СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩЕЙСЯ
МОЛОДЕЖИ
Жекенов С.С.,- к.п.н., зрс,
Нурекешова У.А., Даулетов А.С. - соискатель.
Ключевые слова: здоровье, здоровый
образ жизни, физическое воспитание, инновационные
подходы.
Анализ данных современной
научной литературы, посвященной современным
инновационным подходам к организации
физкультурно-оздоровительной работы по формированию
здорового образа учащейся молодежи, показывает
явно неудовлетворительный уровень. Занятия
физической культурой в учебных учреждениях
не заинтересовывают,
а, наоборот иногда вызывают негативные эмоции.
Существенную роль в разрешении данной ситуации
играют повышение мотивации к использованию
средств физической культуры в повседневной
жизни, в том числе к занятиям по физическому
воспитанию и выбор адекватных средств компенсации
дефицита повседневной двигательной активности.
Поэтому неадекватность нормативных требований
по физическому воспитанию и их оценок не
способствуют решению основной задачи физического
воспитания, а именно его оздоровительной
направленности. Стратегической целью образовательных
учреждений образования должно стать создание
среды, который способствует физическому
и нравственному оздоровлению учащейся молодежи
[1], поддержанию уровня имеющегося здоровья,
его укреплению, формированию навыков здорового
образа жизни, воспитанию культуры здоровья,
нейтрализующей и снижающей негативное действие
внешних и внутренних средовых факторов,
повышающей стрессоустойчивость учащихся.
Годы
пребывания в образовательных
учреждениях (вузе,колледже) –
важный этап формирования личности будущего
специалиста. Ведь возрастной диапазон студенческой
молодежи является важным периодом формирования
основных черт личности. Формирование
самостоятельного мировоззрения приводит
к выявлению индивидуальных черт характера
взрослого человека и приспособлению
к новым условиям социальной жизни [2].
По
мнению И. М. Быховской, физическая культура
«содержит большой потенциал воспроизводства
личности как целостности; как существа
не только сформированного, но и явленного
в парадигме культуры; не только принимающего,
но и воплощающего ценности культуры
посредством себя как целостности, в своем
телесно-духовном единстве. Невостребованность
этого потенциала неизбежно ведет к «частичности»
человека, антикультурной по своей сути»
[3].
Круг
ценностных ориентаций и мотивов учащейся
молодежи
для приобщения к занятиям физической
культурой и спортом достаточно широк и разнообразен.
Например это могут быть: ориентации
на главную ценность человека – здоровье,
на профилактику и лечение заболеваний, физическую
рекреацию и приятное времяпрепровождение,
на здоровый образ жизни, на развитие физических
качеств и красивое телосложение, на получение
положительных эмоций, на возможность
личных достижений и удовлетворения своего
честолюбия, на закалку характера и желание
испытать себя самоутвердиться и самосовершенствоваться.
Так,
по данным многочисленных опросов, для студенток
в настоящее время приоритетными являются:
желание сформировать красивую, привлекательную
фигуру, устранить ее дефекты, укрепить здоровье,
улучшить самочувствие и работоспособность,
потребность в двигательной активности.
Студенты в большей степени интересуются
формированием атлетического телосложения,
укреплением здоровья, развлечениями и положительными
эмоциями, спортом [5].
И
хотя каждый из этих названных студентами
мотивов (ценностных ориентаций) достаточно
силен, исследования в студенческой среде
показывают, что на практике более чем у
50 % студентов полностью отсутствует проявление
активности к физкультурной деятельности
в свободное время [5].
По
мнению В. И. Ильинича, полезность и необходимость
занятий физической культурой и спортом большинством
студентов осознается, но, по-видимому,
основными препятствиями на пути их реализации
являются обычная лень, нежелание или неспособность
делать над собой усилия, преодолевать себя,
а также отсутствие у многих в более раннем
и восприимчивом возрасте опыта двигательной
активности, прецедента личного яркого, сильного
переживания, связанного с этим [5]. На приобретение
этого опыта, формирование ценностных ориентаций
и мотивов занятий физкультурой и спортом
во многом и направлен учебный процесс
физического воспитания.
Приобщение
человека к здоровому образу жизни следует
начинать с формирования у него мотивации
здоровья. Формирование мотивации должно
базироваться на двух важных принципах:
возрастном и деятельностном. Первый
принцип гласит: воспитание мотивации необходимо
начинать с раннего детства. Второй принцип
утверждает: мотив здоровья следует создавать
через оздоровительную деятельность по отношению
к себе, т. е. формировать новые качества
путем упражнений [3].
Стиль
здоровой жизни определяется разными мотивами.
Среди них следует выделить главные:
·
мотивация
самосохранения; суть мотива сводится
к тому, что человек не совершает каких-либо
действий, если они угрожают его здоровью
и жизни;
·
мотивация
подчинения этнокультурным требованиям;
человек подчиняется этнокультурным требованиям
потому, что хочет быть равноправным членом
общества и жить с его членами в гармонии;
·
мотивация
получения удовольствия от здоровья;
ощущение здоровья приносит человеку радость,
поэтому он будет делать все, чтобы быть
всегда в бодром состоянии и хорошем настроении;
·
мотивация
возможности самосовершенствования;
у здорового человека физические, психические,
интеллектуальные возможности гораздо большие,
чем у нездорового;
·
мотивация
возможности маневрировать; здоровый человек
может менять профессии, перемещаться
из одной климатической зоны в другую, он
чувствует себя свободным, независимо от
внешних условий;
·
мотивация
возможности сексуальной реализации;
сексуальная потенция мужчины и женщины находится
в прямой зависимости от здоровья также как
и возможность рождения физиологически полноценного
потомства;
·
мотивация
достижения максимально возможной комфортности;
человек чувствует себя максимально
комфортно, раскованно, если у него отсутствует
какой-либо физический или психический дискомфорт
.
На
особое место системы образования в сохранении
и улучшении здоровья подрастающего поколения
указывают многие ученые [3; 4]. Однако реально
в учебном процессе образовательных
учреждений
отслеживание здоровьесбережения внедряется
недостаточно последовательно, поскольку
отсутствует функциональное понимание значения
сохранения и укрепления здоровья.
Основу
системы физического воспитания учащейся
молодежи
составляет нормативный подход, сущность
которого сводится к выполнению обязательных
и единых для всех сверху спущенных требований
и нормативов, что в корне противоречит идее
индивидуального подхода к развитию и воспитанию
учащейся
молодежи.
Все это способствовало погоне за количественными
показателями и тому, что из поля зрения
педагогов (системы) выпал главный объект
их деятельности – человек с его чувствами,
мыслями и потребностями.
В
последние десятилетия значительно расширилась
проблематика изучения возможности применения
средств физической культуры в оздоровительных
целях. В то же время, нельзя не констатировать
тот факт, что учащаяся
молодежь
имеют
чрезвычайно низкий уровень знаний как о
физической культуре вообще, так и о здоровом
образе жизни в частности. Между тем, в условиях
функционирования и развития постиндустриального
и информационного общества, необходимо формировать
бережное отношение к невозобновимым ресурсам
здоровья с позиций многофакторности выбора.
Формирование
готовности учащейся
молодежи к здоровому образу жизни возможно
при следующих организационно-педагогических
условиях:
·
всестороннем
использовании нравственного потенциала
физической культуры и спорта как средств
формирования культуры здоровья личности;
·
единстве
формирования знаний, умений и навыков, убеждений,
ценностных ориентаций;
·
сохранения
индивидуальных приоритетов в создании для
каждого собственной здоровьесберегающей
траектории, профилактики, укрепления здоровья
в социуме [5].
В
последние годы активизировалось внимание
к здоровому образу учащейся
молодежи, это связано с озабоченностью общества
по поводу здоровья выпускников , роста
заболеваемости в процессе профессиональной
подготовки, последующим снижением работоспособности.
Необходимо отчетливо представлять, что не
существует здорового образа жизни как некой
особенной формы жизнедеятельности вне образа
жизни в целом .
Содержание
здорового образа жизни учащейся
молодежи отражает результат распространения
индивидуального или группового стиля
поведения, общения, организации жизнедеятельности,
закрепленных в виде образцов, до уровня
традиционного. Основными элементами
здорового образа жизни выступают: соблюдение
режима труда и отдыха, питания и сна, гигиенических
требований, организация индивидуального
целесообразного режима двигательной активности,
отказ от вредных привычек, культура межличностного
общения и поведения в коллективе, содержательный
досуг, оказывающий развивающее воздействие
на личность .
Организуя
свою жизнедеятельность, личность вносит
в нее упорядоченность, используя некоторые
устойчивые структурные компоненты. Это может
быть определенный режим, когда учащийся,
например, регулярно в одно и то же
время питается, ложится спать, занимается
физическими упражнениями, использует закаливающие
процедуры. Устойчивой может быть и последовательность
форм жизнедеятельности: после учебной
недели один выходной день посвящается
общению с друзьями, другой – домашним делам,
третий – занятиям физической культурой .
Эти
характеристики здорового образа жизни устойчивы
по отношению к постоянно изменяющимся многочисленным
воздействиям окружения человека. Они образуют
своего рода барьеры, ограждающие его от
необходимости все время реагировать на многообразие
существующих вокруг суждений, мнений, оценок,
требований. Внутри этих границ студент волен
регулировать свои действия, опробовать новые
образцы поведения. С одной стороны, устойчивые
и повторяющиеся компоненты жизнедеятельности
обращены к личности, связаны с ее индивидуальными
предпочтениями, с другой – они не являются
ее изобретением, а складываются и приобретают
культурное значение в процессе общения людей,
в ходе их повседневной практики .
Здоровый
образ жизни характеризуется направленностью,
которая объективно выражается в том, какие
ценности им производятся, какие общественные
потребности им удовлетворяются, что он дает
для развития самой личности. Между реальным
образом жизни и порождаемой им системой
субъективных отношений возникают противоречия,
в процессе разрешения которых происходит
перестройка, развитие и совершенствование
образа жизни, системы отношений в нем. Важно
не только то, как учащийся, но и то, ради
чего он живет, чем гордится и против чего
борется. Так здоровый образ жизни приобретает
оценочное и нормативное понятие .
Таким
образом, можно сделать вывод,
что здоровье во многом зависит от образа
жизни. Содержание здорового образа
жизни учащейся
молодежи отражает результат распространения
индивидуального или группового стиля поведения,
общения, организации жизнедеятельности.
Здоровый образ жизни во многом зависит
от ценностных ориентаций учащегося, мировоззрения,
социального и нравственного опыта.
В
сфере инновационной деятельности в области
физической культуры и спорта необходимо
большое внимание уделят поиску новых организационных
форм физкультурно-оздоровительной работы
с учащейся
молодёжью в рамках учебного процесса и во
внеучебное время. Согласно современным подходам
основными задачами физкультурно-оздоровительной
работы в учебном заведении является формирование
у учащихся потребности к занятиям физической
культурой и ведению здорового образа
жизни. Это способствует повышению у
них функционального состояния, развитию
физических качеств, формированию двигательных
умений и навыков. Физкультурно-оздоровительная
работа помогает эмоциональному, интеллектуальному,
духовно-нравственному и эстетическому развитию
личности, формированию творческих способностей.
Литература
1. Орехов Л.И., Кульназаров
А.К., Сорокин В.А., Караваева Е.Л. Основы
здорового образа жизни. – Алматы, Атамура,
2004.
2. Программа комплексного
оздоровления населения Республики Казахстан
/Л.И. Орехов, Т.М. Досмухамбетов, А.К. Кульназаров,
В.А. Сорокин, В.А. Коваленко. – Алматы,
Департ. по делам молод., туризма и спорта
Мин. Обр. и культ. РК, 1997.
3.
Булатова М. М. Европейский опыт: уроки и
приоритеты / М. М. Булатова // Спортивная
медицина. – 2007. – № 1. – С. 3–10.
4.
Быховская И. М. Человеческая телесность
как объект социокультурного анализа (история
проблемы и методологические принципы ее
анализа) / И. М. Быховская // Труды ученых
ГЦОЛИФКа: 75 лет. – Ежегодник, 2002.
5.
Герчак Я. М. Формирование готовности к здоровьесбережению
студентов высшего профессионального
образования : автореф. дис. … канд. пед.
наук : спец. 13.00.04 / Я. М. Герчак. –
М., 2007. – 24 с.
|