Применение
компьютерных и информационных технологий
в развитии физической культуры и спорта
Кошаев
М.Н.-д.п.н.,профессор, Ботагариев Т.А.-д.п.н.,
профессор,
Жекенов
С.С.,- к.п.н., ЗРС, Даулетов А.С
Трудно
переоценить роль внедрения информационных
технологий и возможностей использования
компьютеров в развитие физической культуры
и спорта. Информационные технологии служат
базисом для интеграции усилий различных
спортивных специалистов и являются надежным
средством для повышения спортивных результатов.
"Государственная
программа развития физической культуры и
спорта в Республике Казахстан на 2007 -
2011 годы
"в
числе приоритетных направлений выделяет
«Уровень современного спорта достиг
такой стадии своего развития, когда важная
роль в повышении спортивных результатов
отводится новым подходам, основанным на
научных и инженерных изысканиях»
С
началом бурного развития компьютерных технологий
в начале двадцать первого века и проникновением
их в различные сферы деятельности человека
практически невозможно говорить о полноценном
развитии спорта без использования тех широких
возможностей, которые представляют современные
компьютеры.
Сделаем
немного рекурс назад в истории «В
2003 году в историческом здании Смольного,
где проходил международный конгресс, перед
представителями четырех десятков стран мира
Анатолий Кожекенович Кульназаров выступил
со своим докладом «Проблемы укрепления
здоровья современной молодежи» и познакомил
их с основными положениями доклада «Влияние
соревнований в условиях среднегорья на кислотно-щелочное
состояние крови у высококвалифицированных
горнолыжников». За свой доклад наш
ученый получил золотую медаль Петровской
академии спорта и искусств, а затем было
оглашено решение ученого совета, датированное
еще 24
апреля 2003 года,
об избрании А. К. Кульназарова действительным
членом академии» [http://www.kazpravda.kz/print.php?lang=rus&chapter=1001092600]
тогда закладывался акцент на такой проблеме,
как необходимость усиления внимания к здоровью
нации и пересмотр многих взглядов под меняющийся
мир.
«Пекинская
Олимпиада показала, что без должного
внимания к науке не добьешься
желаемого результата. Прошли те времена,
когда одной грубой силой можно было достичь
локальных результатов. Мы тоже не стоим
на месте. Сейчас мы тесно сотрудничаем
с ведущими мировыми державами, у которых
спортивная наука далеко ушла вперед»
[Анатолий Кульназаров, http://sportprim.region.kz/389]
По
данным Национального научно-практического
центра физической культуры (ННПЦФК) Министерства
образования и науки РК в секциях и спортивных
школах в настоящее время занимается менее
10% детей, а в спорте высших достижений
занято лишь 0,2% в возрасте от 16 до 25
лет. Над казахстанской нацией сейчас нависла
серьезная опасность. Граждане республики
в годы реформ находились в состоянии затяжного
психоэмоциального стресса, что привело к
росту депрессии, суицида, антисоциальных
вспышек, преступности, алкоголизма, табакокурения,
наркомании. Так, количество больных наркоманией
и токсикоманией за последние 10 лет увеличилось
в
8
раз и превышает 425 тысяч человек. А по
результатам экспертных исследований – их
более 1,5 миллиона. Каждый третий наркоман
– подросток. В прошедшем году число юношей,
освобожденных от призыва в армию в связи
с психическими расстройствами, составило
130 тысяч, а в связи с наркоманией – более
16 тысяч [2,3,4,5].
Высокоскоростные
вычислительные машины с мощными базами данных,
глобальные компьютерные и информационные
сети и многофункциональное программное обеспечение
создают условия для нового подхода к развитию
физической культуры и спорта.
В
настоящей статье мы, исходя из богатого
мирового опыта применения информационных
технологий с целью повышения спортивных
результатов, представляем различные направления
и методы применения информационных технологий
в развитии
физической
культуры и спорта и возможности их применения
с участием специалистов разного профиля:
тренеров, специалистов физического воспитания,
спортсменов, физиологов, биологов, психологов,
IT специалистов.
Казахстанская
наука тоже не остается в стороне от этих
глобальных процессов происходящих в мире,
так например «под
руководством д.п.н. АПН, профессора
Г.Д. Иванова проводятся исследования на
компьютере скрытых закономерностей формирования
спортивной подготовленности, динамики их
физического и функционального состояния,
включающие методы разработки математического
моделирования тренировочного процесса
спортсменов
[2,3,4,5].
С
этой целью разработаны соответствующее программное
обеспечение и математические методы
обработки информации для анализа и совершенствования
эффективности работы спортсменов и специалистов,
результаты которого позволяют обеспечить
специалистов и спортсменов методическим
аппаратом для объективного анализа результатов
спортивного, медицинского, педагогического
и психологического обследования спортсменов
и выработки, надежных научно обоснованных
практических рекомендаций» [4]
Согласно
рейтингу Международного союза электросвязи
за 2007-2008 гг. Казахстан лидирует среди
стран Центральной Азии, опережая такие страны
как Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан,
Узбекистан и занимает 73 место. [5]
В
Отчете Всемирного экономического форума
по информационным технологиям представлен
рейтинг 127 развитых и развивающихся стран
мира по уровню развития ИКТ. Оценка осуществлялась
на основании 3-х критериев:
·
наличие
в стране условий, способствующих распространению
и развитию информационно-коммуникационных
технологий, что предполагает оценку бизнес-среды,
законодательных аспектов и инфраструктуры;
·
уровень
возможностей и готовности к использованию
информационно-коммуникационных технологий
ключевыми стейкхолдерами – населением, бизнесом
и государством;
·
реальный
уровень использования информационно-коммуникационных
технологий.
Можно
выделить основные направления применения
информационных технологий в физической
культуре
и спорта:
·
Создание
и применение высококачественных интерактивных
мультимедийных цифровых учебных пособий:
на примере видеозаписей упражнений в исполнении
спортсменов международного класса. Будущие
спортсмены могут анализировать технику исполнения
этих упражнений с использованием достижений
цифровых технологий;
·
Получение
различной справочной информации в сетях
Internet: Постоянно обновляемые базы данных
позволяют получить необходимую информацию
в короткие сроки и быть в курсе всех спортивных
новостей и достижений, а также являются
источником сведений о новейших спортивных
технологиях;
·
Исследование
биомеханики двигательной деятельности человека
во время спортивных тренировок и соревнований:
современные оптические системы, технология
видеозахвата, трехмерное сканирование для
определения параметров движения спортсмена
являются эффективным средством для выявления
недостатков в подготовке спортсмена и разработке
методов по их устранению;
·
Психологические
компьютерные тесты для определения реакции
и концентрации внимания спортсмена: подобные
тесты позволяющие выявить слабые стороны
спортсменов в сжатые сроки в ходе сравнительного
и статистического анализа (со спортсменами
высокой квалификации). Психологические компьютерные
тесты характеризуются высокой эффективностью
и экономичностью;
·
Разработка
программных тренажеров-стимуляторов с целью
более глубокого научного изучения тех или
иных спортивных процессов: тренажеры-стимуляторы
дают возможность изучения спортивных ситуаций,
отличающихся особенной сложностью и требующих
глубокого анализа;
·
Компьютерное
моделирование спортивных упражнений и определения
оптимальных параметров их выполнения: современные
мощные компьютеров дают возможность в доли
секунды определить необходимые параметры
и рассчитать траектории движения центров
тяжести частей тел спортсмена;
·
Статистические
исследования: анализы опросов, составленных
специалистами высокой квалификации, позволяющие
быстро и эффективно определить проблемы
спортивного питания, здорового сна и некоторых
других показателей физиологии спортсменов.
Очевидно,
что использование информационных технологий
создает абсолютно новые возможности для
развития физической культуры и спорта. Причем,
для повышения спортивных результатов целесообразно
использовать не отдельно взятый метод, а
применять комплексный научный подход. Например,
можно эффективно сочетать биомеханические,
психологические и статистические тесты с
соответственной корреляцией с физиологическими
показателями спортсменов [5].
Условно
вышеперечисленные направления применения
информационных технологий для развития физической
культуры и спорта можно разделить на три
группы:
1.
Справочно-методические:
разработка мультимедийных пособий, создание
информационных ресурсов баз данных;
2.
Связанные
с изучением физических аспектов организма
спортсмена: биомеханическое, психологическое
и статистическое направления;
3.
Аналитические:
моделирование спортивных движений и создание
компьютерных тренажеров-стимуляторов.
Вышеуказанные
все три группы связаны между собой и предполагают
участие специалистов и ученых различных
квалификации и направлений: тренеров, физиологов,
биомехаников, медиков, ИТ-специалиста, психологов
и биологов. В ходе комплексного подхода
происходит обмен опытом между представителями
различных профессий, что, несомненно ведет
к достижению более высоких спортивных результатов.
Литература
1.
Закон
Республики Казахстан от 2
декабря 1999
г.
№490-1 «О физической культуре и спорте»
с изменениями Закона РК от 04.07.03
г. № 471-2
2.
Основы
здорового образа жизни: Л.И.Орехов, А.К.Кульназаров,
В.А. Сорокин, Е.Л.Караваева.изд. «Арыс»
2007.
3.
М.Н.
Кошаев, Л.И. Орехов, Ж.О. Ильясов .,О мерах
по развитию физического воспитания молодежи
// Ученые записки
университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007.
- N 12 (34). - С. 74-77.
4.
Кошаев
М.Н. Конкуренция в сфере физкультуры и спорта //
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.
- 2007. - N 11 (33). - С. 47-50.
5.
Методические
рекомендации по решению проблем организации
физического воспитания и спорта Атырауской
области С.С.Жекенов, Р.К.Жубаншалиев, С.Д.Махамбетова,
У.А.Нурекешова.
|