Карате

Карате́ (произносится [kərɐˈte], от яп. 空手道 каратэ-до: «путь пустой руки») — японское боевое искусство. Данное написание было придумано в 1929 году Фунакоси Гитином под влиянием идей дзэн-буддизма, до этого его записывали как 唐手, что примерно означает «китайская рука». Иероглиф 唐 обозначал династию Тан в Китае, и стал синонимом Китая в Японии, активно перенимавшей различные отрасли культуры из Поднебесной в тот период. Именно тогда китайское ушу и попало на Окинаву, получив название «руки Тан».

Базовые техники и элементы

Тренировка базируется на трех основных техниках:

  • кихон (基本) — тренировка основ, базовая техника;
  • кумитэ (組み手) — тренировка в паре; делится на обусловленный поединок и свободный бой (дзию-кумитэ);
  • ката (型) — формальные упражнения.

Кихо́н (яп. 基本?, «основа, базис») — в Будо присутствует в качестве основного элемента предварительной наработки и проверки техники. Цель занятий Кихон наработка связи "Разум-Тело".

История техники

Гитин Фунакоси, создавая школу каратэ «Сётокан», видел перед собой универсальную систему для людей любого телосложения и возраста, ведь известно, в основу Сётокан вошли две школы: жесткая — серей-рю и более мягкая, но пластичная — серин-рю. Школа «Сётокан» каратэ-до считается наиболее многочисленной среди остальных школ. Эмблемой Сётокан являются вписанные в круг красное солнце и белый полумесяц, а тотемный символ — тигр с приподнятой правой лапой.

В Сётокан прослеживается стройная система построения занятий, постепенного перехода от простого к сложному. С начала и до конца тренировки культивируется воинский строгий подход, присущий в основном всем японским направлениям боевых искусств. Занятие начинается с поклона(Рэй-Осс): приветствие залу (Додзё-ни-Рэй—Осс!) или дань уважения всем мастерам, древним и нынешним, которые пролили много крови и пота, чтобы достигнуть высшего мастерства; приветствие учителю (Сэнсэй-ни-Рэй—Осс!) или простому инструктору (Сэнпай-ни-Рэй—Осс!), проводящему занятия; и, наконец, приветствие друг другу (Атага-ни-Рэй—Осс!).

Впрочем, в традиционных школах приветствие с поклоном присутствовало в любой технике защиты и нападения как стоя, так и сидя, формируя особый характер и дисциплину. В Сётокане, как и во многих традиционных школах каратэ, в первые месяцы занятий большее время уделяется развитию гибкости, силы и укреплению ударных частей тела человека относительно освоения базовой техники. В базовую технику входило освоение стоек — Дати-Вадза, удары руками — Атэ-Вадзе, защитные действия — Укэ-Вадза и лишь через месяц или два после начала занятий начиналось изучение ударов ногами Гэри-Вадза.

Это было связано, во-первых, с постепенным овладением отдельными ударами и блоками, а также с тем, что ноги, естественно, требуют больше внимания в плане гибкости и укрепления суставов и связок во избежание травм.

Начальные удары и блоки подчиняются определенному геометрическому закону, о чем будет сказано ниже. Но даже в технике ударов руками «Атэ-Вадза» идет разделение на Ути-Вадза и Цуки-Вадза.

Ути (рубящий удар) — означает технику нанесения ударов рукой как лезвием ножа, а цуки (укол) — технику нанесения ударов как острием ножа. В традиционном Сётокане применялись удары ногами и руками только в определенные зоны тела человека, но которые с развитием спортивного варианта каратэ стали изменять свой смысл или отошли в чисто прикладной аспект спецслужб.

Удары руками

Традиционные позиции, блоки и удары обучают ученика правильной технике и развитию максимальной мощи удара. Классические принципы могут потом применяться к более практическим позициям, блокам и ударам. Кроме того, традиционные техники развивают мышечную ткань в процессе всего диапазона движения.

Например, традиционная позиция дзэнкуцу-дати не является практичной для самообороны, но эта низкая позиция хорошо развивает сильные мышцы ног. Поэтому, когда позиция становится выше и превращается в боевую стойку, ученики будут иметь намного более сильную основу, чем если бы они никогда не практиковали эту традиционную позицию каратэ.

То же самое справедливо для традиционных ударов. «Классическое» исходное положение кулака значительно «дальше от противника», чем при ударе из боевой позиции, поэтому практика традиционного удара не только развивает мышечную ткань в полном диапазоне движения, но и обучает тому, как развивать максимальную мощь в любом ударе.

Виды ударов руками

  • Прямой удар — цуки
  • Традиционный удар Гяку-цуки (прямой удар с «задней» руки)
  • Ой цуки (прямой удар с «передней» руки)
  • Маваси цуки (круговой удар рукой, хук)
  • Сюто цуки (удар — симбиоз апперкота и прямого удара)
  • Ёко-маваси-хидзи-атэ или Ёко-маваси-эмпи-ути (боковой удар локтем)
  • Ёко-хидзи-атэ или Ёко-эмпи-учи (удар локтем вбок)
  • Кидзами-цуки
  • Маэ-хидзи-атэ или маэ-емпи-учи (удар локтем вперед)
  • Основные принципы Цуки
  • Основы гяку-цуки
  • Ороси-хидзи-атэ или ороси-эмпи-ути (удар локтем вниз)
  • Ути, блоки
  • Татэ-хидзи-атэ или татэ-эмпи-ути (удар локтем вверх)
  • Уракэн-ути (вертикальный удар)
  • Усиро-хидзи-атэ или усиро-эмпи-ути (удар локтем назад)
  • Сюто-цуки (удар ребром кисти)

Удары ногами

Гэри (удары ногами) заключает в себе наиболее сильные приёмы каратэ. Гэри является спецификой каратэ и включает в себя действия, немного разнящиеся, а некоторые и отсутствующие в других боевых искусствах. Если ими достаточно овладеть, приемы ударами ног смогут принести более сильный эффект, чем атаки руками. Однако овладение приемами ударов ногами требует много времени и усилий.

Виды ударов ногами

  • Маэ-гэри (прямой удар ногой)
  • Ёко-гэри (удар ногой в сторону)
  • Маваси-гэри (круговой удар ногой)
  • Кин-гэри (восходящий удар в пах)
  • Ороси-гэри (нисходящий удар)
  • Ёко-гэри-кэкоми
  • Кэкоми (прямой толчковый удар ногой)
  • Маэ-кэагэ (маховый восходящий удар)
  • Фумикири и фумикоми
  • Хидза-гэри — удар коленом
  • Малш — удар ногой в челюсть
  • Калаш — удар коленом в сухожилие ноги
  • Уйгури — три удара ногой в челюсть
  • Айгури — три удара ногой в пах

Блоки

Защита против атаки в каратэ более сложный процесс, чем это кажется на первый взгляд. Чтобы начать блок, вы должны предвидеть вид и направление атаки противника. Когда блокируете удар противника, вы должны пытаться перехватить инициативу и привести (обернуть) атаку противника к Вашему преимуществу.

Эта идея воплощается в высказывании: «контратака должна начаться после нападения противника и закончиться до» Это символизирует стремительность и мощь контратаки.

Первое, что необходимо запомнить для изучения основных блоков и их применения, это то, что ваша рука, блокирующая атаку противника, должна начинать свое движение почти одновременно с движением руки или ноги противника, атакующих вас.

виды блоков

  • Восходящий блок — агэ-укэ
  • Сметающий блок — гэдан-бараи
  • Рубящий блок ребром ладони — сюто-укэ
  • Агэ-укэ
  • Асибо-какэ-укэ
  • Асикуби-какэ-укэ
  • Блоки двумя кистями
  • Блоки, выполняемые специальными частями кисти
  • Гэдан-барай
  • Гэдан-какэ-укэ
  • Дзюи-укэ
  • Какивакэ-укэ
  • Какуто-укэ
  • Маэдэ-дзаэ-осаэ-укэ
  • Маэ-удэ-хинэри-укэ
  • Моротэ-сукуи-укэ
  • Моротэ-укэ
  • Моротэ-цуками-укэ
  • Осаэ-укэ
  • Сокумэн-авазэ-укэ
  • Сокуто-осаэ-укэ
  • Сокутэй-маваси-укэ
  • Сокутэй-осаэ-укэ
  • Сото-укэ
  • Сукуи-укэ
  • Тэйсё-авазэ-укэ
  • Тэкуби-какэ-укэ
  • Тэ-нагаси-укэ
  • Ути-укэ
  • Хайван-нагаси-укэ
  • Хайсю-укэ
  • Характеристика укэ
  • Сюто-укэ

Стойки

Способность эффективным техническим действиям в большей степени зависит от сохранения правильного положения тела. Правильное же положение тела обусловлено выбором подходящей в данной ситуации стойки.

Стойка в каратэ главным образом связана с положением нижней части тела, которая является основой для верхней части тела. Основной момент в каждой стойке (за небольшим исключением) спина должна быть выпрямлена, и быть перпендикулярна полу.

Виды стоек

1. Дзэнкуцу-дати — передняя наступательно-боевая стойка

Дзэнкуцу-дати (яп. 前屈立ち; хирагана ぜんくつだち) — основная атакующая стойка с выпадом вперёд, используемая в восточных единоборствах (каратэ, тхэквондо). В тхэквондо стойка называется «ап-куби».

Позиция

Длина стойки дзэнкуцу-дати — две ширины плеч, ширина — одна ширина плеч. Стопа передней ноги смотрит вперёд. Возможное положение тела: сёмэн (направление вперёд) и ханми (вполоборота). В некоторых стилях стопа передней ноги может быть развёрнута внутрь. Стопа задней ноги развёрнута во внешнюю сторону на угол 45 градусов. 60 процентов веса тела находится на передней ноге, 40 — на задней. Иногда в литературе встречается соотношение 70/30. Колено впередистоящей ноги находится над большим пальцем. Задняя нога выпрямлена. Корпус слегка наклонён вперёд.

Стойка может быть как левосторонней — с левой ногой впереди (хидари), так и правосторонней — с правой ногой впереди (миги). Исходное положение рук — одноимённый гэдан-барай, поэтому часто командой для выхода в дзэнкуцу-дати является команда «маэ-гэдан-барай». Для работы ногами также используется положение рук «кэри-но-ёй» и боевое положение.

В зависимости от стиля стойка может отличаться длиной, высотой и шириной.

Выход в дзэнкуцу-дати

В Сётокан

Задняя нога отводится назад на расстояние в две ширины плеч, стойка фиксируется с одновременным выполнением блока гэдан-барай одноимённой рукой.

В Кёкусинкай

Передняя нога выводится вперёд на расстояние в две ширины плеч, стойка фиксируется с одновременным выполнением блока гэдан-барай одноимённой рукой и выкриком «киай».

Перемещение в дзэнкуцу-дати

В Сётокан

Стопа передней ноги на пятке разворачивается во внешнюю сторону, задняя нога перемещается в направлении движения на четыре ширины плеч, после чего стойка фиксируется.

В Кёкусинкай

Стопа передней ноги на носке поворачивается внутрь, задняя нога перемещается в направлении движения на четыре ширины плеч, после чего стойка фиксируется.

В Тхэквондо

Задняя нога подтягивается к передней, после чего совершает выход вперёд на две ширины плеч и в сторону на одну ширину плеч — для сохранения ширины стойки.

Во всех случаях высота стойки не изменяется.

Разворот в дзэнкуцу-дати

Существует два способа разворота в дзэнкуцу-дати — длинный и короткий.

При длинном развороте передняя нога движется к задней и продолжает движение дальше в том же направлении. Когда нога достигнет требуемого положения, боец разворачивается в сторону ноги, совершавшей движение. При этом виде поворота вариант стойки (хидари или миги) не меняется.

При коротком развороте задняя нога перемещается внутрь на две ширины плеч, после чего происходит разворот. При данном варианте разворота меняется впередистоящая нога: хидари на миги и наоборот.

Применение

Стойка дзэнкуцу-дати является одной из самых частоиспользуемых при обучении каратэ. Обычно, это первая основная стойка, преподаваемая ученикам и знание её входит в программу экзаменов на самый младший кю. В простейших ката Тайкёку-1 и Тайкёку-2 используется перемещение исключительно в дзэнкуцу-дати.

2.Киба-дати — стойка всадника

Киба-дати (яп. 騎馬立ち — стойка всадника) — статичная боевая стойка. Присутствует во многих видах восточных боевых искусств. Название происходит из-за схожести положения человека в этой стойке и положения всадника, сидящего на лошади.

Название «киба-дати» (騎馬立ち) используется в японских боевых искусствах (каратэ, айкидо и др.), в тхэквондо эта стойка называется «аннун-соги», в ушу — «mǎbù» (馬步). В русском языке данная стойка часто неверно называется «киба-дачи», что вызвано неверной транслитерацией японского термина (через английский — kiba-dachi)

Позиция

Вид стойки киба-дати может несколько отличаться в различных стилях единоборств, однако общие принципы сохраняются:

  1. Ступни ног должны быть параллельны, расстояние между ними — две ширины плеч (может быть несколько меньше или больше — в зависимости от стиля).
  2. Спина прямая, перпендикулярна полу.
  3. Голени перпендикулярны полу, бёдра находятся к полу под небольшим углом, в случае низкой стойки — параллельны полу.
  4. Колени раздвинуты в стороны.
  5. Исходное положение рук определяется стилем и сильно варьируется, однако руки никогда не опираются на ноги.
  6. Вес тела приходится на внутренние стороны стоп, равномерно распределяясь между обеими ногами.

Стойка киба-дати похожа на другую стойку — сико-дати (стойка борца сумо), которая отличается от киба-дати положением стоп: они развернуты в стороны под углом 45 градусов к линии взгляда.

Нахождение в киба-дати является довольно сложным упражнением. Неподготовленный человек может пробыть в этом положении не более одной минуты.

Варианты стойки

В Кёкусинкай используется два варианта: фронтальная (90°), используемая по умолчанию, когда человек стоит боком к направлению перемещения и положение «ён-дзю-го», когда человек находится под углом 45 градусов к линии перемещения.

3.Кокуцу-дати — задняя защитно-боевая стойка

Кокуцу-дати (яп. 後屈立ち) — основная задняя защитно-боевая стойка в каратэ.

Позиция

Длина стойки кокуцу-дати — одна-полторы ширины плеч. Пятки находятся на одной линии. Стопа передней ноги смотрит вперёд. Стопа задней ноги развёрнута во внешнюю сторону на угол 45 градусов и опирается на всю площадь подошвы. Две трети (или 70 процентов) веса тела приходится на заднюю ногу. Обе ноги находятся в полусогнутом положении, при этом колено передней ноги направлено вперёд, задней — в сторону. Тело расположено вертикально. Исходное положение рук — одноимённый сюто-укэ.

Стойка может быть как левосторонней — с левой ногой впереди (хидари), так и правосторонней — с правой ногой впереди (миги).

В зависимости от стиля стойка может несколько отличаться длиной, высотой и шириной. В ряде стилей (например, Кёкусинкай) передняя нога опирается только на подушку пальцев (тюсоку), а пятка оторвана от пола. В других стилях (например, Сётокан)передняя нога опирается на всю поверхность стопы.

Выход в кокуцу-дати

По команде левая (если особо не оговорено противное) нога перемещается вперёд на длину стойки с одновременным перемещением вправо так, чтобы обе пятки находились на одной фронтальной линии. Одновременно опускается центр тяжести и выполняется одноимённый блок сюто-укэ.

Перемещение в кокуцу-дати

В Сётокан

Стопа передней ноги на пятке разворачивается во внешнюю сторону, задняя нога перемещается в направлении движения с одновременным сюто-укэ, после чего стойка фиксируется.

В Кёкусинкай

Стопа передней ноги на носке поворачивается внутрь, задняя нога перемещается в направлении движения с одновременным сюто-укэ, после чего стойка фиксируется.

Во всех случаях высота стойки при перемещении не изменяется.

Разворот в кокуцу-дати

Существует два способа разворота в кокуцу-дати — длинный и короткий.

При длинном развороте передняя нога уводится назад так, чтобы длина и ширина стойки сохранялась. Разворот выполняется с одновременным сюто-укэ. При этом виде поворота вариант стойки (хидари или миги) не меняется.

При коротком развороте передняя нога смещается вправо (при левосторонней стойке) или влево (при правосторонней), после чего происходит разворот с одновременным сюто-укэ. При данном варианте разворота меняется впередистоящая нога: хидари на миги и наоборот.

4.Действие стойки на дальность атаки приемов гяку-цуки

5.Позиция сидзэн-тай

6.Сантин-дати — стойка «Песочные Часы»

Сантин-дати (яп. 三戦立ち) — основная боевая стойка каратэ. Характеризуется очень жёсткой позицией с напряжением всех мышц, благодаря чему также называется стойкой «крепость». За характерный вид данную стойку называют «песочные часы». Сантин-дати базовой при выполнении дыхательных ката и лучшей для отработки элементов базовой техники. Большое внимание этой стойке уделял создатель Кёкусинкай Масутацу Ояма, называя её наиболее распространённой тренировочной стойкой. Данная стойка — самая закрытая из прочих стоек каратэ.

Позиция

Ноги в сантин-дати стоят примерно на ширине плеч или чуть шире. Передняя нога выдвинута вперёд на длину стопы, носки повёрнуты внутрь. Распределение веса тела между правой и левой ногой равномерное, при этом вес тела приходится на внутренние стороны стоп, что придаёт стойке устойчивость. Колени так же обращены внутрь, защищая пах. Таз подбит вперёд и вверх. Исходное положение рук — двойной блок морото-ути-укэ.

Стойка может быть как левосторонней (хидари), так и правосторонней (миги).

Выход в сантин-дати

Выход в сантин-дати осуществляется коротким дугообразным шагом вперёд, в процессе которого ступня шагающей ноги слегка касается опорной.

Жёсткость

В отличие от других стоек, выход в которые осуществляется с выкриком «киай», выход в сантин-дати осуществляется, как правило, с силовым дыханием ибуки и медленным выполнением морото-ути-укэ. Стойка сантин-дати характеризуется полным напряжением всех мышц и жёсткой позицией.

Отработка жёсткости стойки осуществляется путём нанесения ударов в различные части тела ученика, находящегося в сантин-дати (бёдра, предплечья, пресс). При приёме экзаменов в школах каратэ экзаменатор проверяет жёсткость стойки, нанося довольно сильные удары и толчки.

Сико-дати, хангэцу-дати(стойка Пoлумесяца), фудо-дати(Коренная стойка), нэко-аси-дати(стойка Кота)

Четыре элемента ката:

  • бункай (分解) — анализ;

Бунка́́й (яп. 分解 бункай: «анализ») - в боевых искусствах представляет собой расшифровку, анализ (букв. «бун»- «делить на части», «кай»- «объяснять», «истолковывать»), набор боевых применений движений ката («формы») карате. Обычно каждый бункай представляет собой связку из 2-4 приемов, включающих в себя удары, броски и защиты. В подавляющем большинстве школ используется единственный канонический набор бункай для каждого ката.

В некоторых школах (например, в Конно-дзюку) бункай подразделяется на «базовый» («кихон бункай») и «боевое применение» («оё-бункай»). Трудно установить, кто впервые ввел в процесс обучения карате идею «бункай» (Скорее всего создание этого метода уходит в глубины веков). Однако первым наставником, обнародовавшим (начиная с 20-30х гг XX века) и широко применявшим этот подход в тренировочном процессе, стал создатель школы Сито-рю Мабуни Кэнва.

Поскольку каждое ката является символом боевых искусств (подобно звезде, кресту, треугольнику являющимися символами государств, религий, философий и тд), оно содержит в себе бесконечное количество бункай (расшифровок). Так любое движение в ката может трактоваться как удар, бросок или защита. Так же при боевой расшифровке ката допускается отклонение от канонической формы, с целью повышения прикладной эффективности данной связки.

Более того, обычно ката содержит множество намеков («входных ворот») на разнообразную технику. Таким образом, количество бункай каждого ката по истине безгранично

  • оё (応用 о:ё:) — применение;
  • хэнка (変化) — вариации;
  • какуси (隠し) — скрытность.

 

 

© 2010 г. Дизайн Даулетов Алпамыс Сырымович