ИНФОРМАЦИОННЫЕ
И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
Кошаев
М.Н.- д.п.н., профессор, Аубакиров С.Д.-ЗТР,
Жекенов
С.С., к.п.н., ЗРС, Даулетов А.С
На
данный момент опыт информатизации органов
государственной власти существует практически
во всех развитых странах. Не останавливаясь
на многочисленных примерах реализации концепции
«электронного правительства»
и автоматизации отдельных государственных
сервисов, необходимо отметить, что примеров
информатизации органов управления спортом
практически не существует по следующим причинам:
•
Регулирование
физической культуры и спорта не осуществляется
обособленным органом власти, Комитетом по
спорту или иным органом;
•
Слабая
законодательная база;
•
Вмешательство
государства в процессы развития физкультуры
спорта по сравнению с ситуацией в нашей
республике значительно ниже и осуществляется
оно в виде косвенных механизмов регулирования.
В
последние годы использование информационно-коммуникационных
технологий в органах государственного управления,
по сути, сводится к реализации концепции
так называемого «Электронного правительства»
в той или иной степени. Уже сейчас мировой
опыт показывает, что внедрение концепции
электронного правительства дает гражданам
доступ к высококачественным услугам госорганов
и одновременно уменьшает стоимость этих
услуг
[1,2].
В
целом стандартизация создания, сопровождения
и утилизации, а также унификация государственных
автоматизированных систем, упрощение, сокращение
числа и унификация бизнес-процессов госорганов:
•
обеспечивают
обслуживание граждан безотносительно к тому,
как они вступают в контакт с госучреждением
— по телефону, лично, через веб-сайт или
другим способом;
•
снижают
расходы и упрощают взаимодействие бизнеса
с правительством;
•
сокращают
правительственные операционные расходы;
•
открывают
доступ к госучреждениям людям с ограниченными
физическими возможностями;
•
повышают
прозрачность и ответственность правительства.
Естественно,
что из-за неравномерности экономического
развития стран мира внедрение э-правительств
в них находится на разных стадиях и в нем
определены пять следующих основных последовательных
стадий развития э-правительства:
1.
начальное
появление — развернуто онлайновое присутствие
правительственных учреждений во Всемирной
паутине;
2.
расширенное
присутствие — число правительственных сайтов
постоянно увеличивается, а информация на
них делается все более динамичной;
3.
интерактивное
взаимодействие — пользователям предоставляются
возможности загрузки типовых форм различных
официальных документов, получения официальной
электронной почты и организации взаимодействия
через веб-сайт;
4.
проведение
транзакций — пользователи могут реально
осуществлять различные сделки (транзакции)
с госучреждениями в онлайновом режиме;
5.
бесшовное
взаимодействие — полная интеграция электронных
услуг в пределах административных границ.
Роль
информационно-коммуникационных технологий
в административном управлении физической
культурой и спортом
Обеспечивает
выполнение следующих комплексов задач :
•
контроль
деятельности государственных учреждений
подведомственной сети;
•
формирование
заданий государственным учреждениям подведомственной
сети;
•
мониторинг
спортивно массовых мероприятий и спорта
высших достижений;
•
контроль
подготовки спортивных мероприятий;
•
планирование
спортивных мероприятий;
•
анализ
подготовки спортсменов и проведения спортивных
мероприятий;
•
формирование
отчетности.
Одним
из важнейших условий
внедрения
информационных и коммуникационных технологий
в развитие физической культуры и спорта
и
совершенствования системы управления спортом
, совершенствования деятельности спортивных
организаций должен стать переход на автоматизированное
управление, суть которого заключается в
разработке и внедрении во все звенья организационных
структур информационных и телекоммуникационных
технологий [3,4,5].
К
сожалению, в настоящий момент учреждения
спорта характеризуется низким уровнем использования
информационно-коммуникационных технологий.
Рассмотрим основные факторы, негативно влияющие
на указанный параметр.
Такая
постановка вопроса определяет актуальность
задачи необходимости создания Автоматизированной
информационной системы управления физической
культуры и спорта (АИСУФКиС), предназначенной
для:
•
автоматизации
функций сбора, систематизации, накопления,
обработки, выдачи, отображения и передачи
данных для их анализа;
•
обобщения,
выработки соответствующих управленческих
решений, их доведения до потребителей; контроля
их исполнения в органах управления всех
уровней;
•
автоматизации
информационного обеспечения других характерных
для спортивной отрасли видов деятельности;
•
информационного
взаимодействия с внешними автоматизированными
системами, включая интеграцию в глобальную
компьютерную сеть Интернет.
АИСУФКиС
должна представлять собой интегрированную
многоуровневую, территориально-распределенную
автоматизированную систему. Она позволит
построить единое информационное пространство
органов управления спортом и других субъектов
спортивной деятельности, организовать, таким
образом, совместное использование поступающей
и накопленной информации всеми участниками
указанной сферы деятельности.
Участие
органов, организаций и учреждений сферы
спорта в процессах создания и эксплуатации
АИСУФКиС позволит им решать следующие задачи:
получать доступ к информационным ресурсам
и использовать их для организации собственной
деятельности; эффективно интегрироваться
в национальное информационное пространство
собственными ресурсами; совместно решать
вопросы стандартизации представления и обмена
информацией;осуществлять презентацию собственной
деятельности; существенно сократить технологические
затраты на создание собственных систем.
Назрела
необходимость создания базы данных единой
системы учета казахстанских
спортсменов.
Создание паспорта спортсмена – документа
единого образца, удостоверяющего спортивную
принадлежность и квалификацию, а также содержащего
иные сведения о спортсмене, имеющие отношение
к его спортивной деятельности. К сожалению,
до настоящего времени образец их не унифицирован,
нет единой формы, не уточнен порядок ведения,
учета и хранения. Введение единого спортивного
паспорта позволит наладить учет спортсменов,
улучшить мониторинг состояния их здоровья,
прохождение ими учебно-тренировочной программы
и их участие в соревнованиях
[5].
Такая
система необходима для быстрого и удобного
ведения статистики, быстрого поиска необходимой
информации, замены старой бумажной системы
регистрации спортсменов и персонала и содержала
бы следующие данные.
1.
фамилия,
имя, отчество спортсмена;
2.
пол;
3.
дата
рождения;
4.
принадлежность
к физкультурно-спортивной или иной организации;
5.
выбранные
виды спорта и спортивные дисциплины;
6.
сведения
о присвоении спортивных разрядов и спортивных
званий;
7.
сведения
о подтверждении выполнения норм и требований,
необходимых для присвоения спортивных разрядов;
8.
отметка
о прохождении спортсменом медицинских осмотров;
9.
результаты,
достигнутые на спортивных соревнованиях;
10.
сведения
о спортивной дисквалификации;
11.
сведения
о государственных наградах и об иных формах
поощрения;
12.
фамилия,
имя, отчество тренера;
13.
иные
связанные со спецификой выбранных видов
спорта сведения.
Литература
1.
Кошаев
М.Н. Конкуренция в сфере физкультуры и спорта //
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.
- 2007. - N 11 (33). - С. 47-50.
2.
Методические
рекомендации по решению проблем организации
физического воспитания и спорта Атырауской
области С.С.Жекенов, Р.К.Жубаншалиев, С.Д.Махамбетова,
У.А.Нурекешова.
3.
Волков
В.Ю. Компьютерные технологии в физической
культуре, оздоровительной деятельности и
образовательном процессе // Теория и практика
физической культуры. – 2001. – № 4. –С.
60-63.
4.
Волков
В.Ю. Компьютеры в образовании студентов
(физическая культура). Учебное пособие.
– СПб.: СПбГТУ, 1997.– 76 с.
5.
Самсонова
А.В., Козлов И.М., Таймазов В.А. От ЭВМ
- к информационным технологиям //Теор. и
практ. физ. культ., 2000, №11, с.9-15.
|