Основные
направления использования
информационных
и коммуникационных технологий
в
физической культуре и спорте
В
XXI веке в Республике Казахстан
как и во всем мире происходят
качественные изменения во всех
сферах человеческой жизни. Важную
роль в этих преобразованиях
играют стремительное развитие
научно-технического прогресса,
глобальная технологизация и
информатизация стран мирового
сообщества.
В
конце XX - начале XXI в. произошел
переход развитых стран от индустриального
общества к информационному.
Термин «информационное
общество» появился во
второй половине 60-х гг. XX
в. Наряду с ним используются
и другие термины: «информационный
век», «общество
знания», «технотронное
общество», «инфосфера»,
«постиндустриальное общество»
и ряд других. Во многом
по своему значению они совпадают
с понятием «информационное
общество», однако не обладают
его широтой и универсальностью.
Поэтому в настоящее время термин
«информационное общество»
является наиболее распространенным.
В
связи с этим предъявляются определенные
требования к системе образования,
образовательному процессу, общей
коммуникативной и информационной
культуре педагога и тренера,
а также к информационным технологиям
обучения и тренировки, формам
и методам их внедрения на уроках
физической культуры, спортивно-ориентированного
(спортизированного) физического
воспитания в общеобразовательных
школах.
Удовлетворение
этих требований должно привести
к созданию принципиально новой
информационной культуры, предполагающей
наличие умения использовать
соответствующим образом весь
набор информационных технологий
в своей профессиональной деятельности.
Для
свободной ориентации в информационных
потоках современный специалист
любого профиля должен уметь
получать, обрабатывать и использовать
информацию с помощью компьютера,
телекоммуникаций и других средств
информационных технологий.
Таким
образом, вопросы овладения современными
информационными и коммуникационными
технологиями и их использования
становятся одним из основных
компонентов профессиональной
подготовки любого специалиста,
в том числе и специалиста в
области физической культуры
и спорта. Это требует разработки
и внедрения в учебный процесс
профессионально ориентированных
программных и программно-педагогических
средств и курсов, направленных
на овладение необходимыми знаниями,
а также накопления личного
опыта их использования в профессионально-педагогической
и спортивной деятельности.
Решая
задачи информатизации учебного
процесса,
следует четко определить следующее:
где
и с какой целью использовать
возможности персонального компьютера,
информационных
и коммуникационных технологий
;
какие
программные продукты должны
обеспечить решение задач информатизации
учебно-тренировочного процесса;
как
создавать и использовать в профессионально-педагогической
деятельности специалистов по
физической культуре и спорту
программно-педагогические средства;
каким
образом вести поиск, обработку,
хранение, передачу и представление
учебной и научно-методической
информации в области физической
культуры и спорта средствами
современных
информационных
и коммуникационных технологий
.
Основные
направления использования информационных
и коммуникационных технологий
в физической культуре и спорте
прежде всего связаны:
с
развитием личности и подготовкой
будущих специалистов к комфортной
жизни в условиях информационного
общества;
с
реализацией социального заказа
на специалистов в области физической
культуры и спорта, обусловленного
информатизацией сферы физической
культуры и спорта;
с
интенсификацией всех уровней
учебно-воспитательного и тренировочного
процессов.
С
учетом этого можно выделить
направления использования информационных
и коммуникационных технологий
в физической культуре и спорте.
Итак, информационных и коммуникационных
технологий применяются:
в
качестве средства обучения,
совершенствующего процесс преподавания
и повышающего его эффективность.
При этом реализуются возможности
программно-методического обеспечения
современных компьютеров в целях
сообщения знаний, моделирования
учебных, тренировочных и соревновательных
ситуаций, осуществления
тренажа и контроля за результатами
обучения;
в
качестве средства информационно-методического
обеспечения и управления
учебно-воспитательным и организационным
процессом в учебных заведениях,
спортивных организациях и т.
п.;
в
качестве средства автоматизации
процессов контроля, коррекции
результатов учебно-воспитательной
и учебно-тренировочной деятельности
и компьютерного тестирования
физического, умственного, функционального
и психологического состояний
занимающихся;
в
качестве средства автоматизации
процессов обработки результатов
соревнований и научных исследований;
в
качестве средства организации
интеллектуального досуга, развивающих
игр;
в
рекламной, издательской и предпринимательской
деятельности в сфере физической
культуры и спорта;
при
организации мониторинга физического
состояния и здоровья различных
контингентов занимающихся.
Информационные
и коммуникационные технологии
в организации учебного процесса
Использование
информационных и коммуникационных
технологий в учебном процессе
на занятиях по физической культуры
представляет определенный интерес,
так как в будущем могут оценить
их преимущества и освоить методику
их применения в своей профессиональной
деятельности.
Внедрение
новых информационных технологий
обучения позволяет осуществить:
сообщение знаний, контроль (самоконтроль)
за ходом их усвоения, демонстрацию
иллюстративного материала как
в статике, так и в динамике;
сопоставление биомеханических
характеристик двигательного
действия, выполняемого спортсменом
(учащимся, студентом), и указаний
о дальнейшем обучении в зависимости
от проявленных расхождений с
эталоном исполнения (образцом);
хранение информации в виде банков
данных с конспектами занятий,
документами планирования, карточек
подвижных игр, списков литературы,
обучающих и контролирующих программ,
комплексов общеразвивающих упражнений;
контроль, учет и анализ динамики
физического развития детей (мониторинг);
математико-статистическую обработку
результатов исследований; моделирование
педагогического процесса и т.п.
Новые
информационные технологии обучения
предусматривают: программно-методическое
обеспечение учащихся дидактическими
материалами нового типа, наличие
современных технических средств
(дисплейных классов, обучающих
систем на базе ЭВМ, мультимедийных
проекторов, выхода в Интернет
и т.д.), перераспределение функций
управления познавательной деятельностью
между учителями, учениками и
компьютерами. Все это требует
новых подходов к профессионально-педагогической
подготовке учеников.
Определенный
интерес представляют структура
и функциональные возможности
мультимедийных контролирующих
и обучающих программ. Контроль
знаний и умений является важным
звеном учебного процесса:
именно по его результатам можно
судить об эффективности обучения.
Преподаватель на основе данных
контроля получает информацию
о результатах своей работы (обратная
связь) и при необходимости может
внести в нее коррективы. Для
обучаемого такие данные служат
оценкой его работы.
В
качестве примера мы приводим
тесты составленные на базе предмета
«Информатика и информационные
технологии», расчитанных
в основном для учеников 10-11
классов.
Основные
понятия информационных технологий
Т
Е С Т Ы
|