ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОЗДРАВЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 

С.И. Касымбекова – д.п.н., профессор , C.С. Жекенов – к.п.н., ЗРС

 

 

   Ключевые слова : оздравление, население

 

      В целях реализации задач поставленных в  послании Президента страны к народу Казакстана «Казахстан-2030» по развертыванию общественной компании за здоровый образ жизни коллегия Министерства образования, здравоохранения и спорта Республики Казахстан 20 ноября 1998 года приняла программу оздоровления населения Республики Казахстан средствами физической культуры и спорта.

       Целенаправленное использование средств физического воспитания для решения задач физического образования и практика обучения и воспитания населения должны учитывать современные социально - экономическое состояние государства, климатические и географические особенности регионов Казахстана, демографические особенности и характер трудовой деятельности населения, а также перспективы физического совершенствования человека.  

      Основными направлениями оздровления населения Республики Казахстан средствами физической культуры и спорта является:

-         совершенствование дошкольного  и школьного базовогосодержания занятия уровень физической дееспособности. Выполнение детьми дошкольного возраста научно – обоснованного оъема двигательной активности 10-12 часов в неделю;

-                     совершенствование внешкольных форм организации физической культуры, дополняющих содержание фундаментальной части школьных уроков, разработка современных вариантов тренерующих программ для младших групп населения;

-                     совершенствование системы внекласных и внеурочных занятий учащейся и студенческой молодежи, поддержка творческой иницативы, саостоятельности и самодеятельности в выборе средств активного отдыха, Учет физиологических особенностей развития подростков, введение раздельного обучения для мальчиков и девочек, начиная с 5 класса. Выполнение студенческой и учащейся молодежью объема двигательной активности 8-10 часов в неделю;

-                     внедрение физической культуры и спорта в систему организации труда и отдыха граждан, уселение оздровительного содержания занятий по производственной гимнастике, лечебной физкультуре, учет профессиональных возрастных,образовательных особенностей тудящихся в целях рационального использования физических упражнений для продления срока трудовой активности обеспечение условий для выполнения объемов двигательной активности в не рабочее время 3- 4,5 часов в неделю;

-                     развитие профессионально- прикладных видов спорта в целях профориентации подготовки молодежи и подготовки юношей к службе в армии;

-                     разработка и внедрение в систему современного физического воспитания основнациональных традиций, связанных с физической культурой, формами активного отдыха, приближая их содержание к требованиям традиционной физической культуры;

-                     разработка мер по эффективному использованию средств физической культуры и спорта для оптимизации двигательного режима лиц пожилого и пенсионного возрастов, с целью стимулирования активного долголетия, привличение нетрудоспособных граждан к занятиям физической культурой;

   -   создание учебно – методических (объединений служб) для изучения и апробации новаторских идей в области физической культуры и спорта, распростанении новых форм организации работы;

 -     создание в сельской местности центров просвещения, культуры и спорта в системе общеобразовательной школы, дома культуры, спорткомплекса и государственного органа управления физической культурой и спортом;

  - создание широкой сети центров здоровья, спортивных клубов, физкультурно – оздровительных групп, секций, диспансерных и консультативных служб, лечебно- профилактических кабинетов для платных услуг населению;

-   внедрение Президентских тестов физической подготовленности населения Республики Казахстан;

-   разработка комплекса мер по пропаганде физической культурой и спортом, как важного фактора здорового образа жизни.

    Программой оздровления населения средствами физической культуры и спорта определены задачи физического воспитания населения, начиная с раннего возраста до глубокой старости, которое предусматривает физическое воспитание в семье, учреждениях дошкольного образования, в общеобразовательных учреждениях, учреждениях вышего профессионального образования, трудовых коллективах, по месту жительства и отдыха населения.

   Всемирная Ассамблея здровоохранения на XIII сессии 1997 году поставила перед провительством всех стран основную социальную цель в период до конца XX столетия: достижения людьми планеты такого уровня здоровья, который позволит им вести продуктивный в социальном и экономическом плане образ жизни. Цель оказалась невыполнимой во всемирном масштабе. Нереальной она стала и в нашей стране, поскольку связана с распадом системы здравоохранения Советского Союза. Однако имеются основания полагать, что неудачи, постигшие последнюю Всесоюзную программу здоровья и Программу «здоровье населения Казахстана» были обусловлены не только политическими или экономическими факторами, но и концептуальными просчетами и методологическими ошибками. Первая причина этих неудач скрыта в истинном значении термина «здравоохранения», подразумевающем только охрану здоровья народа, что в конечном итоге сводит все программы к предупреждению и лечению болезней. Вторая причина заключается в надеждах на законодательную, правовую и

экономическую поддержку государством соответствующих отраслей науки, в области медицины и общественных институтов. Оказалось, что в условиях нестабильности государственных структур практическая реализация любых планов и праграмм возможна лишьв региональных масштабах, но не во всей стране.

 В национальной программе США «Здоровье народа» выделены три подхода к улучшению стратуса общественного здоровья, три организующих принципа, следующих друг за другом по степени значимости: 1) обеспечение, «продвижение здоровья»; 2) защита здоровья; 3) профилактические медицинские службы. Такие же принципы могли бы оказаться и основой Казахстанской программы здоровья, но отсутствие должного финансирования из государственного бюджета оставляет шанс их реализации только на муниципальном уровне или даже в отдельных учреждениях.

 Программа ВОЗ здровоохранения «Здоровье для всех» также предусматривает, что решение всех вопросов, связанных с укреплением здоровья, нужно искать дома, в школе, на предприятиях, то есть там, где люди живут и трудиться.Следовательно, задачусохранения и развития здоровья приходится ставить в реальных условиях, которые не могут быть улучшены. Поскольку прежние надежды населения Казахстана на государственное здравоохранение потеряли всякую целесообразность, а новое отношение к собственному здоровью еще не сформировалась, потребовалась новая система, предусматривающая обучение здоровому образу жизни с элементами самообразования. Создание этой системы нуждается в методологическом и методическом обеспечении на современном научном уровне.

 Понятие здоровый образ жизни положено в основу науки валеологии. Здоровый образ жизни объединяетвсе, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

 В основе здорового образ жизни лежат как биологические, так и социальные принципы. К биологическим относятся :

- возрастной образ жизни;

- энергетический образ жизни;

- укрепляющий образ жизни;

- ритмичный образ жизни;

- аскетный образ жизни;

К социальным принципам можно отнести:

- эстетический;

- нравственный;   

- волевой;

- самоограничительный.

 

        Реализация этих принципов весьма сложна, часто носит противоречивый характер и не всегда приводит к желаемому результату, что обусловлено прежде всего тем, что в нашем государстве пока еще не выражена  в достаточной степени положительная мотивация здоровья, что здоровье в обществе, в первую очередь в силу низкой культуры, не встало на первое место в иерархии человеческих потребностей. И, очевидно, что самым главным в реализации здоровья должен быть примат человеческой ценности.

       По современным представлениям, в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие :

-         режим труда отдыха;

-         физическая активность, закаливание;

-         рациональное питание;

-         личная гигиена;

-         окружающая  среда и здоровье;

-         репродуктивное здоровье;

-         профилактика вредных привычек.

  Большой интерес представляет региональная программа пропаганды здорового образ жизни фонда Сорос6 составной частью которой является программа обучению здоровому образ жизни6 предназначенная для средних школ стран Центральной и Восточной Европы (руководитель и разработчик программы С. Шапиро) Главной идеей данной программы служит представление здоровья как  «единого целого», состоящего из взаимосвязанных частей. Схематически эта идея представлена в виде стилизованного цветка, стебель – стережень которого отрожает духовный аспект здоровья, а пять лепестков – соответственно физический, эмоциональный, интелектуальный, социальный и личностный аспекты.

 Под физическим аспектом понимают в первую очередь физиологические процессы, протекающие в организме; под интеллектуальным, то, как усваивается информация, касающаяся здоровья. Эмоциональный аспект означает понимание своих чувств и умение выражать их. Социальный аспект подразумевает осознание    

 

 

© 2010 г. Дизайн Даулетов Алпамыс Сырымович