ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

 

Кошаев М.Н.- д.п.н., профессор, Аубакиров С.Д.-ЗТР,

 Жекенов С.С., к.п.н., ЗРС, Даулетов А.С

 

На данный момент опыт информатизации органов государственной власти существует практически во всех развитых странах. Не останавливаясь на многочисленных примерах реализации концепции «электронного правительства» и автоматизации отдельных государственных сервисов, необходимо отметить, что примеров информатизации органов управления спортом практически не существует по следующим причинам:

         Регулирование физической культуры и спорта не осуществляется обособленным органом власти, Комитетом по спорту или иным органом;

         Слабая законодательная база;

         Вмешательство государства в процессы развития физкультуры спорта по сравнению с ситуацией в нашей республике значительно ниже и осуществляется оно в виде косвенных механизмов регулирования.

В последние годы использование информационно-коммуникационных технологий в органах государственного управления, по сути, сводится к реализации концепции так называемого «Электронного правительства» в той или иной степени. Уже сейчас мировой опыт показывает, что внедрение концепции электронного правительства дает гражданам доступ к высококачественным услугам госорганов и одновременно уменьшает стоимость этих услуг  [1,2].

В целом стандартизация создания, сопровождения и утилизации, а также унификация государственных автоматизированных систем, упрощение, сокращение числа и унификация бизнес-процессов госорганов:

         обеспечивают обслуживание граждан безотносительно к тому, как они вступают в контакт с госучреждением — по телефону, лично, через веб-сайт или другим способом;

         снижают расходы и упрощают взаимодействие бизнеса с правительством;

         сокращают правительственные операционные расходы;

         открывают доступ к госучреждениям людям с ограниченными физическими возможностями;

         повышают прозрачность и ответственность правительства.

Естественно, что из-за неравномерности экономического развития стран мира внедрение э-правительств в них находится на разных стадиях и в нем определены пять следующих основных последовательных стадий развития э-правительства:

1.     начальное появление — развернуто онлайновое присутствие правительственных учреждений во Всемирной паутине;

2.     расширенное присутствие — число правительственных сайтов постоянно увеличивается, а информация на них делается все более динамичной;

3.     интерактивное взаимодействие — пользователям предоставляются возможности загрузки типовых форм различных официальных документов, получения официальной электронной почты и организации взаимодействия через веб-сайт;

4.     проведение транзакций — пользователи могут реально осуществлять различные сделки (транзакции) с госучреждениями в онлайновом режиме;

5.     бесшовное взаимодействие — полная интеграция электронных услуг в пределах административных границ.

Роль информационно-коммуникационных технологий в административном управлении физической культурой и спортом

Обеспечивает выполнение следующих комплексов задач :

         контроль деятельности государственных учреждений подведомственной сети;

         формирование заданий государственным учреждениям подведомственной сети;

         мониторинг спортивно массовых мероприятий и спорта высших достижений;

         контроль подготовки спортивных мероприятий;

         планирование спортивных мероприятий;

         анализ подготовки спортсменов и проведения спортивных мероприятий;

         формирование отчетности.

Одним из важнейших условий  внедрения информационных и коммуникационных технологий в развитие физической культуры и спорта  и совершенствования системы управления спортом , совершенствования деятельности спортивных организаций должен стать переход на автоматизированное управление, суть которого заключается в разработке и внедрении во все звенья организационных структур информационных и телекоммуникационных технологий [3,4,5].

К сожалению, в настоящий момент учреждения спорта характеризуется низким уровнем использования информационно-коммуникационных технологий. Рассмотрим основные факторы, негативно влияющие на указанный параметр.

Такая постановка вопроса определяет актуальность задачи необходимости создания Автоматизированной информационной системы управления физической культуры и спорта (АИСУФКиС), предназначенной для:

         автоматизации функций сбора, систематизации, накопления, обработки, выдачи, отображения и передачи данных для их анализа;

         обобщения, выработки соответствующих управленческих решений, их доведения до потребителей; контроля их исполнения в органах управления всех уровней;

         автоматизации информационного обеспечения других характерных для спортивной отрасли видов деятельности;

         информационного взаимодействия с внешними автоматизированными системами, включая интеграцию в глобальную компьютерную сеть Интернет.

АИСУФКиС должна представлять собой интегрированную многоуровневую, территориально-распределенную автоматизированную систему. Она позволит построить единое информационное пространство органов управления спортом и других субъектов спортивной деятельности, организовать, таким образом, совместное использование поступающей и накопленной информации всеми участниками указанной сферы деятельности.

Участие органов, организаций и учреждений сферы спорта в процессах создания и эксплуатации АИСУФКиС позволит им решать следующие задачи: получать доступ к информационным ресурсам и использовать их для организации собственной деятельности; эффективно интегрироваться в национальное информационное пространство собственными ресурсами; совместно решать вопросы стандартизации представления и обмена информацией;осуществлять презентацию собственной деятельности; существенно сократить технологические затраты на создание собственных систем.

Назрела необходимость создания базы данных единой системы учета казахстанских  спортсменов. Создание паспорта спортсмена – документа единого образца, удостоверяющего спортивную принадлежность и квалификацию, а также содержащего иные сведения о спортсмене, имеющие отношение к его спортивной деятельности. К сожалению, до настоящего времени образец их не унифицирован, нет единой формы, не уточнен порядок ведения, учета и хранения. Введение единого спортивного паспорта позволит наладить учет спортсменов, улучшить мониторинг состояния их здоровья, прохождение ими учебно-тренировочной программы и их участие в соревнованиях  [5].

Такая система необходима для быстрого и удобного ведения статистики, быстрого поиска необходимой информации, замены старой бумажной системы регистрации спортсменов и персонала и содержала бы следующие данные.

1.     фамилия, имя, отчество спортсмена;

2.     пол;

3.     дата рождения;

4.     принадлежность к физкультурно-спортивной или иной организации;

5.     выбранные виды спорта и спортивные дисциплины;

6.     сведения о присвоении спортивных разрядов и спортивных званий;

7.            сведения о подтверждении выполнения норм и требований, необходимых для присвоения спортивных разрядов;

8.     отметка о прохождении спортсменом медицинских осмотров;

9.     результаты, достигнутые на спортивных соревнованиях;

10. сведения о спортивной дисквалификации;

11. сведения о государственных наградах и об иных формах поощрения;

12. фамилия, имя, отчество тренера;

13. иные связанные со спецификой выбранных видов спорта сведения.

 

Литература

1.     Кошаев М.Н. Конкуренция в сфере физкультуры и спорта // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - N 11 (33). - С. 47-50.

2.     Методические рекомендации по решению проблем организации физического воспитания и спорта Атырауской области С.С.Жекенов, Р.К.Жубаншалиев, С.Д.Махамбетова, У.А.Нурекешова.

3.     Волков В.Ю. Компьютерные технологии в физической культуре, оздоровительной деятельности и образовательном процессе // Теория и практика физической культуры. – 2001. – № 4. –С. 60-63.

4.     Волков В.Ю. Компьютеры в образовании студентов (физическая культура). Учебное пособие. – СПб.: СПбГТУ, 1997.– 76 с.

5.     Самсонова А.В., Козлов И.М., Таймазов В.А. От ЭВМ - к информационным технологиям //Теор. и практ. физ. культ., 2000, №11, с.9-15.

 

 

 

 

© 2010 г. Дизайн Даулетов Алпамыс Сырымович