ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОТРАСЛЬЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА С ПОМОЩЬЮ ИНФО- КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Касымбекова С.И. – д.п.н. профессор, Жекенов С.С.,- к.п.н., зрс, Даулетов А.С - сосикатель

 

Ключевые слова: дистанционное, управленние, коннективность,Web-2.0, физическое воспитание.

 

Эра компьютеров закончилась. теперь работают не компьютеры, а коммуникации. Появилась сетевая экономика, появилось сетевое образование. [2]. С динамичным внедрением у нас в республике широкополосного доступа сегодня компьютер, не подключенный к Интернету, воспринимается скорее как анахронизм.

Необходимость использования ресурсов и технологий Интернета для целей образования в том числе для дистанционного управления отраслью физической культуры и спорта с помощью инфо - коммуникационных технологий сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений. Практический опыт со всей наглядностью демонстрирует, что привлечение Интернета к организации и управлению образованием может привести к значительному повышению его доступности и качества в глобальном масштабе и, как следствие, способствовать росту экономической эффективности образовательных схем.

Лавинообразность в развитии информационных технологий ведет к постоянной гонке за знаниями. Это заключается в том, что специалист постоянно должен учиться, чтобы соответствовать своей квалификации, т.е. он должен находиться в системе образования в течение всей своей профессиональной трудовой деятельности. Все чаще в этой гонке цель - овладевание конечным знанием с тем, чтобы применять его на практике размывается и на первое место выходит сам процесс овладевания бурно развивающимися информационными технологиями (знания ради знаний), т.е. нет конечной цели - есть только процесс образования ради самого процесса.

Во всех развитых странах мира уже разработаны и действуют более или менее всеобъемлющие программы внедрения Интернета в систему образования. Да и подавляющее большинство развивающихся стран, несмотря на многочисленные трудности, проблемы и препятствия, всеми силами старается не отстать от общего движения к формированию всемирного образовательного сообщества. Например два ведущих вуза Атырауской области АГУ и АИНиГ находятся в активной фазе внедрения дистанционной обучающей системы с использованием Интернета. С этой точки зрения абсолютно понятна важность систематизации и анализа уже имеющихся в мировой практике результатов применения Интернета для нужд различных образовательных сфер, структур и процессов  [2].

Особенностью дистанционного управления отраслью физической культуры и спорта является: возможность сопровождать, как отдельные компоненты деятельности комплексного дистанционного  управления  системой  образования так и поддерживать функционирование целостной системы на уровне отдельного образовательного учреждения и системы регионального образования в целом. Достигается за счет интеграции всех систем и подсистем в комплексную систему дистанционного  управления  системой  образования. Система должна быть предназначена для обеспечения сотрудников и руководителей Управления образования  средствами мониторинга в режиме реального времени изменений ключевых индикаторов, характеризующих состояние системы образования города и районов, а также механизмами контроля изменений состояния индикаторов за заданные временные интервалы.

Существенный сдвиг в развитии Интернет произошёл с появлением группы сервисов, основанных на активном участии пользователей в формировании контента . Эти сервисы получили название «социальных сервисов» и составили основу современной концепции развития сети Интернет, которая получила название Веб 2.0.  Очевидно, что новое поколение веб -сервисов не могло не оказать влияния на образование, в результате чего появился новый термин «Образование 2.0». Под Образованием 2.0 исследователи понимают совокупность таких базовых принципов и основанных на них образовательных систем, которые адекватны цели образования в постиндустриальную эпоху — созданию условий для наиболее полного раскрытия личностного потенциала каждого обучающегося, развития у него личной предприимчивости, навыков самообразования, умения принимать ответственные решения в ситуации выбора. [3, 5, 7].

Деятельность множества людей, получившая популярность за столь непродолжительное время не может быть объяснена исключительно благодаря появлению новых сервисов, причины скорее социологического, культурологического характера, связанные с социальной ситуацией последних лет.

Мудрость толпы [Термин взят из названия книги Д. Шуровьески “The Wisdom of Crowds. Why the many are smarter than the few and how collective wisdom shapes business, economies, societies, and nations” (Мудрость толпы. Почему вместе мы умнее, чем поодиночке, и как коллективный разум формирует бизнес, экономику, общество и государство). На русском языке вышла в 2007 г.]. Большое количество пользователей продукта (сервиса) вне зависимости от своего состава и компетентности в конце концов достигнут большего успеха, чем ограниченное число профессионалов. Примером этого положения является существование «Свободной энциклопедии «Википедия» (русская версия: http://ru.wikipedia.org/, англ. вариант: http://en.wikipedia.org/). Идея, положенная в основу, – создание Интернет-энциклопедии, которую может редактировать каждый, – изначально была, казалось, обречена: что «энциклопедического» могут создать дилетанты? Но, тем не менее, Википедия, созданная в начале 2001 года, сегодня считается самой крупной в мире энциклопедией, не имеющей аналогов в истории. [3, 5].

Впервые в истории человечества информация сама по себе потеряла ценность. Подтверждением этому свидетельствует экспоненциальный рост интернет-контента во всех областях знаний. Информации так много и ее количество так быстро растет и меняется, что она многократно превышает все представимые когнитивные возможности человека. При этом усилий для ее получения нужно затратить не так уж много. Таким образом, следствием информационной избыточности становятся вопросы верификации найденного, проблемы информационной навигации.

Во-вторых, растет новое поколение людей, которые используют Интернет на новом уровне - как пространство обитания, они воспринимают Интернет как естественное качество жизни. Они не учатся технологическим новинкам, они ими пользуются, работая с большим источником информации одновременно и устанавливая между объектами множество связей  [3].

В-третьих, полифония информационных источников начала XXI века (книги, СМИ, телевидение, Интернет) привела к тому, что людей уже не устраивает монологическая модель информационной передачи.

Современные информационные технологии направлены на интенсификацию тех процессов, в которых их применяют. В образовании это выражается в интенсификации передачи и усвоения знаний. Все больший поток информации проходит через субъекты и объекты образовательных процессов. Возникает диспропорция между скоростью, интенсивностью поступления информации и возможностями обработки ее человеческим мозгом  [5, 7].

Кроме того, исследования философских и культурологических концепций второй половины XX века и самой истории педагогики показывают, что появление Веб 2.0 - не случайность, а следствие закономерного развития [4,6].

Сама по себе система образования является консервативной. Возникает противоречие между этим консерватизмом и прогрессивным, развивающем воздействии проникающих в эту систему информационных технологий.

Во второй половине XX века педагогическая наука осуществила переход от инструкционизма, который видит процесс обучения как однонаправленную передачу знаний от знающего к незнающему, к конструктивизму. Конструктивизм исходит из того, что обучение - это активный процесс, в ходе которого люди активно конструируют знания на основе собственного опыта. На базе конструктивизма сформировался такой подход к обучению, как конструкционизм. К активной позиции конструктивизма конструкционизм добавляет идею, что люди создают новое знание особенно эффективно, когда они вовлечены в создание продуктов, наделенных личностным смыслом. Это своего рода обучение через исследование.

В контексте развития современного образования исследователи выделяют теорию коннективизма - один из подходов в области искусственного интеллекта, нейробиологии, психологии и философии разума. Главный принцип коннективизма состоит в предположении, что ментальные явления могут быть описаны сетями из взаимосвязанных простых элементов  [1, 4].

Коннективизм - это теория о том, как происходит обучение в эпоху цифровых технологий. Он основывается на теориях хаоса, сети, сложности и самоорганизации. Коннективизм исходит из того, что решения принимаются на основе быстро меняющихся оснований. Новые знания постоянно приобретаются человеком, и жизненно важно различать разницу между важными и неважными знаниями. Исходной точкой для коннективизма является личность. Личное знание составляет сеть, которая поддерживает развитие организации, которая, в свою очередь, поддерживает развитие сети и через развитие сети - обучение отдельных участников. [4, 5].

При анализе и философском осмыслении роли и места информационных технологий в образовании можно выявить следующие проблемы [7].

Процессы интенсификации развития информационных технологий опережают внедрение их в образование. Это, в частности, происходит из-за того, что значительно больше времени требуется для освоения технологий преподавателями, для создания методик их применения. Эти тенденции не позволяют нам говорить об «опережающем знании», тезис о котором был не так давно провозглашен.

Эти и многие другие проблемы и противоречия, в том числе и субъективные, психологические («человеческий фактор») позволяют сделать заключение о том, что внедрение информационных технологий не может идти революционными темпами. Здесь не происходит скачка - простое увеличение числа средств новых информационных технологий в сфере образования не приведет к качественным изменениям в самих образовательных процессах. Поэтому, как считают специалисты, необходимо сконцентрировать все усилия на создание передовых методик применения уже существующих информационных технологий с тем, чтобы их использование принесло качественные изменения в современном образовании, в процессах обучения и управления образованием.

 

Литература

1.     Использование Интернет-технологий в современном образовательном процессе. Новые возможности в обучении. - Спб.: РЦОКОиИТ, 2008.

2.     Внедрение инновационных компьютерных и информационных технологий в развитие физической культуры и спорта. А.К.Кульназаров, М.Н.Кошаев, Т.А.Ботагариев, С.С.Жекенов, А.С.Даулетов.

3.     Ээльмаа Ю.В. Образовательные возможности Веб 2.0. Веб 2.0-сервисы Интернета — новые формы коллективного педагогического взаимодействия – СПб, РЦОКОиИТ, 2008.

4.     Полат Е.С., Петров А.Е. Теория коннективизма в зарубежной дидактике // Информатика и образование. - 2008. - №11. - с. 8-12.

5.     Ээльмаа Ю.В., Смирнова З.Ю. Сайт как инструмент реализации информационной политики школы // Информационная политика образовательного учреждения — СПб, РЦОКОиИТ, 2008. — С. 59-97.

6.     Наумов А. Образование 2.0 стучится в дверь... откроем? // Компьютерра. — 25.11.2008.

7.     Ээльмаа Ю.В. Создание школьного сайта как управленческая проблема // XVII конференция-выставка «Информационные технологии в образовании»: сборник трудов участников конференции. Часть V. — М.: «БИТ про», 2007. — C. 90-92.

 

 

© 2010 г. Дизайн Даулетов Алпамыс Сырымович