Основные
понятия информационных технологий
Информатизация общества
-
это
глобальный социальный процесс,
особенность которого состоит в том, что
доминирующим видом деятельности в сфере
общественного производства становятся сбор,
накопление, продуцирование, обработка, хранение,
передача и использование информации, осуществляемые
на основе современных средств микропроцессорной
вычислительной техники, а также разнообразных
средств информационного обмена.
Информатизация
образования -
процесс
обеспечения сферы образования методологией
и практикой разработки и оптимального использования
современных информационных технологий, ориентированных
на реализацию психолого-педагогических целей
обучения и воспитания и используемых в комфортных
и здоровьесберегающих условиях.
Информационная технология
(ИТ)
- практическая часть научной
области информатики, представляющая собой
совокупность средств, способов, методов
автоматизированного сбора, обработки, хранения,
передачи, использования и продуцирования
информации для получения определенных, заведомо
ожидаемых, результатов.
Средства информационных
и коммуникационных технологий -программные,
программно-аппаратные и технические средства
и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной,
вы-числительной техники, современных средств
и систем транслирования информации и информационного
обмена, а также обеспечивающие операции
по сбору, накоплению, хранению, обработке,
передаче и продуцированию информации и доступ
к информационным ресурсам компьютерных (в
том числе глобальной) сетей.
Средства информатизации
и коммуникации образовательного назначения
-
средства
информационных и коммуникационных технологий,
используемые вместе с учебно-методическими,
нормативно-техническими и организационно-инструктивными
материалами, которые обеспечивают реализацию
оптимальной технологии их педагогического
использования.
Инструментальное программное
средство - программное
сред-ство,
предназначенное для конструирования программных
средств (систем) учебного назначения, подготовки
или генерирования учебно-методических и
организационных материалов, создания графических,
видео- или музыкальных включений.
Программно-педагогические
средства (ППС) - программные средства, в которых
отражается некоторая предметная область,
в той или иной мере реализуется технология
ее изучения, обеспечиваются условия для
осуществления различных видов учебной деятельности.
ППС используются в учебно-воспитательном
(учебно-тренировочном) процессе, при подготовке,
переподготовке и повышении квалификации
кадров сферы образования, в целях развития
личности обучаемого, интенсификации процесса
обучения. Применение ППС ориентировано:
на решение определенной учебной проблемы,
требующей ее изучения и (или) разрешения
(проблемно-ориентированные ППС); осуществление
некоторой деятельности с объектной средой
(объектно-ориентированные ППС); осуществление
деятельности в конкретной предметной среде
(предметно-ориентированные ППС). Современные
ППС реализуются на базе технологии мультимедиа.
Электронные
учебные пособия - образовательное
электронное издание,
частично или полностью заменяющее либо дополняющее
учебник и официально утвержденное в качестве
данного вида издания. Этот термин используется
как в рабочей документации, так и в официальных
документах-рекомендациях по присвоению грифа
Министерства образования и наук РК.
Спортивно-ориентированное физическое воспитание
(спортизированное) - суть обновления формы и содержания физического воспитания состоит в
том, что обучающиеся занимаются добровольно выбранными видами спорта
в учебно - тренировочных группах: спортивной гимнастики, волейбола,
баскетбола,
настольного тенниса, спортивных единоборств,
лыжного спорта, в
группах общей физической подготовки. Занятии
вынесены за сетку часов учебного
расписания и проводятся 3 раза в неделю
по 2 учебных часа.
Информационно-коммуникационная
среда -
совокупность условий, обеспечивающих
осуществление деятельности пользова-теля
информационного ресурса с помощью интерактивных
средств ИКТ, которые взаимодействуют с ним
как с субъектом информационного общения
и личностью.
Информационно-коммуникационная
предметная среда -
совокупность
условий, способствующих возникновению и
развитию процессов учебного информационного
взаимодействия между обу-чаемым, преподавателем
и ИКТ, формированию познавательной
активности
обучаемого при условии наполнения компонентов
среды предметным содержанием.
Всемирная
мультимедийная среда - World Wide
web
(www)
-среда,
которая позволяет средствами глобальной
информацион-ной сети (Интернет) осуществлять
поиск и представление информации (текст,
аудио- и видеоинформация, элементы технологии
виртуальной реальности и др.) по выделенным
словам и рисункам, а также обеспечивает
легкий доступ к нужному ресурсу Всемирной
сети Интернет.
Web-страница
-
отдельный документ в World
Wide
web. Web-страница может
содержать текст, графику, звуковое сопровождение,
анимацию и другие мультимедийные объекты,
а также гипер-текстовые
ссылки. Адрес web-страницы
определяется адресом URL.
URL-адрес
(Uniform
Resource
Locator)
-
унифицированная
форма
записи адресов документов в сети Интернет.
Правила записи адреса в этой форме таковы,
что позволяют однозначно опреде-лить место
нахождения любого документа. Адрес URL
может
состоять из четырех полей: имени протокола,
имени компьютера, пути поиска документа
на этом компьютере и ссылки на определенное
место внутри документа.
Домашняя
страница (Home
Page) - основная
web-страница,
которая появляется первой при наличии соединения
и запуске программы.
Информационное
взаимодействие (ИВ) - деятельность, направ-ленная
на осуществление процесса передачи-приема
информа-ции, представленной в любом виде
(символы, графика, анима-ция, аудио- и видеоинформация),
при реализации обратной связи, развитых
средствах ведения интерактивного диалога
и обеспечении возможности сбора, обработки,
продуцирования, архиви-рования, передачи
и транслирования информации.
Информационное взаимодействие
образовательного назначения (ИВ ОН) в
условиях использования средств ИКТ
- деятельность, направленная
на сбор, обработку, применение и передачу
информации, которая осуществляется субъектами
образовательного процесса (обучающийся,
обучаемый, средство обучения, функ-ционирующее
на базе ИКТ), и обеспечивающая психолого-педагогическое
воздействие, ориентированное на развитие
креатив-ного (творческого) потенциала индивида,
формирование систе-мы знаний определенной
предметной области, комплекса умений
и навыков осуществления учебной деятельности,
в том числе по изучению закономерностей
предметной области.
Интерактивный
диалог -
взаимодействие
пользователя и программы (программно-аппаратной
системы), предполагающее обмен текстовыми
командами, запросами и ответами, приглашени-ями,
использование более развитых средств ведения
диалога (например, возможность задавать
вопросы в произвольной форме,
с
использованием ключевого слова, в форме
с ограниченным на-бором символов и др.);
при этом обеспечивается возможность выбора
вариантов содержания учебного материала
и режима ра-боты с ним. Интерактивный режим
взаимодействия пользователя с электронно-вычислительной
машиной (ЭВМ) отличается тем, что каждый
запрос пользователя вызывает ответное действие
программы и, наоборот, реакция последней
требует реакции пользователя.
Гипертекст
(Hyper-Text)
-
технология
обработки информации. Для этой технологии
характерно следующее: в иерархическую
базу данных помещаются участки обычного
текста (объекты) с возможными иллюстрациями;
между объектами устанавливаются именованные
связи; на экране дисплея помещается участок
текста, в котором объекту соответствует
визуальная пометка (специально выделенные
в тексте слова и окна), содержащая информацию
о данном объекте.
Гипермедиа
технологии - технологии,
аналогичные гипертек-стовым
технологиям, однако отличные от них тем,
что переход осуществляется не только с текстовых
данных на текстовые дан-ные, но и с текстовых
данных на другие данные - графические, звуковые,
видео и т.д.
Технология
мультимедиа -
информационная
технология, основанная на одновременном
использовании различных средств представления
информации и являющаяся совокупностью при-емов,
методов, способов и средств сбора, накопления,
обработ-ки, хранения, передачи и продуцирования
аудиовизуальной, текстовой, графической
информации в условиях интерактивного вза-имодействия
пользователя и информационной системы, реализующей
возможности мультимедийных операционных
сред. В обучении технологию мультимедиа
используют при создании и применении
программных средств образовательного назначения.
Ком-понентами таких программных средств
являются статические и анимированные изображения,
а также текстовая информация и видеоинформация
со звуковым сопровождением, которые созда-ют
информационно-предметную среду с большими
образователь-ными возможностями. Характерной
особенностью реализации мультимедийных образовательных
продуктов является объединение всех
их компонентов на одном материальном носителе,
на-пример на CD-
или DVD-диске.
Технология «Виртуальная
реальность» (Virtyal
reality)
- тех-нология
неконтактного информационного взаимодействия,
реализующая с помощью комплексных мультимедийных
операцион-ных
сред иллюзию непосредственного «вхождения»
и «присутствия» в реальном
времени и в стереоскопически представленном
экран-ном (виртуальном) мире с обеспечением
тактильных ощущений при взаимодействии пользователя
и объектов этого мира.
Технология телекоммуникации
-
совокупность приемов, методов,
способов и средств обработки, информационного
обмена, транспортировки и транслирования
информации, представлен-ной в любом виде
(символьная, текстовая, графическая информация,
аудио- и видеоинформация) с использованием
современных средств связи, которые обеспечивают
информационное взаи-модействие пользователей
как на локальном уровне (например, в рамках
одной организации или нескольких организаций),
так и на глобальном уровне, в том числе
в рамках Всемирной сети Ин-тернет.
Электронная
почта (e-mail)
-
сервис
Интернета, позволяющий практически
моментально передавать адресату, удаленному
на сколь угодно большие расстояния, текст,
графику, звук, ви-део- и программные продукты.
Электронные конференции
(«Электронные доски объявлений»)
-сервис
Интернета, предназначенный для коллективных
текстовых коммуникаций (массового информирования,
совместного об-суждения какой-либо темы).
Компьютерная визуализация
учебной информации -
наглядное
представление
на экране ЭВМ объекта, его составных частей
или их моделей, а при необходимости - представление
графической интерпретации исследуемой закономерности
изучаемого объекта или процесса (во всевозможных
ракурсах, деталях, с демонстра-цией внутренних
взаимосвязей составных частей) в развитии,
во временном и в пространственном движении.
Компьютерное
моделирование - представление
на экране ЭВМ модели
(математической, информационно-описательной,
наглядной), адекватной оригиналу изучаемого,
исследуемого объекта, или модели процесса.
База
данных (БД)
- совокупность данных, которая отобра-жает
состояние объектов и их отношений в данной
предметной области. БД обеспечивает использование
одних и тех же данных в различных приложениях,
допускает решение задач планирования, проектирования,
исследования и управления. Функциони-рование
БД обеспечивается системой управления базами
данных (СУБД).
База
знаний (БЗ)
- организованная совокупность знаний, пред-ставленная
в форме, допускающей автоматическое или
автоматизированное использование этих знаний
для решения заданного круга теоретических
и практических задач на основе реализации
возможностей средств информационных технологий.
Банк
данных (БД)
- совокупность всех массивов информации
длительного хранения, как правило, организованных
в библиотеки данных, а также программно-технических
средств, обеспечи-вающих ее накопление,
обновление, корректировку и использование.
|