ИННОВАЦИИ
И ПЕРЕСТРОЙКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В
ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ В ШКОЛЕ
Ботагереев Т.А. – д.п.н. профессор,
Жекенов С.С.,- к.п.н., ЗРС, Даулетов А.С
- соискатель
Ключевые
слова: инновационный,
процесс, физическое воспитание.
На
современном этапе казахстанского общества
трудно представить современную школу или
любое другое учебное заведение без предмета
«физическая культура».
Нет смысла сегодня убеждать кого-либо в
том, что педагогический труд учителя физической
культуры чрезвычайно важен в деле формирования
здорового образа жизни школьника «для
обеспечения здорового генофонда, демографического
прироста населения, подъема экономики и
защиты государства. …». [1].
Процесс подготовки специалистов в области
физической культуры и спорта как раньше,
так и теперь имеет большое значение,
поскольку именно они формируют физическую
культуру личности . Проблема подготовки
педагогов относится к категории актуальных,
так как в зависимости от конкретно-исторических
особенностей, общественно-политической,
социально- экономической, духовно-культурной
жизни общества, меняется образовательная
политика государства, в том числе изменяются
требования к системе образования, происходит
ее модернизация и,
как следствие, меняются требования к профессиональной
подготовке учителя (А.Н. Волковский,
С.М. Фридман) [2].
Инновационные
процессы характерны
для любой профессиональной деятельности
человека и поэтому естественно становятся
предметом изучения, анализа и внедрения.
Инновации сами по себе не возникают, они
являются результатом научных поисков, передового
педагогического опыта отдельных учителей
и целых коллективов. Этот процесс не может
быть стихийным, он нуждается в корректировке
и управлении.
Словарь
С.И.Ожегова даёт следующее определение нового:
новый - впервые созданный или сделанный,
появившийся или возникший недавно, взамен
прежнего, вновь открытый, относящийся к
ближайшему прошлому или к настоящему времени,
недостаточно знакомый, малоизвестный. Ожегов,
С.И. Словарь русского языка/ С. И. Ожегов.
- М.: 1978. - с.381. Следует заметить, что
в толковании термина ничего не говорится
о прогрессивности, об эффективности нового.
Понятие
“инновация“ в переводе с латинского языка
означает “обновление, новшество или изменение“.
Это понятие впервые появилось в исследованиях
в XIX веке и означало введение некоторых
элементов одной культуры в другую. В начале
XX века возникла новая область знания, инноватика
- наука о нововведениях, в рамках которой
стали изучаться закономерности технических
нововведений в сфере материального производства.
Педагогические инновационные процессы стали
предметом специального изучения на Западе
примерно с 50-х годов и примерно с конца
80-х годов ХХ века в нашей стране.
Применительно
к педагогическому процессу инновация означает
введение нового в цели, содержание, методы
и формы обучения и воспитания, организацию
совместной деятельности учителя и учащегося.
Сластёнин, В. А. Педагогика/ В. А. Сластёнин.
- М.: Школа-Пресс, 2000 г.- с. 492.
В соответствии с социально-экономическими
особенностями развития современного общества
концепция физического воспитания детей
и подростков [3] в школе связана с переходом
на позиции личностно-ориентированной педагогики
и состоит в том, чтобы содействовать формированию
всесторонне развитой личности. В частности,
это означает, что школьники должны не только
овладеть основами личной физической культуры,
уметь осуществлять собственно двигательную,
физкультурно-оздоровительную и спортивную
деятельность, вести здоровый образ, но и
ориентироваться на умение формировать потребности
и мотивы к регулярным занятиям физическими
упражнениями и спортом, духовное развитие
личности, а для этого необходимо развивать
индивидуальные способности ребенка
и создавать условия для их самосовершенствования
средствами физической культуры, а также
ориентировать школьников на умение самостоятельного
поиска необходимой информации .
Перестройка педагогического процесса в физическом
воспитании в школе требует совершенствования
процесса подготовки специалистов в области
физической культуры и спорта. Улучшение
подготовки современного учителя физической
культуры должно быть ориентировано на овладение
различными системами оздоровления и
физического воспитания, углубленное изучение
возрастной физиологии и психологии, современных
педагогических технологий [4].
Решение вопросов, связанных с совершенствованием
подготовки специалистов в данной области,
позволит повысить качество образования
учащихся школ, и, как следствие, обеспечит
выпускнику адаптацию на рынке труда в новых
социально-экономических условиях, что
позволит повысить эффективность обучения
школьников, в том числе привив им интерес
к формированию навыков самостоятельной
работы, к самообразованию [5].
Сегодня считается, что совершенствование системы
подготовки специалистов в области физической
культуры и спорта может быть обеспечено
на основе:
·
использования в учебном процессе современных
информационных технологий (ИТ) и технических
средств;
·
поиска новых форм организации занятий;
·
разработки специального программно-методического
обеспечения.
Многие образовательные учреждения стали уже
вводить некоторые новые элементы в
свою деятельность. Существует огромное множество
нововведений, которые играют огромную роль
в существовании и дальнейшем развитии
образовательного учреждения. Уже сейчас
известно, что образование, полученное в
инновационных учебных заведениях, более
качественное, чем образование, полученное
в традиционных образовательных учреждениях.
Термины «инновации в образовании»
и «педагогические инновации»
- научно обоснованы, употребляются как синонимы
и используются в понятийном аппарате педагогики.
Применительно к педагогическому процессу
инновация означает «введение
нового
в цели, содержание, методы и формы обучения
и воспитания, организацию совместной деятельности
учителя и учащегося».
Сегодня инновации стали частью имиджа в системе
жизнедеятельности многих образовательных
учреждений и играют огромную роль в существовании
и их дальнейшем развитии [6].
Однако практика преобразований столкнулась
с серьезным противоречием между имеющейся
потребностью в инновациях и реформах
и неумением делать это правильно.
Исходя из вышеизложенного мы считаем, что,
прежде всего, необходимо определить потребность
в нововедениях; собрать полную информацию
и провести анализ ситуации; сделать предварительный
выбор или самостоятельно разработать нововведения,
и только затем уже принимать решения о внедрении
в учебный процесс, осуществить само внедрение
и его пробное использование. После длительного
использования новшества, оно может стать
элементом повседневной практики.
Всегда надо помнить что только использование
всей совокупности, теоретических и практических
разработок совместно с выработкой единой
концепции позволит добиться полного единства
в повышении уровня подготовки специалистов
в области физической культуры.
Литература
1.
Закон Республики Казахстан от 2 декабря
1999 г. №490-1 «О физической культуре
и спорте» с изменениями Закона РК
от 04.07.03 г. № 471-2
2.
Лубышева
Л.И., Косихин В.П. Кадровая политика развития
инновационных процессов в физкультурном
воспитании // Теория и практика физической
культурыю - 1997. -№ 6. - с. 10-15
3.
М.Н. Кошаев, Л.И. Орехов, Ж.О. Ильясов .,О
мерах по развитию физического воспитания
молодежи // Ученые
записки университета имени П.Ф. Лесгафта.
- 2007. - N 12 (34). - С. 74-77.
4.
Кошаев М.Н. Конкуренция в сфере физкультуры
и спорта // Ученые записки университета
имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - N 11 (33).
- С. 47-50.
5.
Методические рекомендации по решению проблем
организации физического воспитания и спорта
Атырауской области С.С.Жекенов, Р.К.Жубаншалиев,
С.Д.Махамбетова, У.А.Нурекешова.
6.
Внедрение
инновационных компьютерных и информационных
технологий в развитие физической культуры
и спорта. А.К.Кульназаров,
М.Н.Кошаев, Т.А.Ботагариев,
С.С.Жекенов,
А.С.Даулетов.
|