Тогыз Кумалак

Тогыз Кумалак ("девять камешков") - это казахская логическая игра для двух игроков, которая относится к семейству игр Манкала.

Доска

В игре Тогыз Кумалак используется специальная доска с двумя рядами маленьких лунок (по девять в каждом ряду) и двумя большими лунками, которые называются "казанами". Нижний (ближний) ряд лунок считается стороной игрока, противоположный ряд - стороной противника. "Казан" игрока находится ближе к стороне противника, а "казан" противника - ближе к стороне игрока.

В начале игры в каждой маленькой лунке находится по девять камней.

Цель игры

Игрок побеждает в игре, если он собирает в своем казане большее количество камней, чем противник собирает в своем казане.

Если в конце игры в казанах каждого из игроков находится одинаковое кол-во камней, то игра завершается вничью.

Процесс игры

Игроки ходят по очереди, вынимая камни из одной из лунок и раскадывая их в другие лунки следующим образом:

  • Игрок вынимает все камни из одной из лунок на своей стороне.
  • Если выбранная лунка содержала больше одного камня, то первый вынутый камень кладется обратно в ту же лунку, из которой он был взят. Все последующие вынутые камни игрок раскладывает в лунки против часовой стрелки (слева-направо в своих лунках и справа-налево в лунках противника). В каждую лунку он кладет по одному камню.
  • Если выбранная лунка содержала всего один камень, то он кладется в следующую лунку против часовой стрелки.

Ниже приведен пример одного хода:

Игрок вынимает девять камней из лунки "g" и раскладывает их против часовой стрелки.
Обратите вниманиен а то, что первый вынутый камень падает обратно в лунку "g"
.

  • Если при раскладывании игрок кладет последний камень в лунку противника, доводя общее количество камней до четного числа, то он забирает все камни из этой лунки (вместе со своим камнем) и кладет их в свою лунку-накопитель.

 

Последний камень падает в лунку на стороне противника
и доводит общее кол-во камней до четного числа (10).
Все эти 10 камней перемещаются в "казан" игрока.

  • Если при раскладывании игрок кладет последний камень в лунку противника, доводя общее количество камней до трёх, а также удовлетворяются три нижеприведенных условия, то все эти три камня перемещаются в "казан" игрока, а лунка превращается в "туздик"  ("святок место" по-казахски). Упомянутые три условия перечислены ниже:

- если у игрока уже есть "туздик".
- последняя лунка на стороне противника (самая правая) не может быть превращена в "
туздик".
- "туздик" не может быть создан симметрично уже созданному "
туздику" оппонента (например, если третья лунка на стороне игрока является "туздиком" противника, то игрок не может превратить третью лунку на стороне противника в свой собственный "туздик").

Ход, нарушающий любое из этих трех условий, может быть произведен, однако в результате не создается "туздик" и три камня остаются лежать в лунке.

Любой камень, падающий при раскладывании в "туздик", забирается владельцем "туздика" в свой "казан".



Игрок вынимает 10 камней из своей лунки "F" и раскладывает их против часовой стрелки.
Последний камень падает в лунку "f" на стороне оппонента и доводит общее кол-во камней
до трех. Эта лунка превращается в "туздик" игрока (все три камня перемещаются в "казан" игрока).

Игрок вынимает 11 камней из своей лунки "e" и раскладывает их против часовой стрелки.
Последний камень падает в лунку "F" на стороне оппонента и доводит общее кол-во камней
до трех. Эта лунка НЕ превращается в "туздик" игрока, потому что она является
симметричной "туздику" оппонента в лунке "f". Обратите внимание, что при раскладывании
один из камней упал в "туздик"  противника (лунка "f") и был перемещен в его "казан".

  •  

    Если игрок не может сделать ход, так как все его лунки пусты, то второй игрок переносит все оставшиеся в его лунках камни в свой казан, и игра завершается. Выигрывает игрок, набравший большее количество камней в своем казане.

 

© 2010 г. Дизайн Даулетов Алпамыс Сырымович