3
часть.
Основная школа
(5-8
классы)
Практика
показывает, что пользуясь традиционными
методами физического воспитания, мы зачастую
не достигаем желаемого результата. Общеизвестно
что многие выпускники средних общеобразовательных
учреждений имеют слабую физическую подготовку,
у многих из них слабо развита мышечная сила,
не выработана выносливость, не срабатывает
сопротивляемость иммунной системы организма
к различным заболеваниям причина этому-
недостаточная
физическая
нагрузка. Чтобы исправить ситуацию, разработчики
данных методических рекомендаций рекомендуют
вместо
уроков физвоспитания
с 5 класса проводить по школьной программе
раздела специальная
подготовка
спортивно-секционную подготовку (ССП) по видам спорта,
где наряду с видами единоборств в основном
должны
преобладать
игровые
виды спорта (футбол, футзал, баскетбол,
волейбол, гандбол, регби и т.д).
При
этом учащиеся с 5 класса, студенты средних
и высших учебных заведений должны выбирать
вид спорта секционной подготовки по собственному
желанию предоставляемых учебным заведением,
с разрешения врача и родителей. Так как
плотность, интенсивность нагрузок на организм
человека при спортивно-секционной
подготовке в два с половиной раза больше,
чем на уроках физкультуры.
Многочисленными
исследованиями установлено, что в покое
у физически развитого человека минутный
объем крови (МОК) равен 4л/мин. При максимальной
интенсивной работе организму нужно больше
кислорода, поэтому МОК у человека на уроках
физвоспитания оно достигает 8л/мин, на спортивно-секционной
подготовке по видам спорта до 22л/мин, у
профессионально занимающегося оно достигает
32л/мин и более. Академик Н.М. Амосов предложил
количественное определение здоровья, как
сумму «резервных мощностей»
основных функциональных систем. Резервные
мощности каждой функциональной системы,
можно выразить через «коэффициент
резерв», т.е. как отношение: максимальное
количество функции норма функции.
Коэффициент
резерва:
-
урока физической культуры
8л/мин
=2
4л/мин
-спортивных
секционной подготовки
22л/мин
=5,5
4л/мин
-профессиональный
спорт
32л/мин
=8
4л/мин
В
покое 4 литра в минуту перекачиваемой сердцем
крови обеспечивает организм кислородом,
насыщая им артериальную и венозную кровь.
А при тяжелой физической работе сердце способно
перекачать 22-32
литров в минуту и обеспечить работающие
мышцы, а также другие органы достаточным
количеством кислорода, необходимым для сохранения
здоровья.
У
нетренированного человека в покое сердце,
допустим, тоже дает крови 4 л/мин, но при
максимальной нагрузке - всего 6
литров.
При этом мышцы при работе заберут весь кислород,
но его не хватит для других органов, следовательно,
возможны приступы стенокардии, головокружение,
тошнота, потемнение в глазах и другие неблагоприятные
явления. Уровень здоровья у этого человека
явно ниже, чем у физически развитого человека.
Коэффициент резерва у него равен:
6
л/мин
=
1,5
4
л/мин
Высокие
«резервные мощности» функциональных
систем организма позволяют легче переносить
болезни. Например, при заболевании такой
человек легче переносит высокую температуру
тела (40 С), ткани его тела обеспечиваются
достаточным количеством кислорода, тогда
как у нетренированного организма болезнь
будет протекать гораздо тяжелее – его тканям
не будет хватать кислорода, поэтому появятся
осложнения в органах, возможны еще более
тяжелые последствия, вплоть до смертельного
исхода.
Профессором,
д.п.н. з.т.р. Кульназаровым А.К.
научно
доказано, что при достижении 5,5
и более коэффициента резерва
организма человека возрастает общий объем
циркулирующей крови, что обеспечивает хороший
транспорт кислорода к работающим мышцам,
развивая общую выносливость, увеличивается
объем легких и жизненная емкость легких
(ЖЕЛ), укрепляется и лучше обеспечивается
кровью сердечная мышца, возрастает ударный
объем сердца, улучшаются интеллектуальные
способности и работоспособность. Самое главное,
при этом организм человека не воспринимает
и вызывает отвращение к любым
пагубным
привычкам. Внедрение секционной
подготовки по видам спорта
с 5 класса в системе образования, будут
служить действенной мерой профилактической
работы среди
детей, подростков и молодежи против употребления
наркотиков, табакокурения,
токсикомании,
алкоголизма.
Секционные
занятия по видам спорта в системе образования
проводят преподаватели
спортивно-секционной подготовки
детских юношеских клубов физической подготовки
(ДЮКФП) при областных региональных центрах
физической культуры и спорта департаментов
образования.
Преподаватель
спортивно-секционной подготовки
в отличие от тренера узкой специализации
по боксу, дзюдо, футболу, таэквондо и т.д.
является спортивным специалистом широкого
профиля. Наряду со знаниями физического
воспитания он должен владеть базовыми знаниями
по игровым видам спорта и единоборств, в
совершенстве владеть методикой
преподавания
с учетом возрастной психологии, физиологии
человека.
ДЮКФП
являются школьными
учреждениями
и открываются на основании постановления
местных исполнительных органов соответствии
с Положением о порядке создания, реорганизации
и ликвидации предприятий, объединений, организаций
и учреждений. В высших учебных заведениях
функции ДЮКФП выполняют спортклубы
высших учебных заведений.
Схема
развития физического воспитания и спортивно-секционной
подготовки по
видам спорта в системе
образования
Таблица
№7
Примечание:
ССП-спортивно-секционная
подготовка
ДЮКФП-детско-юношеский
клуб физической подготовки
Подведением
итогов развития 1,2,3,4 этапов в плане спортивного
мастерства является Всеказахстанская спартакиада
школьников и учащихся колледжей, Всемирные
юношеские игры; 5 этапа -
Всеказахстанская
универсиада студентов, Всемирная универсиада
студентов.
В
целом данная схема служит фундаментальной
основой развития
спорта высших достижений, конечным результатом
которого являются Олимпийские игры.
По
данной схеме у комплексной научной группы
(КНГ) спортивных школ облспорткомитета (ДЮСШ,
ДЮСШОР и т.д.) куда входят: директор, завуч
– как научные руководители; спортивный врач;
тренер- преподаватель; массажист, психолог,
видеооператор, есть
возможность проводить точечный селекционный
отбор детей в профессиональные спортивные
группы. Дети, зачисленные в ДЮСШ, ДЮСШОР,
спорткомбинаты, по предоставлении приказа,
справки о зачислении освобождаются от спортивной
секционной подготовки системы образования,
но в межшкольный соревновательный период
выступают в составе своего учебного заведения.
Программа спортивной секционной подготовки
ДЮКФП по сравнению с распределением часов
урока физическая культура предусматривает
в базовой части следующие разделы:
1.
Специальная
подготовка (по видам спорта)
2.
Общефизическая
подготовка
3.
Скоростная
силовая подготовка
4.
Тактико-техническая
подготовка
5.
Морально-психологическая
подготовка
6.
Соревновательный
период
Примерное
распределение часов по разделам программы
спортивно-секционной
подготовки основной и старшей школы
Распределение
часов по разделам программы
Таблица
№8
Части
программы
Разделы
программы
|
Классы
|
5-6
|
7-8
|
9-10
|
11-12
|
Базовая
|
Специальная
подготовка
|
68
|
68
|
68
|
68
|
Общефизическая
подготовка
|
30
|
30
|
30
|
30
|
Скоростная
силовая подготовка
|
25
|
25
|
25
|
25
|
Тактико-техническая
подготовка
|
25
|
25
|
25
|
25
|
Морально-психологическая
подготовка
|
10
|
10
|
10
|
10
|
Соревновательный
период
|
20
|
20
|
20
|
20
|
Всего
часов по базовой программе
|
178
|
178
|
178
|
178
|
Вариативная
часть
|
Обусловленные
климатом региона
|
|
|
|
|
Реализуемые
по выбору преподавателя спортивно-
секционной подготовки
|
25
|
25
|
25
|
25
|
Всего
часов по вариативной части
|
25
|
25
|
25
|
25
|
Количество
часов за учебный год
|
203
|
203
|
203
|
203
|
Примерное
распределение часов по разделам программы
спортивно-секционной
подготовки средних специальных и высших
учебных заведений
Распределение
часов по разделам программы
Таблица
№9
Части
программы
Разделы
программы
|
Курсы
|
1-2
|
3-4
|
5
|
6
|
Базовая
|
Специальная
подготовка
|
90
|
90
|
90
|
90
|
Общефизическая
подготовка
|
50
|
50
|
50
|
50
|
Скоростная
силовая подготовка
|
36
|
36
|
36
|
36
|
Тактико-техническая
подготовка
|
25
|
25
|
25
|
25
|
Морально-психологическая
подготовка
|
15
|
15
|
15
|
15
|
Соревновательный
период
|
30
|
30
|
30
|
30
|
Всего
часов по базовой программе
|
246
|
249
|
246
|
246
|
Вариативная
часть
|
Обусловленные
климатом региона
|
|
|
|
|
Реализуемые
по выбору преподавателя спортивно-
секционной подготовки
|
25
|
25
|
25
|
25
|
Всего
часов по вариативной части
|
25
|
25
|
25
|
25
|
Количество
часов за учебный год
|
271
|
271
|
271
|
271
|
|
|
|
|
|
|
|
Порядок комплектования,
наполняемость учебных групп, режим
спортивно-секционной
подготовки
Таблица
№10
|
Год
обучения
|
Часов
в неделю
|
Наполняемость
учебных групп
|
Проводящая
организация
|
Подготовка
уч-ся в спортивно-секционной
подготовки
|
Основная
школа
|
5-8кл
|
3.9
|
30
|
ДЮКФП
|
Старшая
школа
|
9-12
кл
|
3.9
|
30
|
ДЮКФП
|
Среднее
специальные школы
колледжи
|
1-3курсы
|
6
|
25
|
ДЮКФП
|
Высшие
учебные заведения
|
1-6
курсы
|
6
|
25
|
Спортклуб
|
Подготовка
учащихся в спортивно-оздоровительных
группах
|
Физкультурно-оздоровительная
|
Весь
период
|
3,9
|
20
|
По
месту учебы
|
Учебный
год в ДЮКФП начинается с 1 сентября. Спортивно-секционная
подготовка по видам спорта проводятся по
учебным программам и учебным планам рассчитанным
в основной, старшей школах 1.30 .академических
часов три раза в неделю, в средне-специальных,
высших учебных заведениях 1.30 академических
часов четыре раза в неделю на 52 недели
секционных занятий, соревнованиях, спортивно-оздоровительных
лагерях и по индивидуальным планам учащихся
на период их активного отдыха в период школьных
каникул.
На
основании Регламента ДЮКФП разрабатывает
свою программу деятельности с учетом избранного
направления работе, специфики видов спорта,
материально-технического и финансового обеспечения,
а так же сложившихся традиций. Программа
деятельности разрабатываются педагогическим
коллективом и утверждается учредителями
ДЮКФП.
Для
подготовки команд и учащихся, допущенных
к участию в кустовых (подгрупп), горрайонных,
областных, республиканских и международных
соревнованиях ДЮКФП имеют право в пределах
ассигнований на учебно-секционную работу
проводить учебно-секционные сборы продолжительностью
до 6 дней к городским и до 12 дней областным,
республиканским и международным соревнованиям.
Основными
формами работы
ДЮКФП являются:
-
спортивно-секционная подготовка (индивидуальные
и групповые);
-
спортивно-секционная подготовка на учебно-секционных
сборах;
-
участие на соревнованиях;
-
учебно-секционный процесс в оздоровительно-спортивном
лагере;
-
медико-восстановительные мероприятия;
-
теоретические занятия;
-
инструкторская и судейская практика;
-
просмотр и
анализ учебных кинофильмов, видеопрограмм,
спортивных соревнований;
-
составление перспективного плана и анализ
работы за год.
Занятия
в спортивно-секционных и спортивно-оздоровительных
группах проводятся в общеобразовательных
школах, в среднеспециальных учебных заведениях
с использованием имеющихся спортивных сооружений,
спортинвентаря и оборудования. Для обеспечения
круглогодичных учебно-секционной подготовки
и активного отдыха учащихся
в
период каникул
при
учебных заведениях организовываются оздоровительно-спортивные
лагеря.
ДЮКФП
организует и проводит воспитательную работу
с учащимися по утвержденному директором
плану. Воспитательная работа в ДЮКФП должна
способствовать всестороннему
гармоничному
развитию личности, любви к Родине и ответственности
перед коллективом и осуществляться с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей
уровня спортивного мастерства.
Учебно-секционную
подготовку, спортивно-массовые мероприятия
по видам спорта ДЮКФП
проводит после
окончания уроков общеобразовательных предметов,
выходные, праздничные и каникулярные время
среди юношей и девушек раздельно 5-6,7-8,9-12
классов, под общим руководством Национального
научно-практического центра физической культуры.
Схема проведения спортивно-массовых
мероприятий
Таблица№11
Примечание
:
ДЮКФП
– детско-юношеский клуб физической подготовки
РЦРФКиС-
Региональные центры развития физической
культуры и спорта
ННПЦФК
– национальный научно-практический центр
физической
культуры
По
данной схеме победители внутришкольных соревнований
в составе сборной команды школы участвуют
в кустовых (подгруппы) соревнованиях. Кустовые
соревнования укрепляют дружественные связи
между учащимися школ, при приеме сборных
команд соседних школ по видам спорта у себя
в школе и при ответных матчевых встречах.
Педагоги организаторы во главе с директором
школы, должны приучать детей взаимоуважению
и гостеприимству, которая является одним
из разделов профилактической работы по искоренению
детской, подростковой преступности. В таком
же ракурсе проводятся городские, районные,
зональные, областные и республиканские соревнования.
Для
удобства и качественного проведения работы
ДЮКФП рекомендуем разделить все учебные
заведения образования по территориальному
расположению, на примере Атырауской области,
согласно таблицы №12
Рекомендуемое
общее количество детских юношеских клубов
физической подготовки
по Атырауской области
Таблица
№12
Наименование
района, города
Всего
количество школ
|
№№
кустов
(подгрупп)
|
Количество
Детско – Юношеских Клубов физической
подготовки
|
Количество
школ
Наименование
округа
|
г.Атырау
54
школы
|
1
|
ДЮКФП-1.
ДЮКФП-2.
ДЮКФП-3.
|
Дамбинский
5 школы
|
2
|
Балыкшинский
7 школ
|
3
|
Привокзальный
7 школ
|
4
|
Геолог
7 школ
|
5
|
Жумыскерский
5 школы
|
6
|
Авангардский
11 школ
|
7
|
Центральный
12 школ
|
Курмангазинский
р-н
38
школ
|
1
|
ДЮКФП-1
ДЮКФП-2
|
6
школ Абай
|
2
|
6
школ
Бегалиев
|
3
|
6
школ
Алтынсарин
|
4
|
6
школ
Шортанбай
|
5
|
6
школ
Кудряшов
|
6
|
5
школ
Суюндук
|
7
|
3
школ
Балкудук
|
Кзылкугиский
р-он
17
школ
|
1
|
ДЮКФП
|
5
школ, Сагыз
|
2
|
6
школ, Жаскайрат
|
3
|
6
школы, Тайсоган
|
Макатский
р-он
13
школ
|
1
|
ДЮКФП
|
7
школ, Доссор
|
2
|
6
школ, Макат
|
Исатайский
р-н
14
школ
|
1
|
ДЮКФП
|
7
школ, Аккистау
|
2
|
7
школ, Новобогат
|
Жылойский
р-он
19
школ
|
1
|
ДЮКФП
|
6
школ, Жанакаратон
|
2
|
6
школ, Кульсары
|
3
|
7
школ, Жылойский
|
Индерский
р-он
16
школ
|
1
|
ДЮКФП
|
5
школ, Индеробор
|
2
|
6
школ, Центр
|
3
|
5
школ, Орлик
|
Махамбетский
р-н
17
школ
|
1
|
ДЮКФП
|
7
школ, Центральный
|
2
|
5
школ, Косаральский
|
3
|
5
школ, Чкаловский
|
Областных
школ и спец интернатов
|
1
|
ДЮКФП
|
12
школ, Атырау
|
ИТОГО
:
|
31
|
12
|
200
школ
|
Все
финансовые средства предусмотренные на школьное
физическое воспитание (1-4кл.) и школьную
спортивно-секционную подготовку основной
(5-8
кл), старшей (9-12 кл) и средне специальные
учебные заведения системы образования необходимо
бюджетным
кодексом Министерства финансов РК заложить
в бюджет
региональных центров физической культуры
и спорта департаментов
образования, как учредителям программ детско-юношеских
клубов физической подготовки. При любом
другом альтернативном варианте решения вопроса
финансирования ДЮКФП, однозначно, не даст
желаемого результата
Схема взаимодействия
работы
физической культуры, спортивно- секционной
подготовки по видам спорта
системы
образования со спортом высших достижений
Таблица
№13
Примечание:
МОН
РК – Министерство
образования и науки Республики Казахстан
МТ
и С – Министерство
туризма и спорта Республики Казахстан
ННПЦФК-
Национальный
научно-практический центр физической культуры
РЦРФКиС
–
региональный центр развития физической культуры
и спорта
ДЮКФП-
детско-юношеские
клубы физической подготовки
ДЮСШ-
детско-юношеская спортивная школа
ДЮСШОР-
детско-юношеская
спортивная школа олимпийского резерва.
По
данной схеме Национальный научно-практический
центр физической культуры Министерства образования
и науки Республики Казахстан, выявляя наиболее
подготовленных и одаренных в спорте детей,
передает Комитету по спорту Министерства
туризма и спорта РК. Выполняется принцип
отбора из массового школьного
и
студенческого спорта, секционных спортивных
занятий ДЮКФП в спорт высших достижений.
Утвержденное типовое положение ДЮКФП Постановлением
Правительства Республики Казахстан от 22.06.2001г.
№849, приняв за основу, директор Павлодарского
регионального центра Мамашев Талгат Фаридович
доработал
положение в новой редакции.
В
качестве подтверждения об эффективности
спортивно-секционной подготовки по видам
спорта в системе образования, прошедшая
апробацию, можно проследить на примере развития
«таэквондо» в Атырауской области.
Первые спортивные секции по «таэквондо»
с 1991года начали открываться в средних
школах г.Атырау,
в
том числе и в средней школе №20 им. А.С.Пушкина,
где преподавателями спортивно-секционной
подготовки по «таэквондо» работали,
ныне Заслуженные тренера Республики Казахстан:
Кабдрашев Мустахим Саленович-старший тренер
РК, Туребаев Бауржан Кабдрахманович, Дюсенбаев
Нурхат Саясатович-старшие тренера Атырауской
области, Мухитов Кабибек Садирович-основатель
таэквондо в Атырауской области В
сш.№20 в группах спортивно-секционной подготовки
по «таэквондо» в основном занимались
учащиеся данной школы и близлежащих средних
школ. Всего подготовлено 5 мастеров спорта
международного класса, более 40 мастеров
спорта Республики Казахстан, свыше 100 кандидатов
в мастера спорта и т.д. Нуркина Лиля, Чилманов
Арман, став победителями лицензионного турнира
Чемпионата Азии завоевали право на участие
в Олимпийских играх в Пекине 2008.
Наиболее
подготовленные таэквондисты с 1998г. зачислялись
в учебно-тренировочные группы СДЮШОР-облспорткомитета,
ДЮСШ-облуправления образования. Учащиеся
прошедшие спортивно-секционную подготовку
по «таэквондо» в средних школах
- в физическом, физиологическом, интеллектуальном
развитии намного опережали своих сверстников,
которые проходили по школьной программе
уроки физического воспитания. Надо отдать
должное, что все восточные виды единоборств,
в том числе и «таэквондо» это
прежде всего тонко и глубоко продуманная
система разминки, тренировки, формальных
упражнений делают занятия полезными во всех
отношениях, так как несет в себе элементы
гимнастики, единоборства, танца, принося
человеку не только здоровье, силу, ловкость,
выносливость, но и понимание культуры движения,
чувство красоты своего тела, знание своего
организма и умение им управлять получая
удовольствие от этого. Таэквондо как физическая
культура имеет ценность прежде всего, как
совершенная оздоровительная система, которая
доступна практически всем слоям населения.Психологический,
философский слой позволяет человеку использовать
таэквондо как методику самосвершенствования
не только физического, но и духовного. Не
случайно ведь у истоков таэквондо (как и
в других видах восточных единоборств) стояли
монахи. Человек понявший эту часть таэквондо
может использовать его, как трамплин в мир
духовных открытий, опираясь на богатейший
духовный опыт Востока. К сожалению, это
сторона таэквондо открывается далеко не
каждому, так как требует особого подхода
и интереса к жизни. Не всякий может отбросить
от себя силу, когда она ему открывается
и шагнуть за ее пределы, где сила и слабость
проявляются совсем не так как мы привыкли.
Но
несмотря на трудности познания таэквондо,
это всегда остается сверхзадачей каждого
занимающегося таэквондо. Неспроста древние
учителя говорили: «Овладеть таэквондо,
как оружием можно за несколько месяцев,
как физической культурой- за несколько лет,
как искусством- необходима жизнь»
|