ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ОЗДРАВЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
С.И. Касымбекова
– д.п.н., профессор , C.С. Жекенов
– к.п.н., ЗРС
Ключевые
слова :
оздравление, население
В
целях реализации задач поставленных в
послании
Президента страны к народу Казакстана «Казахстан-2030»
по развертыванию общественной компании за
здоровый образ жизни коллегия Министерства
образования, здравоохранения и спорта Республики
Казахстан 20 ноября 1998 года приняла программу
оздоровления населения Республики Казахстан
средствами физической культуры и спорта.
Целенаправленное
использование средств физического воспитания
для решения задач физического образования
и практика обучения и воспитания населения
должны учитывать современные социально -
экономическое состояние государства, климатические
и географические особенности регионов Казахстана,
демографические особенности и характер трудовой
деятельности населения, а также перспективы
физического совершенствования человека.
Основными
направлениями оздровления населения Республики
Казахстан средствами физической культуры
и спорта является:
-
совершенствование дошкольного
и школьного базовогосодержания
занятия уровень физической дееспособности.
Выполнение детьми дошкольного возраста научно
– обоснованного оъема двигательной активности
10-12 часов в неделю;
-
совершенствование внешкольных
форм организации физической культуры, дополняющих
содержание фундаментальной части школьных
уроков, разработка современных вариантов
тренерующих программ для младших групп населения;
-
совершенствование системы
внекласных и внеурочных занятий учащейся
и студенческой молодежи, поддержка творческой
иницативы, саостоятельности и самодеятельности
в выборе средств активного отдыха, Учет
физиологических особенностей развития подростков,
введение раздельного обучения для мальчиков
и девочек, начиная с 5 класса. Выполнение
студенческой и учащейся молодежью объема
двигательной активности 8-10 часов в неделю;
-
внедрение физической культуры
и спорта в систему организации труда и отдыха
граждан, уселение оздровительного содержания
занятий по производственной гимнастике,
лечебной физкультуре, учет профессиональных
возрастных,образовательных особенностей
тудящихся в целях рационального использования
физических упражнений для продления срока
трудовой активности обеспечение условий
для выполнения объемов двигательной активности
в не рабочее время 3- 4,5 часов в неделю;
-
развитие профессионально-
прикладных видов спорта в целях профориентации
подготовки молодежи и подготовки юношей
к службе в армии;
-
разработка и внедрение в
систему современного физического воспитания
основнациональных традиций, связанных с
физической культурой, формами активного
отдыха, приближая их содержание к требованиям
традиционной физической культуры;
-
разработка мер по эффективному
использованию средств физической культуры
и спорта для оптимизации двигательного режима
лиц пожилого и пенсионного возрастов, с
целью стимулирования активного долголетия,
привличение нетрудоспособных граждан к занятиям
физической культурой;
-
создание
учебно – методических (объединений служб)
для изучения и апробации новаторских идей
в области физической культуры и спорта,
распростанении новых форм организации работы;
-
создание
в сельской местности центров просвещения,
культуры и спорта в системе общеобразовательной
школы, дома культуры, спорткомплекса и государственного
органа управления физической культурой и
спортом;
-
создание широкой сети центров здоровья,
спортивных клубов, физкультурно – оздровительных
групп, секций, диспансерных и консультативных
служб, лечебно- профилактических кабинетов
для платных услуг населению;
-
внедрение
Президентских тестов физической подготовленности
населения Республики Казахстан;
-
разработка
комплекса мер по пропаганде физической культурой
и спортом, как важного фактора здорового
образа жизни.
Программой
оздровления населения средствами физической
культуры и спорта определены задачи физического
воспитания населения, начиная с раннего
возраста до глубокой старости, которое предусматривает
физическое воспитание в семье, учреждениях
дошкольного образования, в общеобразовательных
учреждениях, учреждениях вышего профессионального
образования, трудовых коллективах, по месту
жительства и отдыха населения.
Всемирная
Ассамблея здровоохранения на XIII
сессии 1997 году поставила перед провительством
всех стран основную социальную цель в период
до конца XX
столетия: достижения людьми планеты такого
уровня здоровья, который позволит им вести
продуктивный в социальном и экономическом
плане образ жизни. Цель оказалась невыполнимой
во всемирном масштабе. Нереальной она стала
и в нашей стране, поскольку связана с распадом
системы здравоохранения Советского Союза.
Однако имеются основания полагать, что неудачи,
постигшие последнюю Всесоюзную программу
здоровья и Программу «здоровье населения
Казахстана» были обусловлены не только
политическими или экономическими факторами,
но и концептуальными просчетами и методологическими
ошибками. Первая причина этих неудач скрыта
в истинном значении термина «здравоохранения»,
подразумевающем только охрану здоровья народа,
что в конечном итоге сводит все программы
к предупреждению и лечению болезней. Вторая
причина заключается в надеждах на законодательную,
правовую и
экономическую
поддержку государством соответствующих отраслей
науки, в области медицины и общественных
институтов. Оказалось, что в условиях нестабильности
государственных структур практическая реализация
любых планов и праграмм возможна лишьв региональных
масштабах, но не во всей стране.
В
национальной программе США «Здоровье
народа» выделены три подхода к улучшению
стратуса общественного здоровья, три организующих
принципа, следующих друг за другом по степени
значимости: 1) обеспечение, «продвижение
здоровья»; 2) защита здоровья; 3)
профилактические медицинские службы. Такие
же принципы могли бы оказаться и основой
Казахстанской программы здоровья, но отсутствие
должного финансирования из государственного
бюджета оставляет шанс их реализации только
на муниципальном уровне или даже в отдельных
учреждениях.
Программа
ВОЗ здровоохранения «Здоровье для
всех» также предусматривает, что решение
всех вопросов, связанных с укреплением здоровья,
нужно искать дома, в школе, на предприятиях,
то есть там, где люди живут и трудиться.Следовательно,
задачусохранения и развития здоровья приходится
ставить в реальных условиях, которые не
могут быть улучшены. Поскольку прежние надежды
населения Казахстана на государственное
здравоохранение потеряли всякую целесообразность,
а новое отношение к собственному здоровью
еще не сформировалась, потребовалась новая
система, предусматривающая обучение здоровому
образу жизни с элементами самообразования.
Создание этой системы нуждается в методологическом
и методическом обеспечении на современном
научном уровне.
Понятие
здоровый образ жизни положено в основу науки
валеологии. Здоровый образ жизни объединяетвсе,
что способствует выполнению человеком профессиональных,
общественных и бытовых функций в оптимальных
для здоровья условиях и выражает ориентированность
деятельности личности в направлении формирования,
сохранения и укрепления как индивидуального,
так и общественного здоровья.
В
основе здорового образ жизни лежат как биологические,
так и социальные принципы. К биологическим
относятся :
-
возрастной образ жизни;
-
энергетический образ жизни;
-
укрепляющий образ жизни;
-
ритмичный образ жизни;
-
аскетный образ жизни;
К
социальным принципам можно отнести:
-
эстетический;
-
нравственный;
-
волевой;
-
самоограничительный.
Реализация
этих принципов весьма сложна, часто носит
противоречивый характер и не всегда приводит
к желаемому результату, что обусловлено
прежде всего тем, что в нашем государстве
пока еще не выражена
в
достаточной степени положительная мотивация
здоровья, что здоровье в обществе, в первую
очередь в силу низкой культуры, не встало
на первое место в иерархии человеческих
потребностей. И, очевидно, что самым главным
в реализации здоровья должен быть примат
человеческой ценности.
По
современным представлениям, в понятие здорового
образа жизни входят следующие составляющие
:
-
режим труда отдыха;
-
физическая активность, закаливание;
-
рациональное питание;
-
личная гигиена;
-
окружающая среда и здоровье;
-
репродуктивное здоровье;
-
профилактика вредных привычек.
Большой
интерес представляет региональная программа
пропаганды здорового образ жизни фонда Сорос6
составной частью которой является программа
обучению здоровому образ жизни6 предназначенная
для средних школ стран Центральной и Восточной
Европы (руководитель и разработчик программы
С. Шапиро) Главной идеей данной программы
служит представление здоровья как
«единого
целого», состоящего из взаимосвязанных
частей. Схематически эта идея представлена
в виде стилизованного цветка, стебель –
стережень которого отрожает духовный аспект
здоровья, а пять лепестков – соответственно
физический, эмоциональный, интелектуальный,
социальный и личностный аспекты.
Под
физическим аспектом понимают в первую очередь
физиологические процессы, протекающие в
организме; под интеллектуальным, то, как
усваивается информация, касающаяся здоровья.
Эмоциональный аспект означает понимание
своих чувств и умение выражать их. Социальный
аспект подразумевает осознание
|