ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ
С.С.
Жекенов - к.п.н., зрс.
Атырауский
региональный центр развития физической культуры
и спорта
Ключевая
слова: информационные,
коммуникационные, моделирование.
В
XXI веке в Республике Казахстан, как и во
всем мире, происходят качественные изменения
во всех сферах человеческой жизни. Важную
роль в этих преобразованиях играют стремительное
развитие научно-технического прогресса,
глобальная технологизация и информатизация
стран мирового сообщества.
В
конце XX - начале XXI в. произошел переход
развитых стран от индустриального общества
к информационному. Термин «информационное
общество» появился во второй половине
60-х гг. XX в. Наряду с ним используются
и другие термины: «информационный
век», «общество знания»,
«технотронное общество», «инфосфера»,
«постиндустриальное общество»
и ряд других. Во многом по своему значению
они совпадают с понятием «информационное
общество», однако не обладают его
широтой и универсальностью. Поэтому в настоящее
время термин «информационное общество»
является наиболее распространенным.
В
связи с этим предъявляются определенные
требования к системе образования, образовательному
процессу, общей коммуникативной и информационной
культуре педагога и тренера, а также к информационным
технологиям обучения и тренировки, формам
и методам их внедрения на уроках физической
культуры, спортивно-ориентированного (спортизированного)
физического воспитания в общеобразовательных
школах.
Удовлетворение
этих требований должно привести к созданию
принципиально новой информационной культуры,
предполагающей наличие умения использовать
соответствующим образом весь набор информационных
технологий в своей профессиональной деятельности.
Для
свободной ориентации в информационных потоках
современный специалист любого профиля должен
уметь получать, обрабатывать и использовать
информацию с помощью компьютера, телекоммуникаций
и других средств информационных технологий.
Таким
образом, вопросы овладения современными
информационными и коммуникационными технологиями
и их использования становятся одним из основных
компонентов профессиональной подготовки
любого специалиста, в том числе и специалиста
в области физической культуры и спорта.
Это требует разработки и внедрения в учебный
процесс профессионально ориентированных
программных и программно-педагогических
средств и курсов, направленных на овладение
необходимыми знаниями, а также накопления
личного опыта их использования в профессионально-педагогической
и спортивной деятельности.
Решая
задачи информатизации учебного процесса,
следует четко определить следующее:
-
где
и с какой целью использовать возможности
персонального компьютера, информационных
и коммуникационных технологий;
-
какие
программные продукты должны обеспечить решение
задач информатизации учебно-тренировочного
процесса;
-
как
создавать и использовать в профессионально-педагогической
деятельности специалистов по физической
культуре и спорту программно-педагогические
средства;
-
каким
образом вести поиск, обработку, хранение,
передачу и представление учебной и научно-методической
информации в области физической культуры
и спорта средствами современных информационных
и коммуникационных технологий.
Основные
направления использования информационных
и коммуникационных технологий в физической
культуре и спорте прежде всего связаны:
-
с
развитием личности и подготовкой будущих
специалистов к комфортной жизни в условиях
информационного общества;
-
с
реализацией социального заказа на специалистов
в области физической культуры и спорта,
обусловленного информатизацией сферы физической
культуры и спорта;
-
с
интенсификацией всех уровней учебно-воспитательного
и тренировочного процессов.
С
учетом этого можно выделить направления
использования информационных и коммуникационных
технологий в физической культуре и спорте.
Итак, информационные и коммуникационные
технологии применяются:
-
в
качестве средства обучения, совершенствующего
процесс преподавания и повышающего его эффективность.
При этом реализуются возможности программнометодического
обеспечения современных компьютеров в целях
сообщения знаний, моделирования учебных,
тренировочных и соревновательных ситуаций,
осуществления контроля над результатами
обучения;
-
в
качестве средства информационно-методического
обеспечения и управления учебно-воспитательным
и организационным процессом в учебных заведениях,
спортивных организациях и т. п.;
-
в
качестве средства автоматизации процессов
контроля, коррекции результатов учебно-воспитательной
и учебно-тренйровочной деятельности и компьютерного
тестирования физического, умственного, функционального
и психологического состояний занимающихся;
-
в
качестве средства автоматизации процессов
обработки результатов соревнований и научных
исследований;
-
в
качестве средства организации интеллектуального
досуга, развивающих игр;
-
в
рекламной, издательской и предпринимательской
деятельности в сфере физической культуры
и спорта;
-
при
организации мониторинга физического состояния
и здоровья различных контингентов занимающихся.
Информационные
и коммуникационные технологии в организации
учебного процесса.
Использование
информационных и коммуникационных технологий
в учебном процессе на занятиях физической
культурой представляет определенный интерес,
так как в будущем можно будет оценить их
преимущества и освоить методику их применения
в своей профессиональной деятельности.
Внедрение
новых информационных технологий обучения
позволяет осуществить: сообщение знаний,
контроль (самоконтроль) за ходом их усвоения,
демонстрацию иллюстративного материала как
в статике, так и в динамике; сопоставление
биомеханических характеристик двигательного
действия, выполняемого спортсменом (учащимся,
студентом), и указаний о дальнейшем обучении
в зависимости от проявленных расхождений
с эталоном исполнения (образцом); хранение
информации в виде банков данных с конспектами
занятий, документами планирования, карточек
подвижных игр, списков литературы, обучающих
и контролирующих программ, комплексов обшеразвивающих
упражнений; контроль, учет и анализ динамики
физического развития детей (мониторинг);
математико-статистическую обработку результатов
исследований; моделирование педагогического
процесса и т.п.
Новые
информационные технологии обучения предусматривают
следующее: программно-методическое обеспечение
учащихся дидактическими материалами нового
типа, наличие современных технических средств
(дисплейных классов, обучающих систем на
базе ЭВМ, мультимедийных проекторов, выхода
в Интернет и т.д.), перераспределение функций
управления
познавательной деятельностью между учителями,
учениками и компьютерами. Все это требует
новых профессионально-педагогических подходов
к подготовке учеников.
Определенный
интерес представляют структура и функциональные
возможности мультимедийных контролирующих
и обучающих программ. Контроль знаний и
умений является важным звеном учебного процесса:
именно по его результатам можно судить об
эффективности обучения. Преподаватель на
основе данных контроля получает информацию
о результатах своей работы (обратная связь)
и при необходимости может внести в нее коррективы.
Для обучаемого такие данные служат оценкой
его работы.
Использованная
литература
-
Кошаев
М.Н. Конкуренция в сфере физкультуры и спорта
// Ученые записки университета имени П.Ф.
Лесгафта. - 2007. - N
11
(33). - С. 47-50.
-
Жекенов
С.С., Жубаншалиев Р.К., Махамбетова С.Д.,
Нурекешова У.А. Методические рекомендации
по решению проблем организации физического
воспитания и спорта Атырауской области.
-
Волков
В.Ю. Компьютерные технологии в физической
культуре, оздоровительной деятельности и
образовательном процессе // Теория и практика
физической культуры. - 2001.-№4.-С. 60-63.
-
Волков
В.Ю. Компьютеры в образовании студентов
(физическая культура). Учебное пособие.
- СПб.: СПбГТУ, 1997. - 76 с.
-
Самсонова
А.В., Козлов И.М., Таймазов В.А. От ЭВМ
– к
информационным
технологиям // Теор. и практ. физ. культ.
- 2000. - №11. -С. 9-15.
Түйін
Осы
мақалада дене
шынықтыруда ақпараттық
техналогияны
қолдану
мәселері көтеріліп отыр.
|