Тема: “Теория и практика
физической культуры и спорта”
Дюсембаев
Н.С. ЗТРК по таеквондо, соискатель
ключевые слова: спорт,
инновация, спортивная наука, студенческий
спорт, высшие достижения
Слово “инновация” в
переводе с латинского означает обновление,
новизна, изменение.
Теория и практика
физической культуры вплотную связаны с
инновационной деятельностью. Это разработка
новой концепции физического воспитания
профессиональных спортсменов, создание
обновленной системы подготовки, переход от
архаичных методик к передовым методам
сопровождения деятельности спортсменов на
всех этапах. Всякое высшее достижение
спортсмена имеет не только его личное
значение,но и становиться общенациональным
достоянием,так как рекорды и победы на
крупнейших международных состязаниях вносят
свой вклад в поддержании укреплении
авторитета страны на международной арене.На
сегодняшний день существует 4 вида
спортивных школ: Детско-юношеские спортивные
школы (ДЮСШ), Специализированная
детско-юношеская спортивная школа
олимпииского резерва (СДЮСШОР),Центры
подготовки олимпииского резерва (ЦПОР),Школа
высшего спортивного мастерства (ШВСМ). Вся
система работ школ направлена именно на
основную цель -подготовку спортивного
резерва и спортсменов высокого класса!.
Мероприятия по
массовому школьному, студенческому спорту
проводятся согласно календарного плана
спортивно-массовых мероприятии Национального
научно-практического центра физической
культуры МОН РК в областях региональными
центрами физической культуры и спорта
управлении образований. Проведение
зимних,летних спартакиад школьников и
учащихся колледжей с охватом до 50 видов
спорта,школьных лиг по 3 возрастам (футбол,баскетбол,волейбол
и гандбол), ”Былғары
доп”по
возрастам и т.д. дают возможность на ранней
стадий выявлять одаренных в спорте
детей,которые в дальнейшем формируют
основной состав национальных, олимпийских
сборных команд Республики Казахстан.
Тому подтверждение
Атырауские спортсмены: Ибрагимов
Р.,Есдаулетов Б., Нуркина Л., Чилманов А. в
2002г. были победителями Первой
Республиканской Спартакиады школьников и
учащихся колледжей, в последующие годы они
становились чемпионами РК, Азии, призерами
Мира, Чилманов Арман завоевал бронзовую
медаль Пекинской Олимпиады .
При подготовке
высококлассных спортсменов Международного
класса, как Назгул Тажигулова, Сауле
Сардарова, Арман Чилманов, Батырбек
Есдаулетов мы тренера определяли
функциональное состояние наших спортсменов
исходя из замеров АД, пульсометрий ЖЕЛа.
Наращивали скоростную-силовую
выносливость, прохождением специальных
нагрузочных линий по ОФП, СП, ТТП и т.д.
на мониторе Вы видите таблицу
подведения функционального состояния
спортсмена.
Функциональное Состояние
Спортсмена
1.
Специальная подготовка (СП)
2.
Общефизическая подготовка (ОФП)
3.
Тактико-техническая подготовка (ТТП)
4.
Морально-психологическая подготовка (МПП)
5.
Скоростная –силовая подготовка (ССП)
Я исхожу из собственной тренерской практики.
Все эти компоненты надо развивать
равномерно,чтобы подвести спортсмена ,говоря
на обыденном языке “к пику формы” в
соревновательный период.
Развитие спорта высших достижении
взаимосвязано с развитием массового
школьного,студенческого спорта. В г.Атырау
при гороно с 2016 года функционируют 2
Детско-юношеские клубы физической подготовки
(ДЮКФП) “БАРЫС” и “УЛАН”. Они проводят свою
работу непосредственно на спортивных базах в
56-и общеобразовательных школах города,
после проведения внутришкольных,городских
соревновании победители участвуют в
областных спортивно - массовых мероприятиях
регионального центра.
В Махамбетском районе при районо
ДЮКФП охватывает все 17 школ района. ДЮКФП
спортивно-массовые мероприятия, секционные
занятия по видам спорта, школьного туризма,
военно-спортивным играм среди школьников и
т.д. проводят согласно календарного плана
Атырауского регионального центра физической
культуры и спорта при Управлений образования
Атырауской области, с последующим участием
на Республиканских, Международных
соревнованиях среди школьников и учащихся
колледжей.
Спортивно-массовые мероприятия,
секционные занятия среди студентов и т.д. в
Атырауской области проводят Студенческие
спортивные клубы при Атырауском
Государственном Университете
им.Х.Досмухамедова и Атырауском Университете
нефти и газа.
Развитие студенческого спорта -
одно из важных направлений социальной
политики, целью которого является устойчивое
духовное и физическое развитие молодежи
через интеграцию образования, спорта и
культуры. И безусловно, мы должны сделать
все, чтобы наши планы в сфере студенческого
спорта в ближайшие годы и на перспективу
были реализованы.
Сегодня повышается роль высшей
школы как социального института,
формирующего не только компетентного
специалиста, но и полноценную, здоровую
личность. Высшее образование признается в
качестве приоритетного направления в
развитий студента во всем многообразии
жизненных ситуаций. Немаловажную роль в
процессе становления молодого человека
принадлежит образованию в сфере физической
культуры и спорта, в процессе которого
происходит овладение специальными знаниями и
способами их рационального применения для
совершенствования.
Развитие
спорта во всем мире привело к возникновению
и развитию множества отдельных
видов спорта,
которых в настоящее время более 200.
Наиболее распространённые виды спорта
включены в программу летних и зимних
Олимпийских игр. Поэтому в теории спорта в
основном используются «Олимпийская
классификация видов спорта». Эта
классификация основана на учете основных
закономерностей соревновательной и
тренировочной деятельности в различных видах
спорта, а также довольно - таки схожей
спецификой нескольких видов спорта. В этой
классификации виды спорта подразделяются на
шесть групп.
Олимпийская
квалификация
1.
группа
- циклические виды спорта
(беговые дисциплины легкой атлетики,
плавание, гребля, велоспорт, лыжный,
конькобежный спорт и т.д.
2.
группа
- скоростно-силовые виды спорта
(легкоатлетические виды спорта, метание,
спринтерские номера программы в различных
видах спорта
3.
группа
- сложнокоординационные виды спорта
(спортивная и художественная гимнастика,
фигурное катание на коньках, прыжки в воду и
др.)
4.
группа
- единоборства (все виды
борьбы и бокса).
5.
группа
- спортивные игры (футбол,
хоккей, волейбол и т. д.).
6.
группа
- многоборья (лыжное
двоеборье, легкоатлетическое десятиборье,
современное пятиборье и т.д.).
Главная и конечная цель
для любой спортивной школы – подготовка
мастеров высокого класса. Без
государственной поддержки качественная
подготовка спортсменов такого класса
невозможна.
Как сказал академик Анатолий
Кожекенович Кульназаров "Будущее мирового
спорта - за новейшими технологиями”.
Необходимо открыть :
1.
Республиканский
научно-исследовательский институт при
Министерстве культуры и спорта с филиалами в
областных центрах;
2.
При Министерстве культуры и спорта
Республиканскую высшую школу тренеров;
3.
Областные научно-практические
медико-спортивные диспансеры для подготовки
высококлассных спортсменов;
4.
Создать республиканские, областные,
районные Комплексные научные группы (КНГ).
Использованная литература
Учебники:1.
Теория м методика физического воспитания и
спорта: учеб. Пособие для студ. высш. учеб.
заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. –
М.: Издательский центр «Академия», 2000,
2004.
2. Матвеев
Л. П. Основы спортивной тренировки: Учебное
пособие для институтов физической культуры.
– М.: Физкультура и спорт, 1977.3. Платонов
В. Н. Подготовка квалифицированных
спортсменов. – М., 1986
|