е.А.Психологический
анализ
процесса
адаптации
учащихся
к
физическим нагрузкам
в
спортивном
ориентированном физическом
воспитании
// Физическая
культура
воспитание, образование, тренировка -2004,№4.-С.
13-16.
11.
Программа физического
воспитания
учащихся
1-11 классов основанная на одном из видов
спорта ( баскетбол) // Е.Н.Литвинов, М.Я.Виленский,
Б.И.Туркунов-М.:1992.-78с.
|