РОЛЬ КРЕАТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ  УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

 

Кульназаров А.К. – д.п.н. профессор, Жекенов С.С.,- к.п.н., ЗРС, Даулетов А.С - соискатель

 

Ключевые слова: креативность, мышление, физическое воспитание.

 

Дальнейшее развитие физической культуры обусловлено способностью педагогов достигать высоких целей и решать нестандартные задачи путем развития креативного мышления студентов.

Понятие креативности (от лат. creatio — создание, сотворение,  от англ. creative – творческий, созидательный), являясь аналогом понятия «творческие способности», неразрывно связано с творчеством, творческой деятельностью, порождающей нечто качественно новое (либо для творца, либо для группы или общества в целом) [1,3].

Актуальность проблемы развития креативной личности обусловлена, с одной стороны, социально-экономической динамикой и потребностями общества, необходимостью разработки инновационных, нестандартных идей, поиска эффективных стратегий в развитии всех социальных отношений, с другой стороны, процессами гуманизации образования, где центром и ценно­стью является человек, его способности и возможности реализации в современном мире.

Несмотря на имеющиеся в литературе сведения, раскрывающие связи между эффективностью учебного процесса и мерой его креативности, остаются недостаточно исследованными механизмы формирования творчества, включая выбор специализированных средств, соответствующих индивидуальным особенностям учащихся.

Проблемная ситуация выражена несоответствием между сложившейся одномерной системой обучения, основанной на методиках прошлого столетия, и необходимостью преодоления унификации, повышения гибкости и вариативности учебного процесса [2,3]. Недостатки традиционной управленческой концепции стали решающим фактором в поиске альтернативного подхода.

Пилотажные исследовательские проекты последних лет сконцентрированы главным образом на изучение организационных аспектов учебной деятельности, оценку используемых методов обучения и методов педагогической диагностики и пр. Вместе с тем, творческий аспект построения учебного процесса оказался абсолютно не изучен. Поэтому предпринятое исследование различных аспектов этой проблемы представляется актуальным.

Специалисты отмечают, что для масштабного развития здоровьеформирующего потенциала физической культуры в образовательных учреждениях необходимо осуществление следующих преобразований:

·        создание организационных условий привлекательности физических упражнений, игр на спортивно-ориентированных учебных занятиях;

·        внедрение в практику новейших технологий физического воспитания, обеспечивающих соответствие обучающих и тренирующих воздействий индивидуальным морфо-функциональным особенностям и интересам детей, подростков и молодежи.;

·        целенаправленное и приоритетное освоение обучающимися двигательных, эстетических, нравственных, духовных, интеллектуальных, мобилизационных, коммуникационных и здоровье формирующих ценностей физической и спортивной культуры и стимуляция положительного отношения школьников к предмету "физическая куль тура"

Наблюдаемый сегодня рост мозаичности и парадоксальности личностного самосознания молодёжи сопровождается снижением его регулятивной роли, что предусматривает повышение формирующих функций физической культуры в формировании экзистенциального (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование. wikipedia.org) потенциала учащейся молодежи. Их реализация создает предпосылки для обоснования новых форм занятий, где на практике и осуществляются восстановительно-развлекательная и созидательная функции, обеспечивающие удовлетворение материальных, социальных, интеллектуальных и духовных потребностей учащейся молодежи  [1,3,4].

Воспитание ценностного отношения учащейся молодежи к здоровому стилю жизни предусматривает коррекцию когнитивной сферы, эндогенных механизмов внутреннего мира, комплекса мотивационных подструктур, стимулирующих мотивы отношения к учебному труду, здоровью, социальному престижу и повышению самооценок [5,8]. Безусловно, это требует обновления важнейших характеристик физической культуры, структур и программ по индивидуально-социализирующему, гуманитарно-образовательному и инновационно-педагогическому направлениям, предусматривающим диверсификацию используемых средств физического воспитания, внедрение в практику фитнес-технологий, элементов нейролингвистического программирования.

Представляется, что решение этой проблемы возможно при интеграции в учебный процесс технологий креативного коучинга (от англ. coaching – наставлять, тренировать), ставшем популярным на западе в последние годы. Он обеспечивает упорядочение учебного процесса, приведение его в соответствие с объективными закономерностями, действующими в физической культуре.

Появление новых возможностей, связанных с разработкой инновационных программ обучения, диверсификацией методов, конструктивным решением проблемных ситуаций, приводят к расширению традиционных глоссолалий (Глоссола́лия - др.-греч. γλσσα «язык» и λλέω «говорю»): креативного коучинга. Он имеет куда больше коннотаций, чем традиционный процесс обучения. Его целью является оказание методической помощи учащейся молодежи в том, чтобы они самостоятельно нашли решение поставленной задачи. Здесь гармонично сочетаются принцип осознанности и принцип личной ответственности – педагог помогает учащемуся найти собственное решение, а не решает задачу за него. Главной чертой педагогического процесса становится устойчивое инновационное развитие – как некая цепь реализованных новшеств и условий их применения, где проявляется связь между специальными знаниями – креативностью – способностью к инновациям  [4,6,7]. Ключевую роль здесь играет креативный потенциал учащегося, характеризующий их способность к прогрессу и обеспечивающий переход от скрытой возможности к реальности.

Экспансия креативности в учебный процесс связана с обретением вертикальной акмической составляющей, поиск абсолютных ценностей физической культуры. Физическая культура воспринимаются студентами через призму креативности как огромный эмоциональный мир, имманентный культуре человека и общества, связанный системой исторических и социальных традиций и выдвигается на передний план личностно значимых ценностей [9].

На основании вышесказанного возникает необходимость разработки  учебной программы  который конкретизируясь в гносеологической и конструктивно-преобразующей функциях, оптимизирует баланс управленческих функций по параметрам целенаправленности, организованности и комплексности учебного процесса. Программой должно быть предусмотрено использование современных обучающих технологий – innovatie learning, advanced control, feedback, cardio-step, ABT, combo-step, flex, таким образом, чтобы физическая культура стала средством саморазвития сущности, интеллекта, творческой энергии и духовно-нравственных сил учащихся. Предлагаемый подход сосредоточен на эффекте обратной связи «feedback», определяющий функциональную зависимость объекта педагогического воздействия и комплекса индивидуально ориентированных средств, методов и условий, с помощью которых в динамическом многофакторном процессе обеспечиваются высокие темпы улучшения физических кондиций  [4,8,10].

Инновационная программа выполняет функции цели-проекта, цели-программы и цели-результата, позволяющая своевременно корректировать содержание учебного процесса. Ее приоритетная направленность ориентирована не на трансляцию накопленного в сфере физической культуры опыта, а на воспитание индивидуальности, формирование социально значимых качеств человека и его физкультурной компетентности. Она обеспечивает адресность управленческих решений, обеспечивая его целевую направленность на основе суперточечных воздействий на лимитирующие факторы физической подготовленности студентов, отнесенных к разным учебным отделениям. Тем самым достигается непрерывность управления, контроль на стыках отдельных процессов, при комбинации всех процессов организации в комплексной системе физического воспитания. Неизбежная интеллектуализация учебного процесса приводит к глубокой трансформации содержания двигательной деятельности, ее ориентации на освоение новых знаний.

Существенно более сложный механизм физического воспитания и порождаемые этим проблемы проектирования физических состояний учащихся  – та цена, которую приходится платить за полезные свойства предлагаемого управленческого подхода.

Совокупность рассмотренных положений поможеть достижению цели в процессе креативной программы физического воспитания.

 

Список литературы

 

1.     Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: Учебное пособие. - М.: Академический проект, 2004.

2.     Морозов А.В. Креативность преподавателя высшей школы//Монография. – М., 2002.

3.     Чернилевский Д.В. Креативные аспекты становления образовательной системы. –  М., 2003. 

4.     Внедрение инновационных компьютерных и информационных технологий в развитие физической культуры и спорта. А.К.Кульназаров, М.Н.Кошаев, Т.А.Ботагариев, С.С.Жекенов, А.С.Даулетов.

5.     Вишнякова, Н.Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения. - Минск.: РИВШ при БГУ, 1995.-186 с.

6.     Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин .- 2-е изд. - CПб.: Питер, 2000. - 368 с.

7.     Пестов, Б.Н. Методы  научно – технического  творчества:  Учебное пособие/ Под общей редакцией К.И. Курбакова. КОС ИНФ, Рос. экон. акад. 2003. – 214 с.

8.     Фатеева, С.А. Роль творческого мышления   в формировании профессиональных качеств у студентов   в образовательном пространстве вуза// Сибирский государственный технологический университет, 2006

9.     Кречетников, К.Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе. Монография. - М.: Госкоорцентр, 2002. - 296 с.

10. Богоявленская, Д.Б. Измерение креативности – описание индивидуальности: Психология индивидуальности: Материалы Всероссийской конференции. М., 2006. С. 87–90.

 

 

© 2010 г. Дизайн Даулетов Алпамыс Сырымович