1 глава. Развитие дошкольного, школьного, студенческого физического воспитания и спорта.

 

1 часть. Дошкольное физвоспитание

             Обязательной формой физического воспитания детей раннего возраста являются массаж, пассивные физические упражнения. Эти процедуры проводятся в виде индивидуальных занятий первоначально старшей медицинской сестрой детской поликлиники, а затем родителями. Назначает их врач педиатр при ежемесячном осмотре ребенка. На первом году жизни «организатором» физического воспитания ребенка будет его мать. Методика массажа новорожденных проста. Следует только уяснить, что наиболее физиологичным для ребенка данного возраста является легкое поглаживание.  Массаж у здорового ребенка дополняется растиранием, разминанием и похлопыванием, ежедневными комплексами гимнастических упражнений.

Программа физического воспитания детей дошкольного возраста, посещающих детский сад  широка и разнообразно. Она предусматривает различные организационные формы занятий физическими упражнениями и закаливания:  гимнастику, подвижные игры на прогулке, физические упражнения, закаливание воздухом, обтирание и обливание водой, солнечные ванны.

Одним из методов закаливания как детского, так и взрослого организма является прогулки  босиком по различным ландшафтам земной поверхности (каменистой, травяной, песчаной, глиняной и т.д.). Данный метод закаливания улучшает работоспособность всех органов человеческого организма, кровообращение, укрепляет все группы мышц, костную систему, улучшает эмоциональное состояние и т.д. (рис №1)

 

Немаловажную роль в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста играет применение аутотренинга, как в морально-психологическом, так и физиологическом плане. 15-20-ти минутный аутотренинг можно проводить в бодрствующее время детей, желательно в сопровождении магнитофонной записи под звуки шума  прибоя морской волны с голосами морских птиц чаек, гагар и т.д. или лесного покоя с щебетанием, с трелей лесных птиц, также можно проводить в сопровождении спокойной, плавной классической музыки. Главное, чтобы ребенок мысленно ощутил себя в единственном лице на берегу реки, моря, озера, в лесу в расслабленном спокойном состоянии полностью «оторванный» от пространства и времени, от посторонних мыслей и вошел в абсолютное спокойное состояние, приближенное к «раю».

         Во время аутотренинга педагог детского сада, под такт записи магнитофонной музыки негромким, спокойным голосом дает установку детям закрыть глаза и в произвольной форме произносит в единственном лице текст аутотренинга, при этом дети должны быть в лежащем положении на спине или сидеть на удобном стуле с откинутой головой назад в расслабленном положении.

         Примерный текст аутотренинга:

Я лежу на песчаном берегу моря.Тело мое расслабленное

         Ручки, ножки мои расслаблены

         Веки мои тя-же-ле-ют, тя-же-ле-ют, спа-а-а-ть

         Спа-а-а-ть, спа-а-а-ть, спа-а-а-ть.

         Мне хо-ро-шо-о-о-о. хо-ро-шо-о-о-о.

         Мне хо-ро-шо-о-о-о. хо-ро-шо-о-о-о.

         Я слышу плеск вол-ны-ы-ы, мне хо-ро-шо. Мне хо-ро-шо.

         Я вижу чис-тое голу-бое не-бо

         Я от-ды-ха-ю-ю. Я от-ды-ха-ю-ю. Я в ра –ю-ю-ю.

          Я вижу в не-бе па-ря-щих п-ти-ц

         Я в ра-ю-ю-ю.  Мне хо-ро-шо-о-о. Я в ра-ю-ю-ю

         Я слышу плеск вол-ны-ы-ы. Вол-ны-ы-ы.

         Я слышу звуки крика пт-и-и-ц, пт-и-и-ц.

Мне хо-ро-шо-о-о. Я про-сы-па-юсь. Я про-сы-па-юсь. Я проснулся.

Я проснулся. Я встаю. Я встаю. Мне хо-ро-шо-о-о. Мне хо-ро-шо-о-о.

         После аутотренинга, чтобы ввести ребенка в нормальное состояние надо попросить детей ладонями рук протереть лицо. Пальчиками рук несколько раз слегка нажать на носик, протереть одновременно брови в сторону висков. Сделать несколько физических упражнений. Потянуться руками вверх над головой, становясь на носочки ног. Вращение тазом влево, вправо несколько раз, при этом руки на бедрах, ноги на ширине плеч.

         С раннего дошкольного возраста необходимо дать детям навыки и знания по национальным и настольным играм: «асык», «малик», городки, тогызкумалак, шашки и шахматы. Разучивать простые плавные элементы движения восточных единоборств, упражнения на развитие дыхания, для развития координации движения, ходьба по веревке, трубе лежащей на земле или по спортивному бревну находящейся на высоте не выше 30 см.

         До утренней гимнастики рекомендуем для поднятия эмоционального состояния детей и понижения раздражительности, агрессивности провести мини аутотренинг. Педагог просит детей открыть широко ротик до предела и при этом кричать. При таком расположении рта ребенка, будет слышен специфический тихий звук.

         Немаловажную роль в физическом воспитании ребенка играет применение простых элементарных навыков медитации для обогащения духовного мира детей, жизненной мудрости, подсознательной философии при котором одновременно происходит, как бы массаж внутренних органов ребенка.

Ниже представляется типовая программа «Физическая культура в детском саду» предусматривающая несколько видов и  форм занятий физическими упражнениями для детей с 3 до 6 лет.

Таблица №4

Вид обучения

Форма занятий

Возрастные группы, повторяемость и продолжительность занятий

 

 

3-4 года

 

4-5лет

 

 

 5-6  лет

Обязательное

Занятие физкультурой

3 раза в неделю

15-20 мин, 20-25 мин

25-30 мин

 

Дополнительное

Физкультурно-оздоровительные

занятия:

а) утренняя гимнастика

 

б) подвижные игры на прогулке

 

в) физкультминутки

Обучение во время активного отдыха:

 

а) физкульт. досуг

б) физкульт. праздник

в) день здоровья

 

 

Ежедневно

5-6 мин, 6-8 мин

Ежедневно 2 раза

 (утром, вечером)

 

            ---

    

1-2 раза в месяц

20-30 мин.

2 раза в год

до 60 мин

1 раз в квартал

 

 

 

 8-10 мин

 

 25-30 мин

 

 

 Ежедневно

 30-45 мин

 

 

 

3 раза в год

Самообучение

Спонтанные занятия

Домашние занятия:

а) утренняя гимнастика

б) подвижные игры

Ежедневно

 

Ежедневно

Ежедневно

 До 90 мин

 

         

 Дети  дошкольного возраста склонны к фантазированию, позволяющему им легче представлять себе различные двигательные действия. Поэтому рекомендуется значительное число упражнений приближать к играм или проводить в форме игры. Игры  можно проводить в форме эстафет и желательно что бы дети были разбиты на команды. В процессе игр у ребенка воспитываются такие качества, как коллективизм,  чувство ответственности перед своими сверстниками и т.д., выплескиванию положительных эмоций.  Специфика физического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, что в нем преобладают изучение естественных локомоций и знакомство с основами техники элементарных движений. В связи с этим в программу обучения включаются ходьба, бег, балансирование и подвижные игры.

Не маловажную роль в комплексном  умственном и физическом развитии   детского организма (3-5 года), играют такие игры в которых преобладают элементы построения слов из кубиков с буквами, с цифрами. Такие игры целесообразно проводить в форме эстафет. Ребенок, беря  кубик с нужной буквой с рисунком на эту букву,  ставит его в порядке очередности, возвращаясь за следующим и т.д., это позволяет вырабатывать у ребенка одновременно мозговую и визирную память. Именно в этом возрасте приобретенные навыки в форме спортивно-интеллектуальной игры развивает бугорчатую серую массу нейронов, называемая корой головного мозга, которая в последующие годы жизни ребенка служит основой развития памяти, сознания, интеллекта, мыслительные процессы и сенсорные восприятия. Надо отметить, что ребенок с развитой моторной мозговой памятью наряду с усвоением общеобразовательных предметов склонен к изучению европейских языков (английский, французский, немецкий и т.д.), с визирной к азиатским (японский, китайский и т.д.). Ребенок владеющий мозговой-визирной моторной памятью в быту называют одаренным ребенком или вундеркиндом.     С четырех летнего возраста воспитатели могут обучать ребенка элементам игры в шашки,  в 5 лет  игре шахматы. Все это в совокупности создают основу для дальнейшего усвоения сложных двигательных умений и умственных навыков, которые будут ему встречаться в начальных классах  не только на уроках физическая культура, но и по другим общеобразовательным предметам.

                Есть еще одна очень важная сторона физического воспитания — закаливание. Научно доказано, что закаленные дети значительно реже болеют гриппом, ангиной, катарами верхних дыхательных путей, чем незакаленные. Воздушные и солнечные ванны и водные процедуры (обтирание, обливание, душ, купание) предохраняют организм от различных заболеваний, особенно простудных.  Одной из форм втягивания детей в процесс физвоспитания с раннего возраста является  утренняя гимнастика. Утренняя гимнастика, физические упражнения, выполняемые утром после сна  способствуют ускоренному переходу организма ребенка к бодрому работоспособному состоянию. Во время сна центральная нервная система  находится в состоянии своеобразного  отдыха от дневной активности. При этом снижается интенсивность физиологических процессов в организме. После пробуждения возбудимость центральной нервной системы   и функциональная активность различных органов постепенно повышается, но процесс этот может быть довольно длительным, что сказывается на работоспособности, которая остаётся сниженной по сравнению с обычной и на самочувствии: ребенок ощущает сонливость, вялость, порой проявляет беспричинную раздражительность. Выполнение физических упражнений вызывает потоки нервных импульсов от работающих мышц, суставов и приводит центральную нервную систему в активное, деятельное состояние. Соответственно активизируется и работа внутренних органов, обеспечивая человеку высокую работоспособность, давая ему ощутимый прилив бодрости.  После активного ночного сна, с целью предотвращения резких нагрузок на позвоночник, суставы, на мышц тела, на артериальное давление необходимо приучить начало утренней зарядки делать в постели   не вставая  с кровати.

         В первую очередь ребенок лежа на спине должен: прокрутить в круговом вращательном движении во внутреннюю и наружную стороны кисти рук и стопы ног; для смягчения шейного позвоночника протереть руками шею; сделать несколько медленных поворотов головой в лево, право, вперед- доставая подбородком грудной клетки, назад до предела, сделать по несколько раз вращательных движений; проделать ногами сгибательные и разгибательные движения  в коленных суставах «велосипед»; под разным углом постепенно преподносить в сторону головы соединенные носочки ног.

Лежа на животе: правую ногу прогибаясь заносить в левую сторону и на оборот; сделать  несколько прогибов, откидывая голову назад до предела и т.д. Только после этого можно встать с кровати и продолжить утреннюю  зарядку. Данные рекомендации полезны для здоровья в любом возрасте.

         Утреннюю гимнастику с детьми желательно проводить на свежем воздухе, если это не возможно, например, в городе, то занятия необходимо проводить в хорошо проветренном помещении, при температуре воздуха 16-17 0 С. При занятиях можно использовать готовые комплексы упражнений, а можно составлять их самостоятельно. Упражнения подбираются с таким расчетом, чтобы в них принимали участие основные мышечные группы и системы детского организма.

Примерная схема комплекса утренней гимнастики должна быть такова:
а) потягивание;
б) ходьба (на месте или в движении);
в) упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса;
г) упражнения для мышц туловища и живота;
д) упражнения для мышц ног (приседания и прыжки);
е) упражнения общего воздействия с участием мышц ног и рук (махи), выпады вперед, в стороны;
ж) упражнения силового характера;
з) упражнения на расслабление;
и) дыхательные упражнения.

 

 

 

 

© 2010 г. Дизайн Даулетов Алпамыс Сырымович