СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Жекенов С.С.,- к.п.н., зрс, Нурекешова У.А., Даулетов А.С. - соискатель.

 

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, физическое воспитание, ин­новационные подходы.

 

Анализ данных современной научной литературы, посвященной современным ин­новационным подходам к организации физкультурно-оздоровительной работы по формированию здорового образа учащейся молодежи, показывает явно неудовлетворительный уровень. Занятия физической культурой в учебных учреждениях  не заинтересовы­вают, а, наоборот иногда вызывают негативные эмоции. Существенную роль в разрешении данной ситуации играют повышение мотивации к использованию средств физической культуры в повседневной жизни, в том числе к занятиям по физическому воспитанию и выбор адекватных средств компенсации дефицита повседневной двигательной активности. Поэтому неадекватность нормативных тре­бований по физическому воспитанию и их оценок не способствуют решению основной задачи физического воспитания, а именно его оздоровительной направленности. Стратегической целью образовательных учреждений образования должно стать создание среды, который способствует физическому и нравственному оздоровлению учащейся молодежи [1], поддержанию уровня имеющегося здоровья, его укреплению, формированию навыков здорового образа жизни, воспитанию культуры здоровья, нейтрализующей и снижающей негативное действие внешних и внут­ренних средовых факторов, повышающей стрессоустойчивость учащихся.

Годы пре­бывания в образовательных учреждениях (вузе,колледже)  – важный этап формирования лич­ности будущего специалиста. Ведь возрастной диапазон студенческой молодежи является важным периодом формирования основных черт личности. Форми­рование самостоятельного мировоззрения приводит к выявлению индивидуальных черт характера взрос­лого человека и приспособ­лению к новым условиям социальной жизни [2].

По мнению И. М. Быховской, физическая культура «содержит большой потенциал воспроизводства лич­ности как целостности; как существа не только сфор­мированного, но и явленного в парадигме культуры; не только принимающего, но и воплощающего цен­ности культуры посредством себя как целостности, в своем телесно-духовном единстве. Невостребо­ванность этого потенциала неизбежно ведет к «час­тичности» человека, антикультурной по своей сути» [3].

Круг ценностных ориентаций и мотивов учащейся молодежи для приоб­щения к занятиям физической культурой и спортом достаточно широк и разнообразен. Например это мо­гут быть: ориентации на главную ценность человека – здоровье, на профилактику и лечение заболеваний, физическую рекреацию и приятное времяпрепровождение, на здоровый образ жизни, на развитие физических качеств и красивое телосложение, на получение поло­жительных эмоций, на возможность личных достижений и удовлетворения своего честолюбия, на закалку характера и желание испытать себя самоутвердиться и самосовершенствоваться.

Так, по данным многочисленных опросов, для сту­денток в настоящее время приоритетными являются: желание сформировать красивую, привлекательную фигуру, устранить ее дефекты, укрепить здоровье, улучшить самочувствие и работоспособность, пот­ребность в двигательной активности. Студенты в большей степени интересуются формированием ат­летического телосложения, укреплением здоровья, развлечениями и положительными эмоциями, спор­том [5].

И хотя каждый из этих названных студентами мо­тивов (ценностных ориентаций) достаточно силен, исследования в студенческой среде показывают, что на практике более чем у 50 % студентов полностью отсутствует проявление активности к физкультурной деятельности в свободное время [5].

По мнению В. И. Ильинича, полезность и необ­ходимость занятий физической культурой и спортом большинством студентов осознается, но, по-видимо­му, основными препятствиями на пути их реализации являются обычная лень, нежелание или неспособ­ность делать над собой усилия, преодолевать себя, а также отсутствие у многих в более раннем и воспри­имчивом возрасте опыта двигательной активности, прецедента личного яркого, сильного переживания, связанного с этим [5]. На приобретение этого опыта, формирование ценностных ориентаций и мотивов за­нятий физкультурой и спортом во многом и направ­лен учебный процесс физического воспитания.

Приобщение человека к здоровому образу жизни следует начинать с формирования у него мотивации здоровья. Формирование мотивации должно базиро­ваться на двух важных принципах: возрастном и де­ятельностном. Первый принцип гласит: воспитание мотивации необходимо начинать с раннего детства. Второй принцип утверждает: мотив здоровья следует создавать через оздоровительную деятельность по отношению к себе, т. е. формировать новые качества путем упражнений [3].

Стиль здоровой жизни определяется разными мотивами. Среди них следует выделить главные:

·        мотивация самосохранения; суть мотива сво­дится к тому, что человек не совершает каких-либо действий, если они угрожают его здоровью и жизни;

·        мотивация подчинения этнокультурным тре­бованиям; человек подчиняется этнокультурным тре­бованиям потому, что хочет быть равноправным чле­ном общества и жить с его членами в гармонии;

·        мотивация получения удовольствия от здоро­вья; ощущение здоровья приносит человеку радость, поэтому он будет делать все, чтобы быть всегда в бодром состоянии и хорошем настроении;

·        мотивация возможности самосовершенство­вания; у здорового человека физические, психичес­кие, интеллектуальные возможности гораздо боль­шие, чем у нездорового;

·        мотивация возможности маневрировать; здоровый человек может менять профессии, пере­мещаться из одной климатической зоны в другую, он чувствует себя свободным, независимо от внешних условий;

·        мотивация возможности сексуальной реа­лизации; сексуальная потенция мужчины и женщины находится в прямой зависимости от здоровья также как и возможность рождения физиологически полно­ценного потомства;

·        мотивация достижения максимально воз­можной комфортности; человек чувствует себя мак­симально комфортно, раскованно, если у него от­сутствует какой-либо физический или психический дискомфорт .

На особое место системы образования в сохране­нии и улучшении здоровья подрастающего поколения указывают многие ученые [3; 4]. Однако реально в учебном процессе образовательных учреждений отслеживание здоровьесбережения внедряется недостаточно последовательно, посколь­ку отсутствует функциональное понимание значения сохранения и укрепления здоровья.

Основу системы физического воспитания учащейся молодежи составляет нормативный подход, сущность которого сводится к выполнению обязательных и единых для всех сверху спущенных требований и нормативов, что в корне противоречит идее индивидуального подхода к развитию и воспитанию учащейся молодежи. Все это способствовало погоне за количественными показателями и тому, что из поля зрения педагогов (системы) выпал главный объект их деятельности – человек с его чувствами, мыслями и потребностями.

В последние десятилетия значительно расширилась проблематика изучения возможности применения средств физической культуры в оздоровительных целях. В то же время, нельзя не констатировать тот факт, что учащаяся молодежь имеют чрезвычайно низкий уровень знаний как о физической культуре вообще, так и о здоровом образе жизни в частности. Между тем, в условиях функционирования и развития постиндустриального и информационного общества, необходимо фор­мировать бережное отношение к невозобновимым ресурсам здоровья с позиций многофакторности вы­бора.

Формирование готовности учащейся молодежи к здорово­му образу жизни возможно при следующих организа­ционно-педагогических условиях:

·        всестороннем использовании нравствен­ного потенциала физической культуры и спорта как средств формирования культуры здоровья личности;

·        единстве формирования знаний, умений и навыков, убеждений, ценностных ориентаций;

·        сохранения индивидуальных приоритетов в создании для каждого собственной здоровьесбере­гающей траектории, профилактики, укрепления здо­ровья в социуме [5].

В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу учащейся молодежи, это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья выпускников , рос­та заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением работоспо­собности. Необходимо отчетливо представлять, что не существует здорового образа жизни как некой особенной формы жизнедеятельности вне образа жизни в целом .

Содержание здорового образа жизни учащейся молодежи отражает результат распространения индивидуаль­ного или группового стиля поведения, общения, ор­ганизации жизнедеятельности, закрепленных в виде образцов, до уровня традиционного. Основными эле­ментами здорового образа жизни выступают: соблю­дение режима труда и отдыха, питания и сна, гигие­нических требований, организация индивидуального целесообразного режима двигательной активности, отказ от вредных привычек, культура межличностного общения и поведения в коллективе, содержательный досуг, оказыва­ющий развивающее воздействие на личность .

Организуя свою жизнедеятельность, личность вносит в нее упорядоченность, используя некоторые устойчивые структурные компоненты. Это может быть определенный режим, когда учащийся, например, регу­лярно в одно и то же время питается, ложится спать, занимается физическими упражнениями, использует закаливающие процедуры. Устойчивой может быть и последовательность форм жизнедеятельности: пос­ле учебной недели один выходной день посвящает­ся общению с друзьями, другой – домашним делам, третий – занятиям физической культурой .

Эти характеристики здорового образа жизни ус­тойчивы по отношению к постоянно изменяющимся многочисленным воздействиям окружения человека. Они образуют своего рода барьеры, ограждающие его от необходимости все время реагировать на мно­гообразие существующих вокруг суждений, мнений, оценок, требований. Внутри этих границ студент во­лен регулировать свои действия, опробовать новые образцы поведения. С одной стороны, устойчивые и повторяющиеся компоненты жизнедеятельности об­ращены к личности, связаны с ее индивидуальными предпочтениями, с другой – они не являются ее изоб­ретением, а складываются и приобретают культурное значение в процессе общения людей, в ходе их пов­седневной практики .

Здоровый образ жизни характеризуется направ­ленностью, которая объективно выражается в том, какие ценности им производятся, какие обществен­ные потребности им удовлетворяются, что он дает для развития самой личности. Между реальным об­разом жизни и порождаемой им системой субъектив­ных отношений возникают противоречия, в процессе разрешения которых происходит перестройка, раз­витие и совершенствование образа жизни, системы отношений в нем. Важно не только то, как учащийся, но и то, ради чего он живет, чем гордится и против чего борется. Так здоровый образ жизни приобретает оценочное и нормативное понятие .

Таким образом, можно сделать вывод, что здо­ровье во многом зависит от образа жизни. Содер­жание здорового образа жизни учащейся молодежи отражает результат распространения индивидуального или группового стиля поведения, общения, организации жизнедеятельности. Здоровый образ жизни во мно­гом зависит от ценностных ориентаций учащегося, ми­ровоззрения, социального и нравственного опыта.

В сфере инновационной деятельности в облас­ти физической культуры и спорта необходимо большое внимание уделят поиску новых организационных форм физ­культурно-оздоровительной работы с учащейся молодёжью в рамках учебного процесса и во внеучебное время. Согласно современным подходам основными задача­ми физкультурно-оздоровительной работы в учебном заведении является формирование у учащихся пот­ребности к занятиям физической культурой и веде­нию здорового образа жизни. Это способствует повы­шению у них функционального состояния, развитию физических качеств, формированию двигательных умений и навыков. Физкультурно-оздоровительная работа помогает эмоциональному, интеллектуаль­ному, духовно-нравственному и эстетическому раз­витию личности, формированию творческих способ­ностей.

Литература

1. Орехов Л.И., Кульназаров А.К., Сорокин В.А., Караваева Е.Л. Основы здорового образа жизни. – Алматы, Атамура, 2004.

2. Программа комплексного оздоровления населения Республики Казахстан /Л.И. Орехов, Т.М. Досмухамбетов, А.К. Кульназаров, В.А. Сорокин,
В.А. Коваленко. – Алматы, Департ. по делам молод., туризма и спорта Мин. Обр. и культ. РК, 1997.

3. Булатова М. М. Европейский опыт: уроки и приоритеты / М. М. Булатова // Спортивная медицина. – 2007. – № 1. – С. 3–10.

4. Быховская И. М. Человеческая телесность как объект социокультурного анализа (история проблемы и методологические принципы ее анализа) / И. М. Быховская // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет. – Ежегодник, 2002.

5. Герчак Я. М. Формирование готовности к здоровьесбережению студентов высшего профессиональ­ного образования : автореф. дис. … канд. пед. наук : спец. 13.00.04 / Я. М. Герчак. – М., 2007. – 24 с.

 

 

 

© 2010 г. Дизайн Даулетов Алпамыс Сырымович