Научно-теоретические  предпосылки внедрения спортизированного физического воспитания в общеобразовательных школах республики казахстан

 

С.С.Жекенов– к.п.н., ЗРС

 

Атырауский  региональный центр  физической  культуры и спорта

 

 

      Актуальность  темы  исследования  определяется  следующими причинами. Как отмечают В.М.Бальсевич, Л.И.Лубышева (1) «...целью  образования по предмету  физическая  культура» в общеобразовательной школе  является  научение обучающихся  формам и методам  активного ( деятельностного) использования  ценностей физической культуры и спорта для формирования и совершенствования своего   физического,  духовного и нравственного здоровья ... Решить  сложные задачи  физического  воспитания  молодого поколения в рамках сложившейся  традиционной  системы  достаточно  сложно ...(1,с.19) .

       Как  отмечает В.К.Бальсевич (2) традиционный урок физической  культуры  в рамках школьного  расписания не дает  тот тренировочный эффект, который  позволяет  оптимально развивать  физические качества учащихся. В связи с вышеотмеченным необходим научный  поиск подходов по оптимизации  организации и реализации  инновационных технологий,  обеспечивающий решение  задачи  повышения оздоровительного эффекта занятий, уровня  функциональной, физической подготовленности, физического развития  учащихся.

      Проблема исследования  заключается в противоречии между необходимостью  повышения  оздоровительного эффекта  процесса  физического  воспитания и недостаточным  научно-методическим обеспечением реализации активных  организационных  форм, средств и методов  физического  воспитания, способствующих  реализации этой  задачи.

      Цель  исследования  - определить  научно-теоретические  предпосылки  внедрения  спортизированного физического воспитания в школах Республики Казахстан.

      Методы исследования: анализ научно- методической литературы, обобщение опыта учителей физической  культуры.

     Результаты  исследования. Анализ научно-методической литературы  позволил  выделить  следующие  составляющие   научно- теоритических  предпосылок внедрения концепции спортизированного физического  воспитания в практику физического воспитания общеобразовательных школ Республики Казахстан.

1.        Факторы, определяющие ее необходимость. Среди них можно выделить следующие:

        - нерешенность  проблемы  сочетания массовости образования в большинстве учебных  заведений, базирующаяся  на школьном  классе как основной  форме организации учебного  процесса и необходимости индивидуализации процесса  обучения (3).

       - не нашли  позитивных продолжений следующие нововведения: увеличение  количества  часов; введение ежедневного «Часа здоровья»; самостоятельных занятий  во внеурочное время . ДЮСШ заинтересованы в поиске спортивных талантов и то по культивируемому  виду спорта. Не всем  доступны платные услуги  шейпинг – клубов, студии бодибилдинга (4,с.12)..

     - по мнению В.К.Бальсевича (5) традиционная система физического  воспитания в общеобразовательной  школе не обеспечивает необходимого и достаточного объема организационной двигательной активности  занимающихся в режимах, гарантирующих освоение учащимися жизненно важных ценностей физической  культуры, укрепление их здоровья, формирование у них навыков здорового стиля жизни.

     2. Основная идея спортизированного физического воспитания школьников.

     Суть обновления формы и содержания физического  воспитания состоит в том, что обучающиеся занимаются  добровольно  выбранными видами спорта в учебно-тренировочных группах: спортивной гимнастики, волейбола, баскетбола, настольного  тенниса, спортивных  единоборств, лыжного спорта, в группах общей физической подготовки. Занятия вынесены за сетку часов учебного расписания и проводятся 3 раза в неделю по 1,5-2 учебных часа (5,с.57).

     3.Принципы  реализации спортизированного  физического воспитания.

Среди  них можно выделить следующие:

   - обеспечение  максимальных  возможностей  для освоения каждым учащимся ценностей физической культуры и спорта в соответствии с его интересами , потребностями и способностями ;

   - обязательности использования адаптированных технологий  спортивной подготовки в физическом воспитании  детей и подростков;

   - объеденения учащихся в типологически относительно однородные по интересам и уровню подготовленности учебно- тренировочные группы (6).

   4. Организационно – педагогические условия для реализации спортизированного физического воспитания.

   Среди них можно выделить следующие:

    - оценка профессиональных качеств учителей физической культуры, их знаний методик тренировки и навыков тренерской работы;

     - определение степени  готовности  материальной базы для обеспечения занятий в новом режиме организации и интенсивности эксплуатации;

   - изучение степени социально-психологической готовности педагогического коллектива школы к намечаемым преобразованиям и определение зоны особого внимания при проведении разъяснительной работы как с персоналом школы, так и с учащимися , их родителями и руководителями  образования (6,с.14)

    5. Особенности реализации спортизированного физического воспитания.

    Предусмотреть последовательное, этапное  развитие процесса обновления содержательной и организационной структуры физического воспитания.

Начать с нулевого цикла реализацию проекта , задачей которого станет предварительная подготовка учащихся  параллели  одного из классов  к новой  форме организации физического воспитания. В начале учебного года один из уроков физической культуры в этой параллели следует проводить  с постепенным  наращиванием объемов тренирующих режимов в основной  части занятия. На этом этапе необходимо  ознакомить детей с теми  видами  спортивной и физкультурной деятельности, которые в следующем  учебном году будет предложены им для выбора  конкретной спортивной специализации для занятий в учебно- тренировочной группе (6,с.15)

    6. Внедрение учебного предмета «Спортивная культура».

    По мнению Л.И.Лубышева (1)  «... целью учебного предмета  является  формирование спортивной  культуры личности». В содержание учебного предмета входят три раздела: теоретический, практический и контрольный .

    Теоретический раздел должен содержать  знания об истории становления и развития спорта, теории спорта, основах спортивной  тренировки, методики  медицинского контроля и самоконтроля.

     Практический раздел должен включать основные разделы спортивной подготовки : общефизической, специальной, тактической и технической.

Соревновательная деятельность  является неотъемлемой частью данного процесса. Контрольно –нормативный раздел предусматривает оценку  знаний,  двигательных умений и навыков на уровне требований юношеских спортивных разрядов (7,с.6)

    Введение учебного предмета « Спортивная  культура» позволяет устронить « болевые  точки» традиционно сложившейся системы физического воспитания.

     - создает  организационно- педагогические  условия привлекательности учащихся содержания учебных занятий;

   - обеспечивает соответствие  обучающих и тренирующих  воздействий уроках спортивной культуры особенностям  возрастного развития, моторик психики учащихся, их спортивным интересам;

    - способствует  активному и системному  использованию новейших технологий спортивного воспитания детей и подростков. ..(8,с.6)

    7. Элементы олимпийского  образования в спортизированном  физическом  воспитании.

    По мнению И.А.Лубышева (9) с помощью спортизированного физического  воспитания школьники уясняют те аспекты  спортивной подготовки, которые формируют  личностную  культуру атлета и являются одним из самых высоких достижений спортивной и олимпийской  культуры вообще.  Сюда можно отнести и методы  воспитания бойцовского  характера,  высоких  качеств  спортивного  рыцарства и благородства , высокую  культуру  тренировки, восстановления, самоконтроля, а также формирование собранности , организованности и упорства в достижении поставленных целей способности к многолетней систематической работе над своим совершенствованием , умение побеждать и проигрывать, не теряя свои достоинства и веры в будущий успех.

   8. Психологическая  готовность учащихся к физическим  нагрузкам  спортивно-ориентированном физическом воспитании.

       Группой специалистов (Д.В.Фонарев,В.Л.Ложкин,Е.А.Панфилова, 10)была изучена  взаимосвязь эмоциональных  реакций, степень  социально –психологических установок и состоние тревожности учащихся , занимающих в новых для них социумах- учебно- тренировочных группах. Результаты  исследования показали следующее.

    При оценке взаимосвязи эмоциональных  реакций учащихся с адаптацией в учебно-тренировочных группах наблюдается повышенный интерес детей к занятиям  физической культурой. Данное обстоятельство позволяет осуществлять целенаправленный переход от традиционной системы  физического  воспитания к инновационной с соблюдением адаптационных антогенетических процессов.

     На основе выявления  мотивационной сферы учащихся к занятиям физической культурой автор отмечает,что дети  высокомотивированы как сами по себе, так и к занятиям   физической культурой. Данный вывод позволяет направлять  деятельность  педагога – тренера, с одной стороны,  на расширение спортивно ориентированного кругозора , а с другой – учитывать мнение учащихся в процессе  тренировочных занятий (10,с.13-15).

    Исходя из того,что занятия с учащимися по концепции спортизированного физического воспитания должны проводиться по отдельным видам спорта, выбранными учащимися, необходимо составлять специализированные  программы по этим  видам спорта. Такие программы разработаны специалистами по баскетболу (11).

     Выводы:

     1. Необходимость внедрения спортизированного физического воспитания в общеобразовательных школах Республики  Казахстан обуславливается факторами, суть которых сводится к необеспечению объема организованной двигательной активности  занимающихся в режимах, гарантирующих освоение ценностей физической культуры.

       2. В школах Казахстана, в частности  Атырауской области, нужно  провести  организационно- методическую  работу по подготовке и переходу  на систему  спортизированного физического  воспитания  с учетом  отмеченных в работе  основных его элементов.

 

 

 

 

Литература

1. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Спортивно-ориентированное  физическое  воспитание: образовательный и социальный аспекты //Теория и практика физической культуры -2003,№ 5.-С.19-23.

2.Бальсевич В.К. Физическая  подготовка  в системе воспитания культуры здорового  образа  жизни человека //Теория и практика  физической  культуры .-1990,№ 1С.22-26.

3.Бальсевич В.К. Физическая культура  для всех и для каждого.- М.: Физкультура и спорт,1988.-208с.

4.ПрогонюкЛ.Н.Освоение  технологий спортизированного физического  воспитания в общеобразовательной  школе // Физическая  культура :воспитание, образование, тренировка -2000,№4. - С.12-15.

5. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм рганизации  физического  воспитания детей и молодежи //Физическая культура:  воспитание, образование тренировка – 1996,№1.-С.23-25.

6.Баоьсевич В.К.Переспективы  развития общей теории и технологий спортивной  подготовки  и физического  воспитания детей и подростков  в общеобразовательной  школе // Теория и практика  физической  культуры. -2003,№4.-С.56-59.

7.Бальсевич В.К. Переспективы развития общей теории и технологий спортивной  подготовки и физического  воспитания (методологический аспект) // Теория и практика физической  культуры. – 1999, №4.-С.21-26.

8. Лубышева Л.И.Спортивная  культура в спортизированном физическом  воспитании //Физическая  культура: воспитание, образование, тренировка-2004,№4.-С.2-6.

9.Лубышева Л.И. Олимпийская культура в спортизированном  физическом воспитании //Физическая  культура: воспитание,  образование, тренировка-2004,№3. – С. 47-49.

10.Фонарев Д.В., ЛожкинВ.Л., Панфилова Е.А.Психологический анализ  процесса  адаптации учащихся  к физическим нагрузкам  в  спортивном ориентированном физическом  воспитании // Физическая  культура воспитание, образование, тренировка -2004,№4.-С. 13-16.

11. Программа физического  воспитания  учащихся 1-11 классов основанная на одном из видов спорта ( баскетбол) // Е.Н.Литвинов, М.Я.Виленский, Б.И.Туркунов-М.:1992.-78с.

 

 

© 2010 г. Дизайн Даулетов Алпамыс Сырымович