ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СПОРТИЗИРОВАННОГО
ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
С.С. Жекенов - к.п.н., зрс.
Атыраускнй региональный центр развития физической культуры и спорта
Ключевые слова: спортизирование, сенситивные,
морфологические.
Одним из разделов развития физической культуры и спорта является
спортизированное физическое воспитания (СФВ)
в общеобразовательных школах Республики
Казахстан.
Спортизированное физическое воспитание (обновление формы и содержания
физического воспитания) состоит в том, что
обучающиеся занимаются в тренировочных группах
спортивной гимнастики, волейбола, баскетбола,
настольного тенниса, спортивных единоборств,
лыжного спорта, в группах общей физической
подготовки. Занятия вынесены за сетку часов
учебного расписания и проводятся 3 раза
в неделю через день по 2 учебных часа.
Внедрение спортизированного физического воспитания предусматривает
последовательное этапное развитие процесса
обновления содержательной и организационной
структуры физического воспитания.
Учащихся 9-х классов средних школ необходимо предварительно готовить
к новой форме организации физического воспитания.
В начале учебного года один из уроков физической
культуры проводится с постепенным наращиванием
объёмов тренирующих режимов в основной части
занятия. На этом этапе ознакамливают с элементами
выбранного вида спорта.
В 10-12 классах учащиеся согласно поданному
заявлению на имя директора школы переходят
заниматься в спортивные учебно-тренировочные
группы. Не изъявившие желания занимаются
в спортивных группах общефизической подготовки
(ОФП)
С учётом физиологии человека, то есть сенситивные
периоды, так как с 6 лет необходимо давать
упражнения на гибкость, с 8-9 лет должны
давать упражнения на скорость и ловкость,
с 11-12 лет на развитие выносливости и только
с 15 лет давать упражнения на силу.
У школьников 15-16 лет создаются морфологические
и функциональные предпосылки для овладения
практически любым видом движений. Однако
в этот период необходимо более дифференцированно
подходить к величине физической нагрузки
в зависимости от степени половой зрелости
подростка. С учетом раздельного обучения
юношей и девушек за счёт объединения однородных
типологических 10-12 классов в учебно-тренировочные
группы в соответствии с интересами, потребностями
и способностями учащихся.
В более раннем возрасте идёт общая подготовка
и спортивная ориентация, в этом возрасте
незначительная, т.е. даются только отдельные
элементы специализации. К тому же у учащихся
старших классов более выраженная мотивация
заниматься каким-либо видом спорта, но это
не отменяет возможности организовать спортизированное
физическое воспитание и в младших классах.
Годовой
объем часов спортизированного физического
воспитания (СФВ).
№
п/п
|
Части подготовки
|
Количество
часов
|
1
|
Теоретическая подготовка
|
4
|
2
|
Общая физическая подготовка
|
66
|
3
|
Специальная физическая подготовка
|
38
|
4
|
Т ехнико-тактическая, психологическая
подготовка
|
112
|
5
|
Подготовка к соревнованиям
|
16
|
6
|
Контрольные и переходные нормативы
|
4
|
7
|
Всего часов
|
240
|
Занятия проводятся в учебно-тренировочных группах
(10-12 классах) и вынесены за сетку часов
учебного расписания три раза в неделю через день по 2 часа, всего 6 часов в неделю. Оплата преподавателю
спортизированного физического воспитания
производится за счёт 3-х часов уроков физической
культуры однородных типологических 10-12
классов, объединенных в учебно-тренировочные
группы для раздельного обучения юношей и
девушек.
На современном этапе развития системы физического воспитания школьников
Республики Казахстан цель и задачи ее определены
в различных правительственных документах,
государственном стандарте по предмету «Физическая
культура». Так, в «Государственной
программе развития физической культуры и
спорта Республики Казахстан на 2007-2011
годы» отмечается, что «совершенствовать
внешкольные формы организации физической
культуры, дополняющие содержание уроков
физического воспитания в общеобразовательной
школе, путем создания юношеских клубов;
рекомендовать общеобразовательным школам
создание специализированных классов по видам
спорта с продленным днем обучения и углубленным
учебно-тренировочным процессом». Государственный
стандарт по предмету «физическая культура»
в качестве цели этого предмета определяет
«укрепление здоровья, формирование
знаний, жизненно важных
двигательных
умений и навыков, гармоничное развитие личности
в соответствии с задачами нравственного,
трудового и эстетического воспитания».
По определению И.И. Переверзина, цель физического
воспитания учащихся современной школы -
это формирование высокого уровня индивидуальной,
личной физической культуры школьника как
элемента здорового, активного образа жизни
посредством регулярных занятий физическими
упражнениями и спортом.
Анализ
имеющихся исследований по вопросам внедрения
спортизированного физического воспитания
свидетельствует о наличии нескольких его
составляющих: изучение уровня развития признаков
физического совершенства; эффективность
дополнительных тренировочных уроков физической
культуры: педагогическая технология спортивной
ориентации детей: социальные и психологические
аспекты совершенствования физической активности
детей; программно-методическое обеспечение
учебного процесса по физической культуре
учащихся; личностно-ориентированное физическое
воспитание, признание приоритета самоценности
человека; уточнение цели и задач физического
воспитания школьников в ракурсе современного
состояния мировой практики его развития;
оптимальное сочетание различных форм организации
физического
воспитания
школьников; контроль за физической подготовленностью;
совершенствование физического воспитания
школьников с учетом региональных условий;
мотивация к занятиям физической культурой;
самостоятельные занятия учащихся физическими
упражнениями; анализ программ по физической
культуре; оптимизация развития физических
качеств и освоения двигательных действий;
планирование учебной работы по физическому
воспитанию школьников.
Хотя
в исследованиях специалистов обосновано
научно-методическое обеспечение отмеченных
выше составляющих, на наш взгляд, на современном
этапе требуют своего дальнейшего изучения
следующие вопросы:
а)
изучение развития программно - нормативных
основ системы физического воспитания школьников;
б)
исследование признаков физического
совершенства школьников и факторов, их определяющих;
в)
определение современных концептуальных
подходов в контексте совершенствования процесса
физического воспитания школьников;
г)
выявление состояния реализации базовой
и вариативной части программы по физическому
воспитанию в старших классах общеобразовательных
школ;
д)
изучение особенностей мотивированности
учащихся старших классов к занятиям физической
культурой и спортом;
е)
разработка технологии внедрения
спортизированного физического воспитания
в общеобразовательных школах.
Акцентирование
внимания на отмеченные составляющие предмета
нашего исследования связано с обобщением
передового опыта ведущих специалистов физической
культуры и спорта, так и собственного опыта
в качестве руководителя Атырауского регионального
центра развития физической культуры и спорта.
С принятием независимости Республики Казахстан
и переходом на республиканскую типовую программу
по физическому воспитанию в общеобразовательных
школах Атырауской области специалистами
физической культуры были предложены различные
пути наполнения содержания вариативной части
программного материала, направленной на
совершенствование физического воспитания
школьников. Так, Т.А.Ботагариевым была разработана
и внедрена в практику комплексная региональная
программа физического совершенствования
школьников, основанная на взаимосвязанном
участии всех участников физкультурной деятельности
(учителя физической культуры, учителя-предметники,
студенты, школьники, директора общеобразовательных
школ, методисты физического воспитания институтов
повышения квалификации). На современном
этапе развития процесса физического воспитания
школьников наблюдается тенденция широкого
внедрения в вариативную часть восточных
единоборств и других видов спорта. На наш
взгляд, необходимо рациональное, научно
обоснованное включение этих видов спорта
во взаимосвязи с другими элементами учебно-воспитательного
процесса в рамках требований, предъявляемым
государственным стандартом по предмету «Физическая
культура».
Как
отмечает В.К. Бальсевич, традиционный урок
физической культуры в рамках школьного расписания
не дает того тренировочного эффекта, который
позволяет оптимально развивать физические
качества учащихся.
В
связи с вышеотмеченным, необходим научный
поиск подходов по оптимизации организации
и реализации инновационных технологий, обеспечивающий
решение задачи повышения оздоровительного
эффекта занятий, уровня функциональной,
физической подготовленности, физического
развития учащихся.
Выводы. В общеобразовательных школах Казахстана нужно провести организационно-
методическую работу по подготовке и переходу
на систему спортизированного физического
воспитания с учетом отмеченных в работе
основных его элементов.
Использованная литература
1.
Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Спортивно-ориентированное
физическое воспитание: образовательный и
социальный аспекты //Теория и практика физической
культуры. - 2003. - № 5. - С. 19-23.
2. ПрогонюкЛ.Н.Освоение технологий спортизированного
физического воспитания в общеобразовательной
школе // Физическая культура :воспитание,
образование, тренировка. - 2000. -№4. -
С.12-15.
3. Лубышева Л.И.Спортивная
культура в спортизированном физическом воспитании
//Физическая культура: воспитание, образование,
тренировка. -2004. - №4. - С.2-6.
4. Фонарев Д.В., ЛожкинВ.Л.,
Панфилова Е.А.Психологический анализ процесса
адаптации учащихся к физическим нагрузкам
в спортивном ориентированном физическом
воспитании//Физическая культура. - воспитание,
образование, тренировка -
2004.-№4.-С.
13-16.
Түйін
Қазақстан Республикасының мектептерінде
спорттық бағыттагы дене тәрбиесін енгізудің
гылыми - алгы шарттары.
|