КОМПЬЮТЕРНОЕ
И ИММИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО
ПРОЦЕССА
Касымбекова
С.И.-д.п.н.,профессор, Жекенов С.С.,- к.п.н.,
ЗРС,
Даулетов
А.С
Ключевые
слова: оптимизация,
моделирование, психо-физиологические показатели.
Еще в 1982 г. Х.
Тунг и А. Гупта привели следующее яркое
сравнение, иллюстрирующее высокие темпы
развития СВТ: «Если бы за последние
25 лет авиационная промышленность развивалась
столь же стремительно, как и вычислительная
техника, то Боинг–767 можно было бы приобрести
сегодня за 500 долл. и облететь на нем земной
шар за 20 мин, израсходовав при этом 19
л
горючего».
Эти слова, сказанные почти тридцать лет
назад, в настоящее время справедливы как
никогда. Их в полной мере можно применить
и к использованию информационных технологий
в решении задач, специфических для физической
культуры и спорта.
Не секрет, что оснащенность вычислительной
техникой различных учреждений физической
культуры и спорта на начало 90-х гг. была
весьма низкой. Об этом косвенно свидетельствует
количество публикаций, представленных различными
организациями по теме «Использование
информационных технологий в физической культуре
и спорте.
Благодаря использованию вычислительной
техники и привлечению квалифицированных
специалистов, кафедрами физвоспитания технических
вузов был решен ряд проблем, связанных с
оптимизацией процесса физического воспитания
студентов .
Несмотря на увеличение парка персональных
компьютеров, количество публикаций за последнее
десятилетие (2000–2010 гг.) увеличилось
ненамного. Это, однако, вовсе не означает
снижения интереса к данной тематике. По-видимому,
это связано со сложностью специфичных для
ФКиС проблем ,а также с трудностями, возникающими
при разработке прикладных программ.
Прогнозирование
спортивной специализации студентов на основе
имитационного моделирования
Известно,
что в ходе многолетних занятий избранным
видом спорта постепенно складывается динамическая
специализированная структура психических
процессов, психических состояний и спортивно
важных психических свойств личности спортсмена,
которая и обеспечивает результативность
его деятельности . На определенных этапах
подготовки спортсменов эта специализированная
структура может выступать в качестве модели
при спортивном прогнозировании, управлении
подготовленностью спортсмена, психологическом
сопровождении спортивной деятельности. Модельные
характеристики спортсменов нашли широкое
распространение при отборе и комплектовании
спортивных коллективов, на начальных этапах
подготовки, при формировании национальных
команд . Напомним, что спортивный отбор
- это система организационно-методических
мероприятий, включающих педагогические,
психологические, социологические и медико-биологические
исследования, на основе которых выявляют
способных детей, подростков и юношей для
специализации в определенном виде спорта
или в группе видов спорта
[1].
Известно,
что комплексный спортивный отбор включает
несколько этапов. На первом этапе преподаватели
и тренеры наиболее часто используют антропометрические
и функциональные характеристики. В различных
видах спорта разработаны свои маркеры, которые
обладают прогностическими значениями в плавании,
баскетболе, гимнастике, борьбе и т.д. Психические
функции и психофизиологические показатели
оцениваются
на более поздних этапах спортивного отбора.
Роль психофизиологические показатели
повышается
с ростом спортивной квалификации.
Физическое
воспитание в вузах, реализуемое по спортивному
принципу, и занятия в студенческих сборных
командах достаточно часто позволяют находить
талантливых спортсменов, которые за время
обучения в вузе проходят путь от новичка
до спортсмена высокой квалификации, поэтому
проблема отбора с учетом психофизиологические
показатели
-
весьма актуальна. Имитационное моделирование
может служить эффективным средством индивидуального
прогнозирования спортивной специализации
студентов
[3].
Таким
образом. Спортивная специализация предполагает
различную структуру психофизиологические
показатели
человека;
2.
Имитационное моделирование специализированной
структуры психических процессов, психических
состояний и спортивно важных психических
свойств личности спортсмена (психофизиологические
показатели ) можно эффективно использовать
при спортивном отборе для прогноза спортивной
специализации.
3.
Математические модели могут использоваться
для управления подготовленностью спортсменов,
в изучаемых видах спорта, при этом возможен
учет взаимокомпенсации психофизиологических
показателей у представителей этих видов
спорта, а также установление границ компенсации.
Литература
1.
С.С.Жекенов,
Р.К.Жубаншалиев, С.Д.Махамбетова, У.А.Нурекешова.
Методические рекомендации по решению проблем
организации физического воспитания и спорта
Атырауской области .
2.
http://www.weforum.org/pdf/gitr/2009/Rankings.pdf
3.
Шестаков
М.П. Искусственный
интеллект в спортивной науке XXI века
//Теория
и практика физ. культуры. 2000, № 7, с.
8-13
4.
Горанько
М.И., Кульназаров А.К., Канагатов Е.Б. Президентские
тесты физической подготовленности – основа
оздоровления населения РК. //аль-Фараби,
Алматы, 1997
5.
Волков
В.Ю. Компьютерные технологии в физической
культуре, оздоровительной деятельности и
образовательном процессе // Теория и практика
физической культуры. – 2001. – № 4. –С.
60-63.
6.
11.
Волков В.Ю. Компьютеры в образовании студентов
(физическая культура). Учебное пособие.
– СПб.: СПбГТУ, 1997.– 76 с.
Түйін
Осы
мақалада жаттығу барысында компьютерлік
және имитациялық үлгілеуді қолдану мәселелері
қарастырылып отыр.
|