ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
СПОРТИЗИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Одним из разделов развития
физической культуры является
спортизированное физическое
воспитания (СФВ) в
общеобразовательных школах,
среднее специальных, высших
учебных заведениях
Республики Казахстан.
Спортизированное физическое
воспитание -
суть обновление формы и
содержания физического
воспитания состоит в том, что
обучающиеся занимаются
добровольно выбранными видами
спорта
в учебно-тренировочных
группах,
в группах общей физической
подготовки. Занятия проводяться
в рамках учебного расписания 3
раза в неделю через день по 2
учебных часа.
Внедрение спортизированного
физического воспитания
предусматривает последовательное
этапное развитие процесса
обновления содержательной и
организационной структуры
физического воспитания.
Учащихся 9-х классов средних
школ необходимо предварительно
готовить к новой форме
организации физического
воспитания. В начале учебного
года один из уроков физической
культуры проводится с
постепенным наращиванием объёмов
тренирующих режимов в основной
части занятия. На этом этапе
ознакамливают с элементами
выбранного вида спорта.
В 10-11 классах учащиеся
согласно поданному заявлению на
имя директора школы переходят
заниматься в спортивные
учебно-тренировочные группы. Не
изъявившие желания занимаются в
спортивных группах
общефизической подготовки (ОФП).
С учётом физиологии человека, то
есть сенситивные периоды, так
как с 6 лет необходимо давать
упражнения на гибкость, с 8-9
лет должны давать упражнения на
скорость и ловкость, с 11-12 лет
на развитие выносливости и
только с 15 лет давать
упражнения на силу.
У школьников 15-16 лет создаются
морфологические и функциональные
предпосылки для овладения
практически любым видом
движений. Однако в этот период
необходимо более
дифференцированно подходить к
величине физической нагрузки в
зависимости от степени половой
зрелости подростка. С учетом
раздельного обучения юношей и
девушек за счёт объединения
однородных типологических 10-11
классов в учебно-тренировочные
группы в соответствии с
интересами, потребностями и
способностями учащихся.
В более раннем возрасте идёт
общая подготовка и спортивная
ориентация, в этом возрасте
незначительная, т.е. даются
только отдельные элементы
специализации.
К тому же у учащихся старших
классов более выраженная
мотивация заниматься каким-либо
видом спорта, но это не отменяет
возможности организовать
спортизированное физическое
воспитание и в младших классах.
Годовой объем часов
спортизированного физического
воспитания (СФВ).
№ п/п |
Части подготовки |
Количество часов |
1 |
Теоретическая подготовка |
4 |
2 |
Общая физическая
подготовка |
66 |
3 |
Специальная физическая
подготовка |
38 |
4 |
Технико-тактическая,
психологическая
подготовка |
112 |
5 |
Подготовка к
соревнованиям |
16 |
6 |
Контрольные и переходные
нормативы |
4 |
7 |
Всего часов |
240 |
Занятия проводятся в
учебно-тренировочных группах
(10-11 классах) и вынесены за
сетку часов учебного расписания
три раза в неделючерез день по 2
часа, всего 6 часов в неделю.
Оплата преподавателю
спортизированного физического
воспитания производится за счёт
3-х часов уроков физической
культуры однородных
типологических 10-11 классов,
объединенных в
учебно-тренировочные группы для
раздельного обучения юношей и
девушек,
при необходимости за счёт
детско-юношеского клуба
физической подготовки. (ДЮКФП).
На современном этапе развития
системы физического воспитания
школьников Республики Казахстан
цель и задачи ее определены в
различных правительственных
документах, государственном
стандарте по предмету
«Физическая культура».
Так, в «Государственной
программе развития физической
культуры и спорта Республики
Казахстан на 2007-2011 годы»
отмечается, что
«совершенствовать внешкольные
формы организации физической
культуры, дополняющие содержание
уроков физического воспитания в
общеобразовательной школе, путем
создания юношеских клубов;
рекомендовать
общеобразовательным школам
создание специализированных
классов по видам спорта с
продленным днем обучения и
углубленным учебно-тренировочным
процессом». Государственный
стандарт по предмету «физическая
культура» в качестве цели этого
предмета определяет «укрепление
здоровья, формирование знаний,
жизненно важных двигательных
умений и навыков, гармоничное
развитие личности в соответствии
с задачами нравственного,
трудового и эстетического
воспитания». По определению
И.И. Переверзина, цель
физического воспитания учащихся
современной школы - это
формирование высокого уровня
индивидуальной, личной
физической культуры школьника
как элемента здорового,
активного образа жизни
посредством регулярных занятий
физическими упражнениями и
спортом.
Анализ имеющихся исследований по
вопросам внедрения
спортизированного физического
воспитания свидетельствует о
наличии нескольких его
составляющих: изучение уровня
развития признаков физического
совершенства; эффективность
дополнительных тренировочных
уроков физической культуры:
педагогическая технология
спортивной ориентации детей:
социальные и психологические
аспекты совершенствования
физической активности детей;
программно-методическое
обеспечение учебного процесса по
физической культуре учащихся;
личностно-ориентированное
физическое воспитание, признание
приоритета самоценности
человека; уточнение цели и задач
физического воспитания
школьников в ракурсе
современного состояния мировой
практики его развития;
оптимальное сочетание различных
форм организации физического
воспитания школьников; контроль
за физической подготовленностью;
совершенствование физического
воспитания
школьников с учетом
региональных условий; мотивация
к занятиям физической
культурой; самостоятельные
занятия учащихся физическими
упражнениями; анализ программ по
физической культуре; оптимизация
развития физических качеств и
освоения двигательных действий;
планирование учебной работы по
физическому воспитанию
школьников.
Хотя в исследованиях
специалистов обосновано
научно-методическое обеспечение
отмеченных выше составляющих, на
наш взгляд, на современном этапе
требуют своего дальнейшего
изучения следующие вопросы:
а) изучение развития
программно - нормативных основ
системы физического воспитания
школьников;
б) исследование признаков
физического совершенства
школьников и факторов, их
определяющих;
в) определение современных
концептуальных подходов в
контексте совершенствования
процесса физического воспитания
школьников;
г) выявление состояния
реализации базовой и вариативной
части программы по физическому
воспитанию в старших классах
общеобразовательных школ;
д) изучение особенностей
мотивированности учащихся
старших классов к занятиям
физической культурой и спортом;
е) разработка технологии
внедрения спортизированного
физического воспитания в
общеобразовательных школах.
Акцентирование внимания на
отмеченные составляющие предмета
нашего исследования связано с
обобщением передового опыта
ведущих специалистов физической
культуры и спорта, так и
собственного опыта в качестве
руководителя Атырауского
регионального центра развития
физической культуры и спорта. С
принятием независимости
Республики Казахстан и переходом
на республиканскую типовую
программу по физическому
воспитанию в общеобразовательных
школах Атырауской области
специалистами физической
культуры были предложены
различные пути наполнения
содержания вариативной части
программного материала,
направленной на
совершенствование физического
воспитания школьников.
Так, Т.А.Ботагариевым была
разработана и внедрена в
практику комплексная
региональная программа
физического совершенствования
школьников,
основанная на взаимосвязанном
участии всех участников
физкультурной деятельности
(учителя физической культуры,
учителя-предметники, студенты,
школьники, директора
общеобразовательных школ,
методисты физического воспитания
институтов повышения
квалификации).
На современном этапе развития
процесса физического воспитания
школьников наблюдается тенденция
широкого внедрения в вариативную
часть восточных единоборств и
других видов спорта. На наш
взгляд, необходимо рациональное,
научно обоснованное включение
этих видов спорта во взаимосвязи
с другими элементами
учебно-воспитательного процесса
в рамках требований,
предъявляемым государственным
стандартом по предмету
«Физическая культура».
Как отмечает В.К. Бальсевич,
традиционный урок физической
культуры в рамках школьного
расписания не дает того
тренировочного эффекта, который
позволяет оптимально развивать
физические качества учащихся.
В связи с вышеотмеченным,
необходим научный поиск подходов
по оптимизации организации и
реализации инновационных
технологий, обеспечивающий
решение задачи повышения
оздоровительного эффекта
занятий, уровня функциональной,
физической подготовленности,
физического развития учащихся.
Годовая учебная нагрузка спортизированного
физического
воспитания для студентов высших
учебных заведении
Курсы
|
1 семестр |
2 семестр |
Итого часов |
В неделю |
В неделю |
1 курс |
6 часов
3 раза в неделю |
6 часов
3 раза в неделю |
180 |
2 курс |
4 часов
2 раза в неделю |
4 часов
2 раза в неделю |
120 |
3 курс |
4 часов
2 раза в неделю |
4 часов
2 раза в неделю |
120 |
4 курс |
2 часов
2 раза в неделю |
|
60 |
Примечание: - 1 урок – 100 мин
(50мин х 50 мин), 1 час 40
мин
-
В одном семестре 15
недель
В каждом курсе 30 недель
|