2
часть. Физическая
культура
в начальной школе
Основные
направления и задачи по физическому воспитанию
и спорту в общеобразовательной системе решаются
поэтапно. Условно школьный возраст делится
на младший, средний и старший:
начальная
школа (младший
школьный возраст 1-4 классы): привитие устойчивого
интереса к двигательной активности через
игру – большой объём на уроке по подвижным
играм и элементам
спортивных
игр;
основная
школа
(средний школьный возраст 5-8 классы):
развитие двигательных
качеств и знакомство с техникой спортивных
игр (волейбол, баскетбол, мини-футбол, ручной
мяч), сложные прыжки через гимнастические
снаряды, упражнения на снарядах, лазанье
по канату (шесту), подтягивание;
старшая
школа (старший
школьный возраст 9-12 классы):
совершенствование техники игры и тактических
действий, развитие физических качеств, знакомство
с вопросами теории физического воспитания
и спорта,
привитие
судейских навыков по видам спорта и подготовка
к экзамену.
В
каждом возрастном периоде выявляются свои
особенности в строении и функциях отдельных
систем и органов. У детей от 6 до 10 лет,
т.е. младшего школьного возраста, это период
равномерного, но достаточно интенсивного
развития организма. К 11-ти
годам
рост ребенка достигает 140
см,
а вес- 34
кг.
Ежегодно в этот период вес увеличивается
в среднем на 2-4
кг,
рост и окружность грудной клетки на 2-4
см.
Усиленно формируются кости и мышечная система
в
целом, начинают срастаться кости таза, происходит
окостенение костей кисти, предплечья. Мальчики
растут в основном за счет увеличения длины
ног, девочки- за счет увеличения туловища.
Укрепляются суставы. Межпозвоночные сочленения
сохраняют в своем составе хрящи, поэтому
обладают большой эластичностью и подвижностью.
Изгибы позвоночника, свойственные взрослым,
у детей в этом возрасте только формируются.
Не правильное положение тела в течении продолжительного
времени может привести к нарушениям осанки.
Увеличивается
мышечная масса. Строение мышц детей заметно
отличается от строения мышц взрослых. Мышцы
детей эластичны, при сокращении они сильнее
укорачиваются,
а при расслаблении больше
удлиняются. Нужно иметь в виду, что мышцы
развиваются у детей не равномерно: быстрее
- крупные,
медленнее
малые. Это одна из причин
того,
что в младшем школьном возрасте учащиеся
неуверенно выполняют «точные»
движения, например, кистью, плохо справляются
с заданиями на точность физического действия.
В этом возрасте следует ограничивать высоту
прыжков,
так
как кости тела еще весьма подвижны: уменьшать
нагрузку при выполнении упражнений в висах
и упорах из-за
того,
что
кости грудной клетки еще не срослись и не
окрепли. Осторожность в дозировании упражнений
и выборе их обусловлена так же тем, что
вегетативные функции, обслуживающие движения,
отстают в развитии моторики.
Чем
меньше лет ребенку, тем активнее происходит
в его организме обмен веществ. Продолжающийся
рост и увеличение массы тела требуют усиленного
питания. Происходит большая, чем у взрослых,
отдача тепла в связи с относительно большой
поверхностью тела по сравнению с его массой.
Поэтому потребность в питании на 1
кг.
массы у ребенка больше чем у взрослого.
Так если у взрослого она составляет 45-50
больших калорий, то в 8 лет-77, в 10 лет
– около 70, чем вызвана
необходимость
кормит
детей 4-5 раз в сутки. У ребенка данного
возраста
развиваются
и совершенствуются
основные
естественные движения, в частности, рабочие
движения кисти и пальцев. Меняется и отношение
к движениям. Прежний интерес к самому процессу
движения заменяется все большей заинтересованностью
в результатах действий. Радость и удовлетворение
доставляют не только сама двигательная деятельность,
но и достижение цели при определенном действии.
Движения становятся все более точными, координированными
(согласованными). Однако развитие
механизмов
центральной нервной системы еще недостаточно,
поэтому недостаточна способность к длительной
продуктивной работе, к длительному мышечному
напряжению и дети быстро утомляются.
В
7-8 лет интенсивно растет темп движений.
У мальчиков более прогрессивное его увеличение,
чем у девочек. Точность движений у 8 –летних
детей так же развита недостаточно.
К
7-8 ми годам вырабатывается нормальная поза
прямостояния. У детей этого возраста поза
прямостояния при смещении опоры сохраняется
лучше, чем у подростков. Совершенствование
пространственной ориентации связанно в первую
очередь с развитием проприоцептивной чувствительности.
Она достигает у младших школьников такого
уровня, который позволяет разучивать сложные
движения. Дети хорошо дифференцируют мышечные
ощущения, а отдельные технически сложные
упражнения для них более доступны, чем для
взрослых.
Выносливость
в динамической работе в 8 лет у девочек
и мальчиков существенно не отличается. Статическая
выносливость уступает выносливости взрослых.
Статическая выносливость мышц спины имеет
тесную связь с правильной осанкой детей.
Поэтому развитие статической выносливости
крупных мышечных групп туловища (особенно
спины) становится своеобразным средством
предупреждения у детей различных отклонений
от правильной осанки.
Возрастные
изменения сердечно-сосудистого аппарата
от 7 до 11 лет характеризуются равномерностью
и относительно более медленными темпами
увеличениями объема сердца по сравнению
с суммарным просветом сосудов. Эта одна
из существенных причин относительно низкого
артериального давления в 7-8 летнем возрасте.
Таблица
№5
Кровяное
давление у детей
Возраст
|
Кровяное
давление в мм
рт.ст.
|
у
мальчиков
|
у
девочек
|
максимальное
|
минимальное
|
максимальное
|
минимальное
|
7
лет
8
лет
|
88
90
|
52
53
|
87
88
|
52
53
|
Иннервационный
аппарат
сердца развивается неравномерно: симпатические
влияния на сердце в 7-11-летнем возрасте
более выражены, чем парасимпатические. С
возрастом наблюдается повышение тонуса блуждающего
нерва, что приводит к замедлению сердечного
ритма. В 7-8 лет чистота сердечных сокращения
достигает 90-92 ударов в мин. Мышечная деятельность
динамического характера сопровождается учащением
пульса у 8-9 летних детей до 184-188 ударов
в минуту. Предельная
частота пульса у мальчиков в 8-11 лет несколько
ниже чем у девочек.
Средняя
величина
систолического давления после максимальной
работы динамического характера у 8-9 летних
детей 120
мм.рт.ст..
Выполнение
работы статического характера детьми 7-9
лет вызывает учащение пульса на 18% от исходного
уровня.
У
детей относительный
вес крови больше, чем у взрослых. В возрасте
от
7
до 11 лет он составляет 9% массы тела
против
7-8% у взрослых. Число эритроцитов в крови
увеличивается с 4,8 млн до 4,9 в 1 куб.
мм. Число лейкоцитов уменьшается с 10 600
до 8 200 в 1 куб.мм. Мышечная работа,
выполняемая детьми в 7 – 11 лет существенных
изменений в лейкоцитарной формуле не дает.
Это объясняется, очевидно, тем, что объем
работы в этом возрасте сравнительно не велик
и заметного влияния на кроветворную способность
организма не оказывает.
В
младшем школьном возрасте дети могут легко
овладевать движениями технически сложных
форм, т.к. в 7-8 лет высшая нервная система
уже имеет высокую степень развития. К этому
времени заканчивается рост и структурная
дифференцировка нервных клеток. Но функциональным
показателям нервной системы еще далеко до
совершенства. Сила нервных процессов у младших
школьников относительно не велика. Резко
выражено
запредельное
торможение при действии сверхсильных, монотонных,
и длительных раздражителей. Внутреннее (особенно
запаздывающее) торможение еще неустойчиво.
Поэтому
не успев выслушать объяснение учителя, дети
начинают выполнять упражнение. Тогда точность
деталей подменяется угадыванием правильности
выполнения. Дальнейшее корректирование движений
идет путем сравнения с выполнением упражнения
другими детьми, а так же под воздействием
указаний педагога.
Дети
младшего школьного возраста могут оперировать
понятиями, логически мыслить и сопоставлять
факты
и события. Поэтому на уроках физической
культуры в школе, на тренировках наряду
с наглядными методами обучения широко используются
и словесные методы. Причем словесные объяснения
должны вызывать у детей ассоциации с ранее
прочувствованными, известными двигательными
действиями, носить образный характер.
Следует
также приучать детей к своеобразному словесному
отчету-описанию выполняемого упражнения.
Отчет будет лучше и полнее, если объяснения
учителя яркие, доступные, легко воспринимаемые.
Дети
в 6-10 лет любят уроки физической культуры.
Этот период – один из самых эффективных
для формирования у них привычки к систематическим
занятиям физическими упражнениями. В младшем
школьном возрасте развиваются мышечно-двигательные
ощущения, улучшается зрительный и кинестетический
контроль за выполнением движений- очень
важная задача физического воспитания детей.
Как
отмечалось выше, физическая культура в младших
классах в свою основу включает двигательную
активность через подвижные игры, т.к. в
этом возрасте легко закрепляются знакомые
двигательные навыки. Владея многими навыками,
ребенок в этот период охотно упражняется
и осваивает новые сложные комбинации движений.
Обучение элементам гимнастики, акробатики,
легкой атлетики так же положительно сказывается
на двигательной активности учащихся данного
возраста. Нельзя так же забывать и о том,
что решение задач уроков физической культуры
в начальных классах должно базироваться
на знаниях приобретенные учащимися в дошкольном
периоде.
Примерное
распределение часов урока физическая культура
в 1-4 классах
Таблица№6
Части
программы
Разделы
программы
|
Классы
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Базовая
|
Спортивные
игры
|
30
|
30
|
30
|
30
|
Легкая
атлетика
|
20
|
20
|
20
|
15
|
Гимнастика
|
20
|
20
|
20
|
20
|
Лыжная
подготовка
|
-
|
-
|
-
|
5
|
Плавание
|
7
|
7
|
7
|
7
|
Всего
часов по базовой программе
|
77
|
77
|
77
|
77
|
Вариативная
часть
|
Обусловленные
климатом региона
|
|
|
|
|
Реализуемые
по выбору учителя
|
25
|
25
|
25
|
25
|
Всего
часов по вариативной части
|
25
|
25
|
25
|
25
|
Количество
часов за учебный год
|
102
|
102
|
102
|
102
|
Одна
из главных задач уроков физической культуры
в 1-4 классах- воспитание у детей чувства
коллективизма. Поэтому каждое занятие должно
проходить в духе взаимопонимания, соучастия,
стремления повысить успехи своих товарищей,
команды, класса в целом. Усилия учителя
должны быть направлены на вовлечение самих
детей
во
взаимо–и самовоспитание. Чувство
коллективизма вырабатывается постоянно,
здесь нет предпочтительных возрастных периодов.
Специальными исследованиями доказано, что
у детей 6-10 лет эффективно развиваются
такие чувства как общественная активность,
ответственность за порученное дело и т.д.
По убеждению П.Ф. Лесгафта, основоположника
научно обоснованной системы физического
образования, наши действия и влияния на
молодой организм будут тогда сознательными
и осмысленными, если мы будем знать и понимать
происходящие изменения в организме. Только
таким путем можно влиять на развитие и воспитание
детей; в противном случае эти действия «будут
шатки, гадательны и часто очень вредны».
Важнейшая
задача урока физической культуры - приучить
детей выполнять установленные правила, необходимые
действия
и команды. В первую очередь необходимо показать
образец их выполнения и довести до сознания
ребят, что необходимо положительно относится
к принятым нормам и правилам. Оправдала
себя и практика поручений: физорг, старший
в тройке, четверке, капитан, водящий, что
способствует воспитанию чувства долга и
ответственности перед коллективом.
Если
говорить о самих играх, то они должны быть
средством укрепления дисциплины. Этому способствуют
точные выполнение правил, спокойствие, разумные
действия, правильные взаимоотношение игроков.
Место для игр готовят перед уроком и лучше
всего с участием детей-дежурных по классу
или специально назначенных учеников.
Правила
игры – главный организующий элемент работы.
Умело объясняя их, учитель помогает ученикам
понять свои обязанности и действия, ограничения
и возможности. Важное условие игры – высокая
эмоциональность.
Оценивая
результаты, учитель акцентирует внимание
на характере отношений
между
детьми, взаимопомощи
в
команде, активности, честности, дружбе,
доброжелательности к товарищам и соперникам.
Не
маловажную роль в умственном и физическом
развитии ребенка
играет
применение на уроках физической культуры
арифметических, цифровых, геометрических,
литературных и т.п. спортивных эстафет.
Например:
эстафета с применением цифр. Класс делится
на две равные группы. По свистку арбитра
первые номера команд стартуют со стартовой
линии до отметки 15
метров,
где стоит стол на котором 7 отдельных листов
бумаги с двухзначными номерами (24,34,25,36,58,69,45).
Участник забега должен запомнить максимальное
количество двухзначных чисел, вернуться
в исходное положение и
записать на листе бумаги запомнившиеся цифры.
При возврате на исходное положение участника
под №1, второй стартует на дистанцию 20
метров,
где стоит второй стол с трехзначными цифрами
в количестве 6 отдельных листов. Вторые
номера каждой из команд должны проделать
тоже самое, что и участники под №1. Третий
участник после возврата второго стартует
на дистанции 25
метров,
где на столе 5 четырехзначных цифр и т.д.
Не
маловажное значение в физическом совершенстве
учащихся
имеют
домашние задания. Ценность их достаточно
высока, т.к. они способствуют развитию у
детей самостоятельности. Среди многих условий,
способствующих
успешной
организации самостоятельных занятий дома,
особенно выделяется интерес к изучаемому
предмету, двигательным действиям. В этом
плане полезны беседы с учащимися и родителями.
Успех беседы зависит от четкого определения
темы, применения наглядных средств, содержания
материала.
|