Инструментальный комплекс, включающий математическое, методологическое и программное обеспечения и предназначенный для заполнения знаниями пользователем- непрограммистом в целях создания обучающей системы и, в конечном итоге, реализации автоматизированного обучения..
Все множество пользователей АОС можно разбить на три группы:
Составитель курса (преподаватель). Он осуществляет подготовку системы к использованию, в его задачи входит:
заполнение системы знаниями по предметной области, учебными материалами, вспомогательными компьютерными программами и т.д.;
настройка системы (в рамках предоставленных возможностей) в соответствии с целями использования системы и представлениями преподавателя об эффективных методах управления обучением.
Консультант (преподаватель). Он контролирует работу обучаемых с системой; в его задачи входит:
регистрация обучаемого, настройка системы на данного обучаемого, определение цели его работы с АОС;
периодический контроль за ходом процесса обучения;
принятие решения об окончании обучения с учетом рекомендаций системы.
Обучаемый. Работа системы с обучаемым делится на сеансы. Во время каждого сеанса система:
определяет текущее состояние процесса обучения;
выполняет действия, предусмотренные текущим состоянием (например, демонстрацию учебных материалов, запуск внешних модулей, контроль знаний);
по результатам ответных действий обучаемого изменяет текущее состояние процесса обучения;
осуществляет проверку достижения заданной цели. Если цель достигнута, система сообщает об этом обучаемому и консультанту; если не достигнута – просто завершает сеанс.
Цель АОС – передать обучаемому знания, которые в нее заложены. Определить степень достижения этой цели система может с помощью модели обучаемого. Для этого в модель обучаемого следует включить целевую модель обучаемого, при достижении которой задача системы считается выполненной.
Коррекция хода обучения.
Адаптация имеет ряд аспектов:
Данная модель применяется для тестирования обучаемых с помощью компьютера, т.к. на бумажном бланке невозможно заранее разместить столько вопросов и в том порядке, сколько и в котором они должны быть предъявлены обучаемому.
Тестирование обычно начинается с заданий средней сложности, но можно начинать и с легких заданий, т.е. идти по принципу повышения сложности.
Тестирование заканчивается, когда обучаемый выходит на некоторый постоянный уровень сложности, например, отвечает подряд на некоторое критическое количество вопросов одного уровня сложности.
Достоинства:
Недостатки:
Надежность результатов тестирования в данном случае самая высокая, т.к. осуществляется приспособление под уровень знаний конкретного обучаемого, что обеспечивает более высокую точность измерений.
Способность обучающей системы к адаптации.
См. Интеллектуальная (адаптивная) обучающая система
Построение оптимальной последовательности учебного материала путем сокрытия и показа гиперссылок в гипертексте. Если обучаемый не готов к изучению какой-либо части учебного материала, то ссылки на нее скрываются, либо обучаемому выдается список тем, которые он должен изучить перед изучением выбранной темы.
По данным об обучаемых выбирается самый сильный обучаемый, который объясняет ответ на вопрос или ход решения задачи, либо задача решается группой из нескольких обучаемых, которые обмениваются между собой копиями своих решений.
Доказано, что коэффициент интеллекта группового разума выше, чем интеллект отдельного обучаемого. При этом происходит передача знаний от обучаемых, знающих какой-либо раздел курса лучше, к остальным. Метод позволяет ранжировать обучаемых по вкладу в совместную деятельность.
Технология, целью которой является приспособление содержимого учебного материала к уровню знаний обучаемого.
Тест, в котором сложность заданий меняется в зависимости от правильности ответов испытуемого.
Если обучаемый правильно отвечает на тестовые задания, сложность последующих заданий повышается, если неправильно – понижается. Также есть возможность задавать дополнительные вопросы по темам, которые обучаемый знает не очень хорошо для более точного выяснения уровня знаний в данных областях.
Технологии, используемые в адаптивных обучающих системах.
Различают:
Значимость, практическая востребованность.
Знания, которые относительно легко поддается превращению в информацию, которая является удобным средством передачи знаний. Она может быть передана от учителя к ученику с помощью учебных текстов и графических изображений, заранее подготовленных и хранящихся на каком-либо носителе, например на бумаге, на магнитном или оптическом диске.
Реализация технологии обучения по удобному для каждого обучаемого расписанию.
Ассоциацию в данной теории определяют как связь между психическими явлениями, при наличии которой актуализация одного явления вызывает появление другого. Таким образом, обучение в ассоциативно-рефлекторной теории трактуется как установление связей между различными элементами знания. Связи принято делить на внешние и внутренние. Внешние связи дают чисто механическое заучивание. Например, правило для запоминания цветового спектра: "Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан". Внутренние же, логические связи позволяют из одних элементов знания получать (выводить) другие элементы.
Необходимыми условиями для применения ассоциативно-рефлекторной теории усвоения являются наличие у обучаемых определенного фундамента знаний и владение ими логическими операциями, позволяющими связывать между собой ранее изученные и новые элементы знания. Методику ассоциативно-рефлекторного обучения можно представить в виде схемы из шести следующих этапов.
При конкретной реализации этой схемы в глобальном сценарии учебной работы с обучающей программой локальные сценарии каждого этапа могут быть построены на основе универсальной бихевиористской формулы.
Альбом, содержащий изображение различных объектов (карты, чертежи, рисунки и пр.), служащий для учебных и практических целей.