Основные направления использования  информационных и коммуникационных технологий  в физической культуре и спорте

              В XXI веке в Республике Казахстан как и во всем мире происходят качественные изменения во всех сферах человеческой жизни. Важную роль в этих преобразованиях играют стремительное развитие научно-технического прогресса, глобальная технологизация и информатизация стран мирового сообщества.

В конце XX - начале XXI в. произошел переход развитых стран от индустриального общества к информационному. Термин «информационное общество» появился во второй половине 60-х гг. XX в. Наряду с ним используются и другие термины: «информационный век», «общество знания», «технотронное общество», «инфосфера», «постиндустриальное общество» и ряд других. Во мно­гом по своему значению они совпадают с понятием «информационное общество», однако не обладают его широтой и универсальностью. Поэтому в настоящее время термин «информационное общество» является наиболее распространенным.

В связи с этим предъявляются определенные требования к системе образования, образовательному процессу, общей коммуникативной и информационной культуре педагога и тренера, а также к информационным технологиям обучения и тренировки, формам и методам их внедрения на уроках физической культуры, спортивно-ориентированного (спортизированного) физического воспитания в общеобразовательных школах.

Удовлетворение этих требований должно привести к созданию принципиально новой информационной культуры, предполагающей наличие умения использовать соответствующим образом весь набор информационных технологий в своей профессиональной деятельности.

Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютера, телекоммуникаций и других средств информационных технологий.

Таким образом, вопросы овладения современными информационными и коммуникационными технологиями и их использования становятся одним из основных компонентов профессио­нальной подготовки любого специалиста, в том числе и специалиста в области физической культуры и спорта. Это требует разработки и внедрения в учебный процесс профессионально ориентированных программных и программно-педагогических средств и курсов, направленных на овладение необходимыми знаниями, а также накопле­ния личного опыта их использования в профессионально-педагогической и спортивной деятельности.

Решая задачи информатизации учебного  процесса, следует четко определить следующее:

где и с какой целью использовать возможности персонального компьютера,  информационных и коммуникационных технологий ;

какие программные продукты должны обеспечить решение задач информатизации учебно-тренировочного процесса;

как создавать и использовать в профессионально-педагогической деятельности специалистов по физической культуре и спорту программно-педагогические средства;

каким образом вести поиск, обработку, хранение, передачу и представление учебной и научно-методической информации в области физической культуры и спорта средствами современных  информационных и коммуникационных технологий .

Основные направления использования информационных и коммуникационных технологий в физической культуре и спорте прежде всего связаны:

с развитием личности и подготовкой будущих специалистов к комфортной жизни в условиях информационного общества;

с реализацией социального заказа на специалистов в области физической культуры и спорта, обусловленного информатизацией сферы физической культуры и спорта;

с интенсификацией всех уровней учебно-воспитательного и тренировочного процессов.

С учетом этого можно выделить направления использования информационных и коммуникационных технологий в физической культуре и спорте. Итак, информационных и коммуникационных технологий применяются:

в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания и повышающего его эффективность. При этом ре­ализуются возможности программно-методического обеспече­ния современных компьютеров в целях сообщения знаний, мо­делирования учебных, тренировочных и соревновательных си­туаций, осуществления тренажа и контроля за результатами обучения;

в качестве средства информационно-методического обеспе­чения и управления учебно-воспитательным и организационным процессом в учебных заведениях, спортивных организациях и т. п.;

в качестве средства автоматизации процессов контроля, кор­рекции результатов учебно-воспитательной и учебно-тренировочной деятельности и компьютерного тестирования физического, умственного, функционального и психологического состояний занимающихся;

в качестве средства автоматизации процессов обработки ре­зультатов соревнований и научных исследований;

в качестве средства организации интеллектуального досуга, развивающих игр;

в рекламной, издательской и предпринимательской деятельности в сфере физической культуры и спорта;

при организации мониторинга физического состояния и здо­ровья различных контингентов занимающихся.

Информационные и коммуникационные технологии в организации учебного процесса

Использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе на занятиях по физической культуры представляет определенный интерес, так как в будущем могут оценить их преимущества и освоить методику их применения в своей профессиональной деятельности.

Внедрение новых информационных технологий обучения позволяет осуществить: сообщение знаний, контроль (самоконтроль) за ходом их усвоения, демонстрацию иллюстративного материала как в статике, так и в динамике; сопоставление биомеханических характеристик двигательного действия, выполняемого спортсме­ном (учащимся, студентом), и указаний о дальнейшем обучении в зависимости от проявленных расхождений с эталоном исполне­ния (образцом); хранение информации в виде банков данных с конспектами занятий, документами планирования, карточек подвижных игр, списков литературы, обучающих и контролирующих программ, комплексов общеразвивающих упражнений; контроль, учет и анализ динамики физического развития детей (мониторинг); математико-статистическую обработку результатов исследований; моделирование педагогического процесса и т.п.

Новые информационные технологии обучения предусматривают: программно-методическое обеспечение учащихся дидактическими материалами нового типа, наличие современных технических средств (дисплейных классов, обучающих систем на базе ЭВМ, мультимедийных проекторов, выхода в Интернет и т.д.), перераспределение функций управления познавательной деятельностью между учителями, учениками и компьютерами. Все это требует новых подходов к профессионально-педагогической подготовке учеников.

Определенный интерес представляют структура и функциональные возможности мультимедийных контролирующих и обучаю­щих программ. Контроль знаний и умений является важным зве­ном учебного процесса: именно по его результатам можно судить об эффективности обучения. Преподаватель на основе данных контроля получает информацию о результатах своей работы (обратная связь) и при необходимости может внести в нее коррективы. Для обучаемого такие данные служат оценкой его работы.

В качестве примера мы приводим тесты составленные на базе предмета «Информатика и информационные технологии», расчитанных в основном для учеников 10-11 классов.

 

 

Основные понятия информационных технологий

 

Т Е С Т Ы

 

 

 

© 2010 г. Дизайн Даулетов Алпамыс Сырымович