Оглавление

Уровень научности

См. Уровень представления учебного материала.


Уровень представления учебного материала

Представление учебного материала с определенной степенью абстракции в описании.

Различают четыре уровня представления:

  1. Феноменологическая (описательная) ступень, на которой с использованием обычного естественного языка лишь описывают, констатируют факты, явления, процессы. Иногда дают их классификацию.
  2. Аналитико-синтетическое описание (ступень качественных теорий), в котором на естественно-логическом языке излагают теорию частных явлений, что создает предпосылки для предсказания исходов явлений и процессов на качественном уровне.
  3. Математическое описание (ступень количественных теорий), в котором на математическом языке излагают теорию частных явлений. Применение математических моделей создает при этом возможность для прогнозирования исходов явлений и процессов на количественном уровне.
  4. Аксиоматическое описание, в котором формулируют законы, обладающие междисциплинарной общностью. Примеры таких описаний можно встретить в кибернетике, философии, теории систем.

Уровень представления обозначается b и может меняться соответственно от 1 до 4.


Уровень усвоения учебного материала

Показывает качество владения обучаемым учебным материалом.

Такая классификация позволяет четко формулировать дидактические цели при проектировании учебной программы и на их основе определять его состав.

Различают пять уровней усвоения учебного материала:

  1. Нулевой уровень (Понимание) - это такой уровень, при котором обучаемый способен понимать, т.е. осмысленно воспринимать новую для него информацию. Строго говоря, этот уровень нельзя называть уровнем усвоения учебного материала, т.к. фактически речь идет о предшествующей подготовке обучаемого, которая дает ему возможность понимать новый для него учебный материал.
  2. Первый уровень (Опознание) - это узнавание изучаемых объектов и процессов при повторном восприятии ранее усвоенной информации о них или действий с ними, например, выделение изучаемого объекта из ряда предъявленных различных объектов.
  3. Второй уровень (Воспроизведение) - это воспроизведение усвоенных ранее знаний от буквальной копии до применения в типовых ситуациях. Примеры: воспроизведение информации по памяти, решение типовых задач (по усвоенному ранее образцу).
  4. Третий уровень (Применение) - это такой уровень усвоения информации, при котором обучаемый способен самостоятельно воспроизводить и преобразовывать усвоенную информацию для обсуждения известных объектов и применения ее в разнообразных нетиповых ситуациях. При этом обучаемый способен генерировать новую для него информацию об изучаемых объектах и действиях с ними. Примеры: решение нетиповых задач, выбор подходящего алгоритма из набора ранее изученных алгоритмов для решения конкретной задачи.
  5. Четвертый уровень (Творческая деятельность) - это такой уровень владения учебным материалом темы, при котором обучаемый способен создавать новую информацию, ранее неизвестную никому. Пример: разработка нового алгоритма решения задачи.

Уровень представления обозначается a и может меняться от 0 до 4.

Для измерения степени владения учебным материалом на каждом уровне используют коэффициент:

,

где:

P1

-

количество правильно выполненных существенных операций в процессе решения задания

P2

-

общее количество существенных операций в задании

Под существенными понимают те операции, которые выполняются на проверяемом уровне a. Операции, принадлежащие к более низким уровням, в число существенных не входят.

Исходя из этого: .

Таким образом, уровень усвоения учебного материала может быть использован для оценивания качества знаний бучаемого и выставления оценки. Предлагаются следующие критерии:

Неудовлетворительно

Удовлетворительно

Хорошо

Отлично

При  следует продолжать процесс обучения на том же уровне.


Учебная деятельность

Цель и результат деятельности обучаемого.

Учебная деятельность организуется не объектом деятельности (обучаемым), а субъектом (преподавателем). Для того, чтобы цель и результат совпадали, необходимо управление учебной деятельностью. Результат учебной деятельности является свойством самого объекта.


Учебная программа

Учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины (ее раздела, части).

Примечание. Не следует путать с обучающей системой.


Учебник

Учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания.


Учебное пособие

Учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.


Учебно-методическое обеспечение дистанционного обучения

База учебных материалов, система управления этой базой, методики дистанционного обучения, тесты, рекомендации по технологии дистанционного обучения с учетом дидактических и психологических аспектов.


Учебно-методическое пособие

Учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, части) или по методике воспитания.


Учебно-наглядное пособие

Учебное иллюстрированное издание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию.


Учебный курс (в аспекте электронных учебников)

Объединение нескольких обучающих систем по связанным предметам.

Если обучающая система проектируется для конкретной предметной области, то учебный курс может включать в себя несколько обучающих систем по различным предметам, которые связаны между собой, а обучаемый может изучать любой из предложенных предметов (какие конкретно предметы изучать выбирает он сам или это делает преподаватель).

Учебные курсы могут быть и адаптивными, и дистанционными, и гипермедийными.


Учебный элемент

Цельный, неделимый, законченный кусок учебного материала.


Учреждение системы дистанционного обучения

Образовательное учреждение или объединение образовательных учреждений, обеспечивающее функционирование системы дистанционного обучения.


Оглавление